Главная
АИ #49 (179)
Статьи журнала АИ #49 (179)
Категория «духовность» в исследованиях внутреннего мира личности

Категория «духовность» в исследованиях внутреннего мира личности

Научный руководитель

Рубрика

Психология

Ключевые слова

духовность
духовное развитие
эмпирическое исследование
смысложизненные ориентации
методики

Аннотация статьи

В статье рассматриваются теоретические основания духовности, а также подходы к изучению процесса духовного развития. Эта статья предоставляет комплексный анализ текущего состояния знаний в области духовности, обзор современных методов и методик измерения уровня духовности и анализ связей между духовностью и другими аспектами внутреннего мира.

Текст статьи

Внутренний мир человека – сложная территория, на которой переплетаются различные аспекты его личности. Среди ключевых категорий, формирующих внутренний пейзаж, выделяется понятие «Духовность». Долгое время оставаясь на периферии научных исследований, духовность теперь занимает центральное положение в изучении внутреннего мира личности.

Данная статья посвящена обзору исследований, направленных на понимание категории «Духовность» и ее влияния на формирование личности. Пройдя через теоретические основания, мы перейдем к рассмотрению методов и методик измерения исследований внутреннего мира в аспекте духовности.

Первый вопрос, который возникает при обсуждении категории «духовность» – что же она представляет собой? Для ответа на него рассмотрим различные подходы ученых и философов к определению духовности от классических до современных взглядов.

Ранние представления о духовности отражены в концепциях античных философов. Представители одних течений говорят о бессмертной душе. У пифагорейцев, к примеру душа взаимодействует с телом на временной основе и способна переселяться. Платон видит индивидуальную душу человека как образ и проекцию мировой души. Духовность для Платона связана с поиском истины, мудрости, нравственного совершенства и контактом с миром идей, который представляет собой высший и более реальный порядок вещей.

Демокрит и представители его школы демонстрировали противоположные взгляды. Духовность и духовные аспекты человеческой жизни они объясняли исключительно «физическими и даже механическими причинами» [4, с. 218]. Они отрицали бессмертие души, считая, что душа состоит из материальных частиц и, следовательно, подвергается разложению после смерти. Однако в своих работах Демокрит высказывал идеи о важности разума и самоконтроля. Эти аспекты могут быть связаны с духовным развитием через развитие разума и внутреннего самопознания.

Аристотель, рассматривая вопросы духовности и души в своих философских трудах, отрицал вещественную природу души, но в то же время рассматривал душу и тело как единое целое, не считая возможным разделять духовное и материальное начала в человеке. Его философия представляет собой целостный подход к пониманию духовности, встроенный в контекст человеческого организма и жизненной деятельности.

Декарт считал, что истинная сущность личности заключается в разуме, а не в теле, и именно духовная субстанция придает человеку индивидуальность, являясь основой для развития личности. Он внес важный вклад в формирование философского понимания духовности, предложив дуалистическую концепцию, в рамках которой разум и тело существуют параллельно, но с различными свойствами и статусами.

Таким образом, мы видим, что мыслители занимали, подчас, диаметрально противоположные позиции относительно природы души и собственно понятия духовности.

Впоследствии понятие «духовность» сужалось до контекста идеальных, трансцедентных и этических вопросов существования человека. Продолжались философские и богословские дискуссии о природе духовного начала в человеке. В эмпирической психологии к началу ХIХ века произошло замещение понятия души представлениями о душевных явлениях.

В современной психологии понятие духовности также является довольно проблематичным. Например, бихевиоризм, одно из значимых течений в мировой психологии ХХ века, в принципе отрицает это понятие. Бихевиористы определяют психологию как науку о поведении, где поведение человека сводится к набору стимулов – реакций при взаимодействии с внешней средой (реактивному/ проактивному поведению).

Классический психоанализ, базирующийся на концепции Зигмунда Фрейда, воспринимает духовность как невротическое образование, возникающее в результате утраты инстинктивных образователей и замены их структурами сверх «Я», которые обеспечивают контроль сдерживания инстинктов. Но, по сути, это не духовность, как таковая. Это, скорее, адаптационный механизм поведения индивида.

Первые упоминания о духовности можно соотнести с появлением модели аналитической психологии К.Юнга, где появляется концепция архетипов и развития самости. Согласно Юнгу, духовность (архетип «Самость») является основной глубинной ценностью человеческой души, отвечающей за полную реализацию «Я», то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Процесс духовного развития для каждого человека уникален и продолжается на протяжении всей жизни.

Представители гуманистической психологии, такие как Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, рассматривают духовность как часть процесса самопознания (реализации потенциала личности). Справедливости ради нужно сказать, что хотя они и говорят о духовности в своих концепциях развития личности, но речь идет скорее о высших проявлениях человеческой психики через самореализацию и самоактуализацию.

Полноценно о духовной природе человека заговорили в период неофрейдизма и, в частности, франкфуртская школа, самым ярким представителем которой был Эрих Фромм. Тема духовности в его работах выражена через призму поиска смысла жизни, развития личности путем внутреннего самопознания, ответственности, поиска личной истины и развития более глубоких, духовных аспектов личности и сопротивление потребительскому образу жизни.

Другим направлением, где рассматриваются вопросы духовности, стала экзистенциальная психология, которая оперирует этим понятием уже как научным термином. Это направление представлено в работах Виктора Франкла и представителей его школы. Тема духовности у Франкла связана с активным поиском смысла, ответственностью за свой внутренний мир и отношения с внешним миром, а также с постоянным стремлением к духовному развитию в любых условиях. Смысл, в свою очередь, он разделил смысл на три категории: творческий опыт и деятельность, опыт любви и связи с другими людьми, и способность переносить страдания. Результатом его исследований стала теория логотерапии.

В современной российской психологии такие ученые, как Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков, В.С. Мухина и др., в своих работах рассматривают вопросы духовности и духовного развития.

Дмитрий Леонтьев, специализацией которого являются области психологии личности и психологии развития, определяет духовность, как способ существования человека, который отличается от традиционной иерархии потребностей и ценностей. Она означает ориентацию на общечеловеческие и культурные ценности, не подчиненные иерархии, а предоставляющие альтернативы. «Духовность – это не особая структура, а определенный способ существования человека. Суть его состоит в том, что на смену иерархии узколичных потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющей принятие решений у большинства людей, приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей, которые не находятся между собой в иерархических отношениях, а допускают альтернативность… Без духовности поэтому невозможна свобода, ибо нет выбора. Духовность есть то, что сплавляет воедино все механизмы высшего уровня. Без нее не может быть автономной личности» [1]. В контексте духовного развития Леонтьев видит смысл как фундаментальное понятие, определяющее ценности и ориентиры личности. Эти аспекты его концепции обозначают, что смысложизненные ориентации человека влияют на различные аспекты его духовной жизни и являются ключевым фактором в духовном развитии человека.

Виктор Иванович Слободчиков, советский и российский психолог, имея в виду духовность человека, говорит, прежде всего, о его моральных установках и способности руководствоваться высшими ценностями общества, придерживаться идеалов истины, добра и красоты. Духовная жизнь человека всегда направлена к другим, к обществу, к миру вообще. Человек проявляет свою духовность в том, что соотносит свои цели с высшими нравственными ценностями общества и способен поступать в соответствии с ними.

Эти ученые внесли свой вклад в исследование внутреннего мира личности, смысла жизни и духовного развития, а их работы способствуют формированию понимания этих важных аспектов человеческого существования. Их исследования стали отправной точкой для многих последующих работ в области психологии, философии и духовного развития.

Итак, понятие «духовность», хотя оно и трудно определимо, становится одним из ключевых в изучении психологии личностного развития. Однако измерение духовности в исследованиях внутреннего мира личности может быть сложным и подразумевает использование различных методологий и инструментов. Ученые, занимающиеся исследованиями в области духовного развития личности, применяют разнообразные методы, чтобы более глубоко понять влияние духовности на психическое и эмоциональное состояние человека. В сфере психологии существует несколько подходов к измерению духовности:

Один из самых универсальных и распространенных методов исследований – анкетирование. Исследователи могут использовать уже готовые или создавать новые опросники и анкеты исходя из целей и задач эмпирического исследования. Этот метод особенно полезен при выявлении смысловых ориентаций и изменений в духовном развитии.

Современные исследования могут включать использование методов нейрофизиологии, таких как функциональная магнитно-резонансная томография (fMRI) или электроэнцефалография (EEG), для изучения активности мозга в контексте различных практик. Они позволяют связать духовные переживания с физиологическими изменениями в мозге.

В клинической практике могут использоваться стандартные клинические оценки, чтобы увидеть, как духовность влияет на психическое здоровье и благополучие.

Проведение качественных структурированных интервью, позволяющих получить информацию о духовных убеждениях и переживаниях участников исследований, может быть ещё одним методом.

Для изучения процесса духовного развития могут использоваться также методы самоотчёта. Участники исследований могут предоставлять свои собственные отчёты о своих духовных убеждениях, практиках и переживаниях.

Исследователи в области нейролингвистики применяют качественный анализ текстов для понимания символического значения духовных практик, религиозных текстов и переживаний. Этот метод помогает выявить глубинные смыслы и темы, связанные с духовным ростом.

Некоторые методы исследования имеют лонгитюдный характер, позволяя следить за динамикой духовного развития участников на протяжении длительного периода времени. Это позволяет изучать эволюцию духовных убеждений и практик в жизни человека и исследовать процесс духовного развития в динамике.

Все эти методы совместно обеспечивают комплексное понимание вопросов духовного развития личности, сочетая в себе качественные и количественные подходы.

Качественные исследования часто проводят интервью и анализ личных историй, чтобы выявить эмоциональные, социокультурные и религиозные аспекты духовной жизни. Такой подход позволяет углубленно понять, какие ценности оказывают влияние на духовную сферу человека и какие события могут изменить эти ориентации.

Количественные исследования широко используют опросы, анкетирование и статистические методы. Это позволяет установить статистические связи между уровнем духовности и различными переменными, такими как уровень удовлетворенности жизнью, эмоциональная стабильность и даже физическое здоровье.

Хотя следует отметить, что оценка уровня духовности является сложным процессом из-за многомерности и индивидуальности данного понятия. Тем не менее существуют некоторые интегральные показатели и шкалы, которые исследователи используют для измерения уровня духовности на уровне группы или индивида. Вот несколько примеров:

  1. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича: используется для выявления основных ценностных ориентаций личности, в том числе тех, которые связаны с духовностью.
  2. Методика «Линия жизни» (А.А. Кроник): Цель методики – выявить ресурсные и проблемные этапы жизни респондентов.
  3. Методика диагностики жизнестойкости (С. Мадди в адаптации Д. Леонтьева): используется для оценки личностной переменной (жизнестойкость), характеризующей меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности [2].
  4. Методика «Духовный кризис» разработана Л.В. Шутовой и А.В. Ляшуком: самооценочная психологическая методика, направленная на диагностику кризисного состояния личности в русле экзистенциально-гуманистической психологии.
  5. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) или Тест осмысленности жизни (Purpose-in-Life Test, PIL) Дж. Крамбо, Л. Махолик в обработке Д. А. Леонтьева): разработан на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла. Методика позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем через цели, либо в настоящем через процесс, либо в прошлом через результат, а также исследовать локус контроля [3].

Эти инструменты могут помочь получить количественные данные о духовных убеждениях, практиках и переживаниях, но важно помнить, что духовность – это субъективное и многомерное понятие, и ни одна шкала не может полностью охватить все его аспекты. Нужно понимать, что выбор методики зависит от конкретных целей исследования. Каждая из этих методик сфокусирована на измерении определенных аспектов духовного развития, и их грамотное сочетание может предоставить более полную картину. Однако важно отметить также, что эти показатели несовершенны и могут зависеть от множества факторов, так как духовность включает в себя более глубокие и сложные аспекты, которые могут быть сложно измерены в формате количественных показателей.

При использовании разнообразных методов, от анкетирования и экспериментов до нейрофизиологических исследований, ученые пытаются охватить многогранный характер духовного развития.

Подобные исследования не только расширяют теоретическое понимание роли духовности в жизни человека, но и имеют практическое значение. Результаты исследований могут стать основой для разработки эффективных программ по развитию духовности и психического здоровья.

Этот путь исследований важен не только для психологии, но и для общества в целом, открывая перспективы более гармоничного и устойчивого развития человеческой личности в условиях современного мира.

Список литературы

  1. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.
  2. Леонтьев Д.А. Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006
  3. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992.
  4. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Поделиться

1407

Волынская А. С. Категория «духовность» в исследованиях внутреннего мира личности // Актуальные исследования. 2023. №49 (179). Ч.III.С. 48-52. URL: https://apni.ru/article/7737-kategoriya-dukhovnost-v-issledovaniyakh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января