Проблема наркомании издавна считается одно из наиболее весомых проблем российского общества. Наравне с алкоголизмом употребление наркотических веществ приводит к смерти граждан, которые могли прожить свою жизнь на благо общества. Между наркотиками и алкоголем есть одна ключевая разница – распространение первого карается законом. Мы не берём во внимание наркотические вещества, которые могут входить в состав лекарственных средств, ведь эти средства действительно нужны человеку, чтобы пережить свою болезнь или хотя бы облегчить её симптомы. Тем более, такие лекарства продаются под строгим надзором и лишь по предписанию специалиста.
В данной статье пойдёт речь о преступлениях, связанных с организацией незаконного оборота наркотических веществ. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ряд соответствующих составов. В частности, мы изучим основные проблемы расследования таких преступлений с учётом современных реалий. Результаты данного исследования будут полезны для сотрудников правоохранительных органов в лице оперативных сотрудников и следователей МВД России.
К основным видам преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков являются:
- незаконное приобретение, хранение, приобретение, перевозка, пересылка, изготовление, переработка наркотического средства (ст. 228 УК РФ);
- незаконное производство, сбыт и пересылка любого количества наркотиков (228.1 УК РФ);
- хищение наркотических средств и психотропных веществ (ст. 229 УК РФ);
- контрабанда наркотиков (ст. 229-1 УК РФ);
- склонение к потреблению наркотиков (ст. 230 УК РФ);
- культивирование растений, содержащих наркотические средства (ст. 231 УК РФ);
- организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотиков более 2-х раз (ст. 232 УК РФ).
Расследование преступлений в сфере незаконного оборота наркотических веществ характеризуется рядом особенностей. Во-первых, данный тип преступлений является довольно латентным. Выявление преступлений по незаконному обороту наркотиков часто превращается в проблему, особенно если масштабы оборота не представляют собой больших объёмов. К примеру, будет сложно выявить распространителя наркотиков, если он выращивает марихуану «для себя» и безвозмездно распространяет её среди своих ближайших друзей. Безусловно, в вопросе выявления преступлений данной сферы важен личный и профессиональный опыт. Если сотрудник правоохранительных органов достаточно хорошо знает криминальный контингент района, то даже мелкие распространители будут выявляться относительно просто [3, с.16].
Ещё одна сложность, которая сопровождает процесс выявления и дальнейшего расследования преступлений обсуждаемой сферы, обусловлена технологическим прогрессом современного общества. Речь идёт о продвинутых методах коммуникации, таких как мессенджеры, электронная почта и т.п. Современные распространители наркотических веществ не пользуются прямой телефонной связью, которую можно «прослушать». Более предпочтительным вариантом коммуникации в логистических цепочках наркодилеров являются либо личные встречи, либо мессенджеры (Telegram, WhatsApp, Signal и т.д.) [4, с.189].
Наличие у преступников способов сокрытия своих планов и организации оперативной деятельности усложняет работу правоохранительным органам, так как их действия не должны выходить за рамки закона. Поэтому любое несанкционированное вхождение в личное информационное пространство гражданина (например, проверка содержания смартфона без каких-либо санкций) должно строго наказываться. Однако с другой стороны, уголовное право и методы расследования современных преступлений должны идти в ногу со временем. Поэтому, актуальным вопросом является пересмотр процедуры получения доступа к содержимому смартфонов граждан сотрудниками правоохранительных органов. Данная мера, на первый взгляд, может показаться спорной, так как она кажется таковой, которая нарушает конституционные права граждан на тайну переписки. Но, после ознакомления с содержанием ст.23 Конституции РФ можно сделать вывод о том, что ограничение права на тайну переписки допускается только на основании судебного решения [1, ст. 23].
Следовательно, повысить эффективность расследования преступлений, совершённых в сфере незаконного оборота наркотических веществ, может упрощение порядка получения судебного разрешения на доступ к информации о переписках подозреваемых в распространении наркотических веществ. Данная мера необходима, так как на практике часто появляются примеры, когда сотрудники правоохранительных органов не получают судебного разрешения на досмотр телефона, а просто изымают телефон гражданина в незаконном порядке. Это явление в работе правоохранительных органов недопустимо.
Основной мерой, направленной на упрощение процедуры получения доступа к информации смартфона предполагаемого распространителя наркотиков является превентивный осмотр, с последующим оформлением документации результатов осмотра и обоснование его неотложной необходимости перед судом. Такая спешка обусловлена тем, что практическая реализация доступа к содержимому телефона на современном этапе довольно медлительна и создаёт высокие риски того, что правонарушитель попросту удалит всю важную для расследования информацию ещё до получения санкции суда. Во избежание этого и необходимо предоставление возможности незамедлительного осмотра содержимого телефона гражданина.
Осуществление данной меры может создать не только новые возможности для расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, но и новые риски нарушения прав граждан. Подобных нарушений также нельзя допустить. Чтобы уравновесить права гражданина и полномочия правоохранителей, необходимо осуществлять прокурорский контроль за подобными мероприятиями. Следовательно, если появляется необходимость осмотра телефона правоохранительными органами, гражданин может вызвать либо своего собственного правозащитника, который будет наблюдать за правомерностью, либо представителя прокуратуры. Главная задача подобных мероприятий – предупредить сокрытие факта осмотра телефона недобросовестными сотрудниками полиции. При непосредственном уравновешивании прав гражданина и полномочий сотрудников полиции возможно эффективное выявление преступников, участвующих в незаконном обороте наркотиков и защита прав граждан, не имеющих к этому никакого отношения [5, с.76].
Такое пристальное внимание к информации из личных телефонов граждан обращено из-за того, что смартфон в современности является чем-то большим, чем средством связи и мультимедийным устройством. При помощи средств связи «закладчики» получают координаты, где оставлять наркотические вещества. При помощи этих же средств связи гражданин может приобрести наркотики и узнать, где они будут его ожидать. Помимо этого, информация из телефона может предоставить правоохранителям информацию о цепочках поставок наркотических веществ либо навести на людей, которые имеют к этому какое-то отношение.
Предлагаемые меры являются крайне спорными на данный момент. Объясняется это тем, что общество попросту не готово к таким решениям. Однако с течением времени и законодателям, и обществу станет очевидно, что смартфон и другие телекоммуникационные устройства являются неправомерным преимуществом преступников над правоохранительными органами. Как следствие, укореняются всё более совершенные формы распространения наркотиков, которые не позволяют расследовать преступления в полной мере и получать информацию о ключевых лицах-распространителях наркотиков. Поэтому, можно сделать вывод о том, что упрощение получения доступа к личным перепискам граждан в их смартфонах – это лишь дело времени.