Главная
АИ #49 (179)
Статьи журнала АИ #49 (179)
Патриотическое воспитание в начальной школе

Патриотическое воспитание в начальной школе

Научный руководитель

Сиволобова Нелли Александровна

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

патриотическое воспитание
начальная школа
младший школьник
гражданственность
патриотизм
методы и приемы воспитания

Аннотация статьи

Статья посвящена изучению и анализу вопроса патриотического воспитания в начальной школе. В статье рассматриваются основные принципы и цели патриотического воспитания, а также методы и средства, которые могут быть использованы для достижения этих целей. Особое внимание уделяется роли учителя в процессе патриотического воспитания, а также его компетенциям и навыкам, необходимым для успешной реализации данной задачи. В заключении статьи делается вывод о том, что патриотическое воспитание в начальной школе играет важную роль в формировании гражданской и патриотической идентичности учащихся и является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Текст статьи

Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач образования и воспитания в начальной школе. Оно направлено на формирование гражданской и патриотической идентичности учащихся, развитие любви и уважения к своей стране, ее истории, культуре и традициям.

Прежде всего, следует рассмотреть термин «патриотизм».

М.А. Свердлин и П.М. Рогачев в своей работе «Патриотизм и общественный прогресс» отмечают, что чувство любви к Родине и есть Патриотизм, и воплощён он в области ее интересов. Так же они обращают внимание на то, что Патриотизм не может существовать без глубокой гражданской осознанности индивида [4].

Т.А. Ильинa также определяет патриотизм как нравственное качество, которое является наивысшим проявлением идейности и политической сознательности человека и одновременно как общественный и нравственный принцип отношения людей к своей стране. По мнению автора, патриотизм включает любовь к стране, гордость людей своим государством, его политическим и экономическим строем, достижениями многонациональной культуры и может проявляться во всех без исключения областях и сферах деятельности человека (трудовой, общественно-политической и др.) [1].

Г.И. Щукина представляет патриотизм как особенность гражданской морали, и создаёт список всего, что может послужить определением: любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, ненависть ко всем противникам Отчизны, постоянные старания на улучшения Родины [5].

Если учитывать многогранные описания от данных авторов, чтобы создать целостное понятие «патриотизм» следует учитывать следующие составляющие: бесконечно глубокое уважение и любовь национальных достижений и родины целом; почтение прошлого Отчизны, традиций, обычаев своего народа, знание родной истории, осознание задач страны, терпимость к другим народностям, их порядков и обычаев, отторжение расовой и других видов неприязни; старания на поддержку Родины, уважение к вооруженным силам и готовность самому организовывать защиту Родины; готовность следовать идеалам своего государства, непринужденное участие во всех видах деятельности, включая совмещение с личными целями.

Как бы ни казалось, что все авторы думают о данном буквально одно и то же, их мнение расходиться в вопросе воспитания.

Одни рассматривают его как часть гражданского, кто-то считает, его частью гражданско-патриотического, а некоторые находят необходимым только военно-патриотический воспитание.

Широкий смысл патриотического воспитания раскрывается данным определением – это общая заинтересованность государства в развитии у каждого гражданина понимания и осознания своей в роли в патриотической само сознательности и безукоризненной верности своей родине, защите национальных достижений и идеалов, ответственный подход к своему долгу перед отечеством.

Подводя итог и изучив все мысли и высказывания данных авторов, мы сможем наиболее целостное определение: «патриотическим воспитанием, - называется воспитание настоящего патриота, ценящего свою Отчизну, человека, который готов умереть за идеалы своей нации, решившегося отстаивать идею своего Отечества».

По мнению доктора педагогических наук, Валентины Владимировны Гладких, в последние годы система гражданско-патриотического воспитания претерпевает снижение уровня качества, что связано, во-первых, с нарушением преемственности в культурно-историческом развитии российского общества, во-вторых, с деформированием сложившихся ценностных ориентаций молодежи посредством средств массовой информации: кино, телевидения, музыки, радио.

Мы выделили для себя два ключевых фактора, влияющих на уровень патриотического воспитания       школьников, это: изобилие информации, зачастую негативной, предлагаемой СМИ, что в свою очередь размывает представление подрастающего поколения о стрежневых понятиях патриотизма и гражданственности.

Исследования, посвященные сущности сознания Н. А. Асташовой, В.К. Вилюнаса, А. Н. Леонтьева, С. М. Рубинштейна, Л. Д. Столяренко послужили основой для выделения структурных компонентов патриотического сознания:

  1. интеллектуальный,
  2. мотивационный,
  3. эмоциональный,
  4. аксиологический,
  5. поведенческий.

Не раскрывая содержания, отметим, что учителю важно планировать работу таким образом, чтобы достигнуть максимального эффекта по каждому показателю [7].

К сожалению, в современном обществе мы наблюдаем интенсивный рост количества разводов, пренебрежение опытом старших поколений в воспитании детей, сокращение числа многодетных семей и так далее. В результате чего процесс патриотического воспитания уже затрудняется так как сложно воспитать в учащемся ту самую любовь к родным, к малой Родине если он её не получает и чувствует от семьи в полной мере.

В настоящее время имеется в образовательных организациях начального общего образования реализуются и такие экспериментальные программы как «Гармония», «Начальная школа ХХI века», «Перспектива», «Школа России» и др. Все они направлены на углубленное изучение учебных предметов и расширенное интеллектуальное и нравственное развитие учащихся.

Первым и основным процессуальным пониманием патриотического воспитания детей в школе является его восприятие как воспитательного процесса на уровне всех составляющих компонентов целевого, субъектно-объектного, содержательного, результативного. Патриотическое воспитание детей в современной школе направлено на формирование успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как индивидуальности [9].

Рассмотрим более подробно основные принципы и цели патриотического воспитания в начальной школе, а также методы и средства, которые могут быть использованы для достижения этих целей.

Патриотическое воспитание в начальной школе должно быть основано на следующих принципах:

  1. Интеграция: патриотическое воспитание должно быть интегрировано во все предметные области, чтобы учащиеся могли видеть связь между патриотическими ценностями и учебным материалом.
  2. Активное участие: обучающиеся должны быть активно вовлечены в процесс патриотического воспитания через участие в различных мероприятиях, конкурсах, экскурсиях и других формах деятельности.
  3. Интерактивность: младшие школьники должны иметь возможность высказывать свое мнение, задавать вопросы и обсуждать патриотические темы с учителями и сверстниками.

Основными целями патриотического воспитания в начальной школе являются:

  1. Формирование гражданской и патриотической идентичности: Учащиеся должны развивать понимание своей принадлежности к своей стране, ее истории, культуре и традициям.
  2. Развитие любви и уважения к своей стране: Учащиеся должны развивать положительное отношение к своей стране, ее символам и героям.
  3. Формирование нравственных ценностей: Патриотическое воспитание должно способствовать развитию таких нравственных ценностей, как честность, справедливость, трудолюбие и ответственность.

Для достижения целей патриотического воспитания в начальной школе могут быть использованы следующие методы и средства:

  1. Изучение истории и культуры своей страны: обучающиеся должны изучать историю и культуру своей страны, чтобы лучше понимать ее ценности и достижения.
  2. Организация праздников и тематических мероприятий: школа может организовывать праздники, конкурсы, выставки и другие мероприятия, посвященные патриотическим темам.
  3. Взаимодействие с ветеранами и героями: обучающиеся могут встречаться с ветеранами и героями своей страны, чтобы узнать их истории и поделиться своими впечатлениями.

Несомненно, учитель играет важную роль в процессе патриотического воспитания. Он должен быть компетентен в области истории и культуры своей страны, а также обладать навыками организации патриотических мероприятий. Учитель должен быть готов к активному взаимодействию с учащимися, слушать их мнения и поддерживать диалог на патриотические темы.

Таким образом, патриотическое воспитание в начальной школе играет важную роль в формировании гражданской и патриотической идентичности учащихся. Оно помогает развивать любовь и уважение к своей стране, ее истории, культуре и традициям. Для успешной реализации патриотического воспитания необходимо использовать разнообразные методы и средства, а также активное участие учителя. Патриотическое воспитание должно быть интегрировано во все предметные области и способствовать формированию нравственных ценностей учащихся.

Список литературы

  1. Адаменко С.Н. Воспитываем патриотов России // Народное образование. 2005. №4. С. 23.
  2. Воронова Е.А. Воспитательная работа в современной школе: советы опытного педагога / Е.А.Воронова. Ростов н /Д: Феникс, 2009. 404 с.
  3. Гладких В. В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д. пед. наук (13.00.05) / Гладких Валентина Владимировна; Тамбовский гос. университет им. Г.Р. Державина.- Тамбов, 2011. – 435 с.
  4. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).
  5. Ефремова Г.А. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. 2005. № 8. С 17.
  6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. 96с.
  7. Свердлов М.А. Патриотизм и современный общественный прогресс [Текст] / М. А. Свердлин, П. М. Рогачев. - Москва: Знание, 2005. - 48 с.

Поделиться

1154

Стрижеусов М. О. Патриотическое воспитание в начальной школе // Актуальные исследования. 2023. №49 (179). Ч.IV.С. 66-69. URL: https://apni.ru/article/7742-patrioticheskoe-vospitanie-v-nachalnoj-shkole

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря