Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач образования и воспитания в начальной школе. Оно направлено на формирование гражданской и патриотической идентичности учащихся, развитие любви и уважения к своей стране, ее истории, культуре и традициям.
Прежде всего, следует рассмотреть термин «патриотизм».
М.А. Свердлин и П.М. Рогачев в своей работе «Патриотизм и общественный прогресс» отмечают, что чувство любви к Родине и есть Патриотизм, и воплощён он в области ее интересов. Так же они обращают внимание на то, что Патриотизм не может существовать без глубокой гражданской осознанности индивида [4].
Т.А. Ильинa также определяет патриотизм как нравственное качество, которое является наивысшим проявлением идейности и политической сознательности человека и одновременно как общественный и нравственный принцип отношения людей к своей стране. По мнению автора, патриотизм включает любовь к стране, гордость людей своим государством, его политическим и экономическим строем, достижениями многонациональной культуры и может проявляться во всех без исключения областях и сферах деятельности человека (трудовой, общественно-политической и др.) [1].
Г.И. Щукина представляет патриотизм как особенность гражданской морали, и создаёт список всего, что может послужить определением: любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, ненависть ко всем противникам Отчизны, постоянные старания на улучшения Родины [5].
Если учитывать многогранные описания от данных авторов, чтобы создать целостное понятие «патриотизм» следует учитывать следующие составляющие: бесконечно глубокое уважение и любовь национальных достижений и родины целом; почтение прошлого Отчизны, традиций, обычаев своего народа, знание родной истории, осознание задач страны, терпимость к другим народностям, их порядков и обычаев, отторжение расовой и других видов неприязни; старания на поддержку Родины, уважение к вооруженным силам и готовность самому организовывать защиту Родины; готовность следовать идеалам своего государства, непринужденное участие во всех видах деятельности, включая совмещение с личными целями.
Как бы ни казалось, что все авторы думают о данном буквально одно и то же, их мнение расходиться в вопросе воспитания.
Одни рассматривают его как часть гражданского, кто-то считает, его частью гражданско-патриотического, а некоторые находят необходимым только военно-патриотический воспитание.
Широкий смысл патриотического воспитания раскрывается данным определением – это общая заинтересованность государства в развитии у каждого гражданина понимания и осознания своей в роли в патриотической само сознательности и безукоризненной верности своей родине, защите национальных достижений и идеалов, ответственный подход к своему долгу перед отечеством.
Подводя итог и изучив все мысли и высказывания данных авторов, мы сможем наиболее целостное определение: «патриотическим воспитанием, - называется воспитание настоящего патриота, ценящего свою Отчизну, человека, который готов умереть за идеалы своей нации, решившегося отстаивать идею своего Отечества».
По мнению доктора педагогических наук, Валентины Владимировны Гладких, в последние годы система гражданско-патриотического воспитания претерпевает снижение уровня качества, что связано, во-первых, с нарушением преемственности в культурно-историческом развитии российского общества, во-вторых, с деформированием сложившихся ценностных ориентаций молодежи посредством средств массовой информации: кино, телевидения, музыки, радио.
Мы выделили для себя два ключевых фактора, влияющих на уровень патриотического воспитания школьников, это: изобилие информации, зачастую негативной, предлагаемой СМИ, что в свою очередь размывает представление подрастающего поколения о стрежневых понятиях патриотизма и гражданственности.
Исследования, посвященные сущности сознания Н. А. Асташовой, В.К. Вилюнаса, А. Н. Леонтьева, С. М. Рубинштейна, Л. Д. Столяренко послужили основой для выделения структурных компонентов патриотического сознания:
- интеллектуальный,
- мотивационный,
- эмоциональный,
- аксиологический,
- поведенческий.
Не раскрывая содержания, отметим, что учителю важно планировать работу таким образом, чтобы достигнуть максимального эффекта по каждому показателю [7].
К сожалению, в современном обществе мы наблюдаем интенсивный рост количества разводов, пренебрежение опытом старших поколений в воспитании детей, сокращение числа многодетных семей и так далее. В результате чего процесс патриотического воспитания уже затрудняется так как сложно воспитать в учащемся ту самую любовь к родным, к малой Родине если он её не получает и чувствует от семьи в полной мере.
В настоящее время имеется в образовательных организациях начального общего образования реализуются и такие экспериментальные программы как «Гармония», «Начальная школа ХХI века», «Перспектива», «Школа России» и др. Все они направлены на углубленное изучение учебных предметов и расширенное интеллектуальное и нравственное развитие учащихся.
Первым и основным процессуальным пониманием патриотического воспитания детей в школе является его восприятие как воспитательного процесса на уровне всех составляющих компонентов целевого, субъектно-объектного, содержательного, результативного. Патриотическое воспитание детей в современной школе направлено на формирование успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как индивидуальности [9].
Рассмотрим более подробно основные принципы и цели патриотического воспитания в начальной школе, а также методы и средства, которые могут быть использованы для достижения этих целей.
Патриотическое воспитание в начальной школе должно быть основано на следующих принципах:
- Интеграция: патриотическое воспитание должно быть интегрировано во все предметные области, чтобы учащиеся могли видеть связь между патриотическими ценностями и учебным материалом.
- Активное участие: обучающиеся должны быть активно вовлечены в процесс патриотического воспитания через участие в различных мероприятиях, конкурсах, экскурсиях и других формах деятельности.
- Интерактивность: младшие школьники должны иметь возможность высказывать свое мнение, задавать вопросы и обсуждать патриотические темы с учителями и сверстниками.
Основными целями патриотического воспитания в начальной школе являются:
- Формирование гражданской и патриотической идентичности: Учащиеся должны развивать понимание своей принадлежности к своей стране, ее истории, культуре и традициям.
- Развитие любви и уважения к своей стране: Учащиеся должны развивать положительное отношение к своей стране, ее символам и героям.
- Формирование нравственных ценностей: Патриотическое воспитание должно способствовать развитию таких нравственных ценностей, как честность, справедливость, трудолюбие и ответственность.
Для достижения целей патриотического воспитания в начальной школе могут быть использованы следующие методы и средства:
- Изучение истории и культуры своей страны: обучающиеся должны изучать историю и культуру своей страны, чтобы лучше понимать ее ценности и достижения.
- Организация праздников и тематических мероприятий: школа может организовывать праздники, конкурсы, выставки и другие мероприятия, посвященные патриотическим темам.
- Взаимодействие с ветеранами и героями: обучающиеся могут встречаться с ветеранами и героями своей страны, чтобы узнать их истории и поделиться своими впечатлениями.
Несомненно, учитель играет важную роль в процессе патриотического воспитания. Он должен быть компетентен в области истории и культуры своей страны, а также обладать навыками организации патриотических мероприятий. Учитель должен быть готов к активному взаимодействию с учащимися, слушать их мнения и поддерживать диалог на патриотические темы.
Таким образом, патриотическое воспитание в начальной школе играет важную роль в формировании гражданской и патриотической идентичности учащихся. Оно помогает развивать любовь и уважение к своей стране, ее истории, культуре и традициям. Для успешной реализации патриотического воспитания необходимо использовать разнообразные методы и средства, а также активное участие учителя. Патриотическое воспитание должно быть интегрировано во все предметные области и способствовать формированию нравственных ценностей учащихся.