Главная
АИ #49 (179)
Статьи журнала АИ #49 (179)
Работа режиссёра с коллективом школьного театрального кружка

Работа режиссёра с коллективом школьного театрального кружка

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

режиссер
театральная деятельность
школьный театральный кружок
репетиция
театральное представление
эпизод

Аннотация статьи

Данная научная статья посвящена изучению взаимоотношений и профессиональной деятельности режиссера в процессе реализации театрализованных представлений. Автор обсуждает роль режиссера-постановщика в формировании творческого коллектива, выделяя профессиональные навыки и отношения в постановочной группе. Через примеры показывается важность компетентного руководства в достижении успешного результата при организации театральных мероприятий.

Текст статьи

Работа режиссера с постановочной группой в процессе реализации замысла театрализованного представления довольно сложная и продолжительная. Взаимоотношения в режиссерско-постановочной группе при подготовке театрализованного представления строятся, как и в любом другом жанре, в первую очередь, на профессиональной основе. Так и в школьном театральном кружке работа постановщика с исполнителями ничем не отличается от профессионального театрального уровня. Нормальный творческий микроклимат в коллективе создается только тогда, когда каждый член постановочной группы в совершенстве владеет жанром, хорошо чувствует и эффективно использует выразительные средства и возможности главного героя, т.е. каждый профессионально знает и исполняет свои обязанности по постановке представления. Особенно это касается членов главной режиссерско-постановочной группы, и, в первую очередь, главного режиссера. Непрофессиональное руководство постановкой со стороны главного режиссера неизбежно отражается на работе всего творческого коллектива и организаторов празднества, а значит, и на конечном результате их деятельности.

Так, например, случилось при подготовке очень престижного для нашей страны праздника открытия 1-х Игр Доброй Воли (главным режиссером был один из режиссеров МХАТа), проходивших в Москве летом 1986 г. Некомпетентность главного режиссера в жанре массовых спортивно-художественных представлений на стадионе фактически свела к нулю его роль в руководстве коллективом и в постановке представления. Был период, когда никто не знал, что надо делать. И лишь большой опыт членов постановочного коллектива и организаторов празднества спас представление. Потребовались колоссальные усилия, чтобы не уронить в глазах мировой общественности высокий авторитет отечественной школы массовых спортивно-художественных представлений на стадионе. Можно сказать, что проблемные ситуации в процессе подготовки зрелища практически не отразились на его реализации, зрители были в восторге.

Понятно, что любые театральные или художественно-спортивные представления – результат огромного труда большого коллектива творческих работников, организаторов и руководителей празднества. Действия этого коллектива объединяет план-сценарий, а практически они осуществляются под руководством главного режиссера-постановщика. Вместе с тем, особенностью творческой деятельности при представлении является как раз не коллективность, а самостоятельность. Как ни в одном другом жанре, здесь проявляется огромная ответственность каждого члена режиссерско-постановочной группы за порученную ему работу и не только как исполнителя, но и, главное, как творца.

Главный режиссер-постановщик практически не может сам поставить всё представление от начала и до конца – слишком велик объем работы. Поэтому на каждый эпизод, большой или маленький, назначается свой режиссер-постановщик. На долю главного режиссера приходится руководство всей постановочной работой (иногда он сам ставит один или два эпизода), проведение сводных и генеральной репетиций на главном стадионе.

Опираясь на работы многих театральных исследователей, можно сказать, что работа с исполнителями – это самый главный процесс в реализации режиссёрского замысла. Репетиция, тренинги, обсуждения – все эти элементы совместной работы режиссёра с исполнителями очень важны.

Для реализации замысла режиссера на сценической площадке необходимы репетиции с исполнителями. В школьном театральном кружке участники по очереди принимают на себя роль главного режиссера и выполняют определенные задачи. Например, для работы с театральным коллективом, для репетиционного процесса необходимо составить план. Репетиционный план включает в себя подготовку к репетиции, репетицию самого эпизода и заключительный этап – это подведение итогов репетиции.

Итак, первый этап – это подготовка к репетиции. Он включает в себя формирование цели и задач, постановление действенных задач исполнителям. Также на этом этапе режиссер определяет, какой элемент композиции будет прорепетирован (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка или финал). Важно поставить исполнителям четкие и понятные действенные задачи, состоящие из трёх элементов (цель, действие и приспособление). Это облегчит репетиционный процесс. Самое важное на этом этапе работы – это написать подробный репетиционный план, в котором будет прописано всё: от мелочей до самого главного.

На втором этапе проводится репетиция эпизода или какой-либо его композиционной части. Сначала нужно провести разминку с исполнителями. Разминка включает в себя общеразвивающие физические упражнения, а также тренинги на снятие зажимов и освобождение тела, на внимание и сосредоточение и на воображение. Тренинги и разминка прописываются в репетиционном плане. Также режиссёр проводит с исполнителями речевую разминку, чтобы слова, если они есть в репетируемом отрывке, были произнесены четко, без запинок.

На заключительном этапе репетиции режиссёр делает общий вывод для всех исполнителей, указывает на ошибки, делает замечания или хвалит исполнителей. Далее постановщик делает вывод для себя в соответствии с поставленными перед репетицией целями и задачами, возможно, вносит коррективы в сценарий.

Таким образом, в совместной работе режиссёра с постановочной группой важна гармония и взаимопонимание. Вместе они содействуют участникам театрализованного представления и превращают действие на сцене яркое и зрелищное представление. Также режиссёр и постановочная группа корректируют поведение на сцене и даёт рекомендации по сценической культуре, ораторскому искусству, актерскому мастерству участникам театрализованного представления.

Режиссёр является организатором всей учебной деятельности коллектива. Конечно, творческий процесс зачастую построен на импровизации, но режиссеру следует понимать, что каждую репетицию необходимо планировать, во избежание хаоса самого постановочного процесса. При организации репетиции необходимо планировать деятельность всех исполнителей, должна быть обеспечена полная нагрузка целесообразной деятельности.

Работая с исполнителями и коллективами, режиссёр является педагогом и воспитателем. У разных режиссёров есть свои педагогические принципы работы. Воспитать коллектив, организовать дисциплину и рабочую атмосферу на площадке – задача непростая. Поэтому каждый ищет свой подход.

Например, известный режиссёр К. С. Станиславский считал очень важным воспитать в коллективе бережное отношение к театру и чистые взаимоотношения друг к другу. В своей книге «Этика» Константин Сергеевич поднимает проблему небрежного отношения к театру. Автор побуждает всех работников театра и людей, которые его посещают, к созданию благоприятной творческой атмосферы без грязи, эгоизма, скверны и сплетен. Станиславский говорил исполнителям о том, что все житейские невзгоды и «грязную обувь» нужно оставлять за пределами театра. Принуждал отказаться от самооплакивания и распущенности, заботиться об общем настроении и дисциплинировать себя.

Вспомним 5 принципов работы педагога А.С. Макаренко, которые полностью подходят для работы режиссёра с исполнителями: коллективная работа, труд в коллективе, дисциплина и режим, самоуправление, наказание. Соблюдая все эти принципы, коллектив обретает внутреннее взаимоуважение, взаимопомощь и слаженно выполняет любую совместную работу.

Товстоногов в книге «Зеркало сцены» описывает процесс воспитания творческого коллектива. Он говорит о создании творческого коллектива, как о создании союза единомышленников. Здесь он использует принцип освобождения «не наших» актёров. То есть он отстраняет от работы людей, которые не подходят для работы в данном коллективе: он по-другому мыслит, по-другому воспринимает. Товстоногов утверждает, что воспитание необходимо в театре, чтобы «каждая репетиция проходила с нужной мерой требовательности». Товстоногов в работе с исполнителями придерживается принципа «общего языка» - проводит творческие среды, на которых все вместе обсуждают несущие вопросы.

Таким образом, педагогические принципы в работе режиссёра с исполнителями и коллективами у каждого режиссёра свои. Но все они действительно важны для общей работы. В педагогической деятельности режиссёра художественные вопросы переплетаются с этическими, и всё это одно целое – без воспитания внутри коллектива не будет слаженной работы.

Список литературы

  1. Петров, Б. Н. Массовые спортивно-художественные представления / Б. Н. Петров. – М. : ТВТ Дивизион, 2006. – 375 с.
  2. Черняк, Ю. М. Режиссура праздников и зрелищ : учеб. пособие / Ю. М. Черняк. – Минск : ТетраСистемс, 2004. – 224 с.

Поделиться

643

Бондаренко М. В. Работа режиссёра с коллективом школьного театрального кружка // Актуальные исследования. 2023. №49 (179). Ч.IV.С. 10-12. URL: https://apni.ru/article/7741-rabota-rezhissyora-s-kollektivom-shkolnogo-te

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря