Жизнь подбрасывает нам различные вызовы – неудачи, разочарования, потери. И умение справляться с ними, подниматься после неудач, извлекать уроки из трудностей и использовать их в своей пользу, не теряя оптимизма – одно их условий успешного развития человека в современном мире. Зависит оно, в первую очередь, от уровня жизнестойкости человека. Жизнестойкий человек способен справляться с непредвиденными ситуациями, сохранять баланс и продолжать двигаться к цели, несмотря на препятствия.
Понятие жизнестойкости, находящееся на пересечении двух направлений психологии (теории экзистенциального анализа и прикладной области психологии стресса), характеризует способность личности выдерживать стресс, адаптируясь к изменяющимся условиям и сохранять при этом внутреннее равновесие и способность быть эффективным. Это нечто большее, чем просто выживание в тяжелых обстоятельствах; это способность не просто переносить неблагоприятные условия, но и развиваться в них. Жизнестойкость придает личности уверенность в себе, обеспечивает чувство опоры, при этом, позволяя адекватно оценить обстоятельства и эффективно противостоять им [1].
Жизнестойкость представляет собой конструкт, состоящий из трех относительно независимых элементов: вовлеченность, контроль, принятие риска. Каждый из этих компонентов влияет на способность справляться со стрессом и снижать их значимость с точки зрения личного восприятия ситуации.
Вовлеченность дает возможность чувствовать интерес к жизни и получать удовольствие от собственной деятельности.
Контроль дает убежденность в своей способности повлиять на результат происходящего, даже когда результат этого влияния вовсе не гарантирован. Низкий уровень контроля создает ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым чувством контроля способен сам принимать решения и нести за них ответственность.
Принятие риска (или вызов) – дает человеку способность развиваться за счет получения собственного опыта (и позитивного, и негативного). Это способность действовать на свой страх и риск, не имея надежных гарантий на успех.
Установлена связь уровня жизнестойкости с различными переменными. Например, жизнестойкость оказалась существенным образом связана с успешностью в различных сферах деятельности через все ее составляющие: вовлеченность (заинтересованность в процессе деятельности), контроль (внимание к деталям и ответственность за развитие процесса) и принятие риска (способность ставить себе высокую планку и добиваться результата).
Также жизнестойкость способствует саморегуляции не только в условиях, предполагающих наличие стресса, но и в условиях рутинной монотонной деятельности, обеспечивая «гибкость» и альтернативу выбора: продолжать деятельность, несмотря на утомление или прекратить ее. В исследовании С. Кобейсы и Р. Хинклера было выявлено, что жизнестойкость демонстрирует стабильную положительную корреляцию не только с эффективностью деятельности, но и с удовлетворенностью всеми аспектами работы, уверенностью в том, что организация предоставляет достаточную автономию и свободу принятия решений.
Мы провели исследование влияния экстремальных физических нагрузок на уровень жизнестойкости человека.
Для оценки показателя жизнестойкости и его составляющих мы использовали методику жизнестойкости С. Мадди в обработке Д. А. Леонтьева – это надежный, валидный и высоко информативный инструмент измерения жизнестойкости [3]. Русскоязычная версия опросника включает 45 пунктов, содержащих прямые и обратные вопросы всех трех шкал опросника (вовлеченность, контроль и принятие риска).
Представленные ниже результаты основаны на исследованиях, в которых принимали участие две группы респондентов. В первую группу были включены участники различных марафонов, трейл-марафонов и ультра-марафонов (не профессиональные спортсмены), регулярно практикующие экстремальные физические нагрузки, связанные с длинным бегом. Во второй – люди, которые в течение жизни не подвергались влиянию экстремальных физических нагрузок и не практиковали занятий спортом, предполагающих такие нагрузки. Всего выборка состоит из 60 мужчин и женщин в возрасте от 20 до 55 лет, имеющих различное образование, профессии и проживающих как в разных регионах России, так и за ее пределами (Беларусь, Франция, Бразилия), по 30 человек в каждой группе.
Так, выраженность жизнестойкости и ее компонентов в обеих группах значительно отличаются. Причем, если показатели жизнестойкости, контроля и вовлеченности в контрольной группе соотносятся с показателями средних значений нормы, а шкала принятия риска даже смещена в сторону верхней границы нормы, то показатели компонентов вовлеченности и контроля в группе марафонцев находятся на верхней границе нормы, а шкалы уровня жизнестойкости и принятия риска значительно превышают нормативные показатели даже с учетом стандартного отклонения в большую сторону.
Сравнительные результаты исследования показателей уровня жизнестойкости приведены в таблице (табл.).
Таблица
Сравнительные показатели группы марафонцев, контрольной группы и нормативные значения
|
контрольная группа общий показатель |
марафонцы общий показатель |
показатели нормы | |||
Показатели |
ср.знач |
ст. откл |
ср.знач |
ст. откл |
ср.знач |
ст. откл |
Вовлеченность |
37,47 |
6,90 |
43,90 |
5,74 |
37,64 |
8,08 |
Контроль |
29,33 |
6,01 |
36,07 |
4,49 |
29,17 |
8,43 |
Принятие риска |
17,20 |
4,55 |
21,50 |
3,22 |
13,91 |
4,39 |
Жизнестойкость |
84,00 |
14,22 |
101,47 |
9,87 |
80,72 |
18,53 |
Таким образом, распределение показателей жизнестойкости и субшкал вовлеченности, контроля и принятия риска по тесту, полученное в результате исследования, показали результаты, подтверждающие нашу гипотезу о том, что экстремальные физические нагрузки оказывают положительное влияние на уровень жизнестойкости индивидуума.
Хотя компоненты жизнестойкости преимущественно развиваются в детстве и в подростковом возрасте, но их можно развивать и позднее, течении всей жизни. Для этого, например, существуют тренинги жизнестойкости [2, c. 156], включающие обучение навыкам саморегуляции своего состояния и поддержания здорового образа жизни. К навыкам саморегуляции относятся: умение применять техники релаксации, мониторинг своего физического состояния, умение регулировать дыхание, владение отдельными техниками медитации и визуализации [2, c. 150]. Обучение поддержанию здорового образа жизни включает в себя формирование навыков правильного питания, тренировку сердечно-сосудистой системы, соблюдение режима физической активности.
Принимая во внимание результаты проведенного нами исследования, можно говорить о том, что занятия спортом, предполагающие экстремальные физические нагрузки, в частности занятия марафонским бегом, также могут способствовать повышению уровня жизнестойкости человека.
Развитие компонента вовлеченности при занятиях длинным бегом происходит через принадлежность к определенному социальному окружению и сообществу. Тренировочные группы, клубы бега или онлайн-сообщества могут стать прекрасной платформой для общения, установления новых связей, обмена опытом, где участники поддерживают и вдохновляют друг друга. Успех и достижения других марафонцев, их истории упорства и преодоления сложностей, заряжают и могут стать мощным стимулом для собственного участия и улучшения результатов и достижения новых результатов.
Развитие компонента контроля в марафоне происходит через стремление справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Марафонские забеги представляют собой серьезный вызов для участников –это всегда возможность проверить себя и выйти за пределы своих зон комфорта. Для многих участников преодоление экстремальных нагрузок во время марафонов– это способ проверить себя на прочность, узнать, насколько далеко они могут зайти, и преодолеть собственные границы выносливости и упорства. Кроме того, уже только подготовка к марафону требует постоянной самодисциплины, самоконтроля и настойчивости. Таким образом, занятия длинным бегом, при условии регулярного проживания экстремальных физических нагрузок, дают возможность реализовать потребность к самопреодолению, развить силу воли и укрепить уверенность в себе.
Фактор развития принятия риска в марафоне – это возможность расширять свои горизонты, возможность пробовать что-то новое и сложное, в то же время, испытать богатые эмоциональные переживания и впечатления. Для многих участников марафонов каждая дистанция становится новым, уникальным опытом и приносит новые ощущения и эмоции.
Таким образом, можно сказать, что бег на длинные дистанции – это не только опыт спортивных достижений, но и ценный опыт для личностного роста. Он дарит участникам новые перспективы, поощряя стремление к самосовершенствованию и, показывая, что истинные победы начинаются внутри нас самих. Это уникальный путь к физическому совершенству, психологической стойкости и личностному росту. А преодоление экстремальных физических нагрузок – это вызов, который предоставляет возможность выйти за собственные ограничения и познакомиться с новыми гранями своей личности. Он формирует позитивное отношение к жизни, поднимает уровень самооценки и повышает уровень жизнестойкости личности.