Главная
АИ #49 (179)
Статьи журнала АИ #49 (179)
Проблемы формирования материальной образовательной среды в Российской Федерации

Проблемы формирования материальной образовательной среды в Российской Федерации

Автор(-ы):

Габдурахманова Татьяна Евгеньевна

8 декабря 2023

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

материальные ресурсы
материально-техническая база
материальное обеспечение
образовательная среда
сфера образования
образовательная организация

Аннотация статьи

В статье представлены результаты исследования характеристики актуальных проблем формирования материального обеспечения сферы образования в Российской Федерации (РФ). Рассмотрена роль материальных ресурсов в деятельности образовательной организации. Определены перспективные направления решения проблем формирования материального обеспечения образовательной среды в РФ.

Текст статьи

Актуальность научного исследования на рассматриваемую нами тематику обусловлена тем, что материальная образовательная среда в РФ обозначает материальное обеспечение деятельности учреждения сферы образования, которые имеют необходимые материальные ресурсы, техническую базу и имущество. Если данных инструментов недостаточно – возникают предпосылки к снижению эффективности образовательных процессов, что ухудшает качество получаемого образования в российском обществе.

Система управления материальной образовательной среды обеспечивает эффективное распределение, использование, учет и анализ материальных ресурсов. Их объем должен быть оптимальным, поскольку дефицит и переизбыток приводят к проблемам финансовой устойчивости образовательной организации. Однако проблемы переизбытка для современных учреждений общеобразовательной школьной системы РФ являются неактуальными. По нашему мнению, основным барьером является как раз таки дефицит, вызванным недостаточным финансированием сферы образования [1].

К тому же результаты исследования влияния материально-технического обеспечения образовательной среды на школьную повседневность, позволили резюмировать, что на ежедневное самочувствие школьников, их учебный настрой и желание учиться напрямую влияет их физическое окружение, что дает нам право поместить качество материально-технического и ресурсного компонента в начало списка показателей эффективности функционирования образовательной среды [2].

К проблемам, которые препятствуют формированию материальной образовательной среды в общеобразовательных школах РФ, можно отнести [4, 5]:

  1. Высокая степень зависимости финансового обеспечения формирования материально-технической и ресурсной базы общеобразовательных школ от государственных/местных финансов и бюджетных средств.
  2. Слабая материально-техническая база, которая не соответствует современным стандартам и нормам общеобразовательной школы, плохо оснащена современным оборудованием – необходимым условием для внедрения современных образовательных, социально-культурных, информационных и других технологий.
  3. Образовательные организации не амортизируют основные средства. Это плохо, потому что не накапливается амортизационный фонд. Это связано с государственным финансированием данной сферы.
  4. Высокий уровень износа фондов и основных средств общеобразовательных школ вследствие недостаточного финансирования отрасли (рис. 1).

Рис. 1. Динамика износа основных фондов в образовательной сфере РФ, в % [3]

Для решения проблемы формирования материальной образовательной среды в РФ можно использовать программно-целевой подход в управлении. Под ним подразумевается систематическое воздействие на объект управления (отрасль, сферу и т. д.), где используется разработка и реализация комплексных проектов, цели которых направлены лишь на развитие самого объекта управления. Такой подход обеспечивает более высокий уровень внимания к решению вопросов, связанных с развитием определенной сферы государственного сектора России [6].

Важно отметить высокую практическую значимость и роль инструментов программно-целевого управления при решении задач формирования материальной образовательной среды в РФ. Данный подход управления совместим с целевыми указаниями Министерства образования и науки РФ, где отмечает важность такой стратегии в обеспечении эффективной модернизации системы образования российского государства. Поэтому можно ожидать в следующие периоды выделение дополнительных бюджетных средств и финансов для финансового стимулирования реализации проектов, создающих условия для развития материально-технического обеспечения сферы школьного образования на территории регионов РФ.

Также необходимо рекомендовать предложения, направленные на обновление основных фондов общеобразовательных школ РФ (рис. 2).

Рис. 2. Мероприятия обновления основных фондов образовательных организаций РФ

Таким образом, к основным проблемам формирования материальной образовательной среды в Российской Федерации относятся высокая степень зависимости финансового обеспечения от бюджетных средств; слабая материально-техническая база, которая не соответствует современным стандартам и нормам; образовательные организации не амортизируют основные средства; высокий уровень износа фондов и основных средств общеобразовательных школ.

Список литературы

  1. Аникиец А.А. Материально-техническое обеспечение системы образования // Научное пространство современной молодежи: приоритетные задачи и инновационные решения. 2023. С. 11-12.
  2. Верник И.С., Лапина А.С., Силантьева И.Е. Влияние материально-пространственного компонента образовательной среды на школьную повседневность // Образование XXI века: факторы и предикторы успешности освоения образовательной программы школьниками. 202 С. 130-143.
  3. Домнина С.В. Анализ материально-технического обеспечения сферы образования в Российской Федерации // Современные технологии в российской и зарубежных системах образования. 202 С. 81-84.
  4. Домнина С.В. Материально-техническое обеспечение сферы образования в Российской Федерации // Педагогический форум. 2021. № 2 (8). С. 16-18.
  5. Мамедова И.О.К. Методологические проблемы управления образованием в условиях трансформации образовательной среды // Шамовские чтения. 2023. С. 455-459.
  6. Миндзаева Э.В., Абрамов В.И. Мотивационное программно-целевое управление качеством образования: от модели до внедрения // Человек и образование. 2022. № 2 (71). С. 7-16.

Поделиться

485

Габдурахманова Т. Е. Проблемы формирования материальной образовательной среды в Российской Федерации // Актуальные исследования. 2023. №49 (179). Ч.III.С. 30-33. URL: https://apni.ru/article/7733-problemi-formirovaniya-materialnoj-obrazov

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля