В последнее время все меньше и меньше рационального свободного времени остается в распоряжении молодых людей. Испытывает ли молодежь в настоящее время кризис свободного времени, и если да, то почему? Но чтобы понять, зачем нужна физическая культура, необходимо знать, как она влияет на физическую и психическую подготовленность человека в жизни. Начать стоит с определения: физическая культура – это, во-первых, область общественных наук, направленная на общее оздоровление организма и укрепление нравственных и духовных качеств человека посредством физической подвижности, выполнения ряда условий и упражнений. Отсюда следует справедливая мысль о том, что физическая культура – это основа здорового образа жизни. Врачи утверждают, что отказ от физической активности и движения приводит к ослаблению организма, а ведь именно физические нагрузки помогают поддерживать сердечно-сосудистую и опорно-двигательную системы [3]. Во время физической активности организму требуется гораздо больше кислорода, чем в неподвижном и спокойном состоянии. Это оказывает большое влияние на работу сердечно-сосудистой системы. При частых физических нагрузках увеличивается объем легких, улучшается газообмен, что тонизирует кровеносные органы, способствует снижению артериального давления, предупреждает возникновение инсультов, диабета и инфарктов. Физические нагрузки пробуждают центральную нервную систему (ЦНС), в результате чего ускоряются не только обменные, но и умственные операции мозга [1].
Подростки и студенты, активно занимающиеся физической культурой, лучше запоминают и усваивают учебную программу, у них в большей степени проявляется выносливость и работоспособность. Физическая активность является прекрасным средством для лечения любого заболевания. Во время физических упражнений стимулируется выработка инсулина, который контролирует приемлемый уровень сахара в крови. Кроме того, умеренная физическая активность способствует повышению защитных сил организма, что помогает ему противостоять респираторным заболеваниям. Занятия физической культурой способствуют развитию силы воли и самоконтроля. Они учат преодолевать различные трудности и добиваться поставленных целей. Эти качества наиболее важны для людей, пассивных по своей природе. Они оказывают благотворное влияние на опорно-двигательный аппарат и предотвращают развитие возрастных изменений. Регулярные тренировки в несколько раз увеличивают приток лимфы к позвоночнику, что позволяет забыть о развитии остеохондроза. Молодым людям, предрасположенным к определенным заболеваниям, не следует ограждать себя от физических нагрузок. Если общие закаливающие мероприятия противопоказаны, на помощь придет оздоровительная физическая культура.
Для противников активного образа жизни странно отметить, но физическая культура – это не только наука об оздоровительных упражнениях и нагрузках. Она включает в себя интересный и многозначный раздел "Незаметная физическая культура". Что же такое незаметная физкультура? Это существенная профилактика всех наших болезней. Просто когда студенты чувствуют себя очень ограниченными во времени для занятий спортом, то из этой ситуации есть простой выход. Он очень прост, например: чистя зубы, поворачивайте тело вправо-влево на протяжении всего процесса чистки, или разминайте мышцы плеч и головы, ожидая общественный транспорт на остановке или стоянке, идя по эскалатору, разминая руки при длительном написании лекций или наборе текста на компьютере. Именно этот комплекс упражнений врачи советуют выполнять самым малоподвижным из всех людей.
Сам термин "невидимая физическая культура" был придуман в США под давлением людей с избыточным весом. И это далеко не весь перечень упражнений, которыми можно было бы ограничить обсуждение такого интересного направления, как незаметная физическая культура. Рассмотрев лишь один из аспектов проблем молодого населения, трудно сделать выводы, почему выбор все чаще делается не в пользу активной и спортивной жизни. Проблем много, поэтому следует рассмотреть следующую не менее актуальную проблему, которая поможет раскрыть причину пассивности молодежи в занятиях спортом. Многие знают, что труд помогает облагородить мысли человека и сохранить его жизненную позицию. Самый главный бич современной молодежи – это лень [4]. Каждый из нас сталкивается с этим понятием чрезмерно часто. Кто-то может побороть в себе это пассивное чувство, а кто-то поддается соблазну и искушению, откладывая все сегодняшние дела на завтра и тем самым отягощая трудовую деятельность дополнительной тратой времени, которого всегда не хватает. Чтобы понять, откуда она берется, стоит разобраться, что такое лень. Ведь анатомия мышечной оболочки тела – это лишь небольшая неприятность, связанная с ней. Отсутствие минимального уровня активности и стремлений приводит человека к депрессии и сильному психофизическому расстройству организма. Неизменным спутником лени, помимо психического расстройства, является ожирение, которое заставляет пассивных людей задуматься не только об отсутствии желания что-либо делать, но и о своем здоровье. Ведь для того, чтобы еда была и вкусной, и полезной, нужно постараться, а лень дает понять, что свободного времени для этого не хватает. От лени до физических упражнений и нарушения мыслительного процесса – полшага. Это приводит к потере морально-этических ориентиров и внутренних ценностей. Лень дает понять, что человек требует, но ничего не дает взамен, поглощает, но не создает. И таких людей очень много. И поэтому государство проводит политику спортивного совершенствования нации, психофизического направления для достижения поставленных рациональных целей с помощью занятий спортом и физической культурой. Поэтому важно осознать, какую роль играет физическая культура как наука в нашей жизни. Следующая сопутствующая проблема – мнимая загруженность общества. Эта проблема слишком актуальна и тесно связана с предыдущей. Но иногда она имеет место и право на самостоятельное существование. В наше время каждый студент и школьник вынужден заниматься развитием умственной деятельности путем расширения знаний и их качественного закрепления. Но не всегда это удается сделать в специально отведенное время на занятиях и парах, поэтому учащиеся вынуждены прибегать к дополнительному изучению учебного материала в свободное время. Это говорит о том, что система образования и физическая культура тесно связаны между собой и находятся в прямо пропорциональной зависимости. Данные опросов показывают, что 85% школьников вынуждены заниматься саморазвитием и учебой в свободное от занятий время. Они убеждены, что посещение различных репетиторов повысит уровень их знаний, так как сами они не в состоянии разобраться в сложных темах по различным предметам. Активное использование времени обязывает человека больше ценить собственное время, уделяя пристальное внимание одной из составляющих физического воспитания – распорядку дня. Несмотря на это, не каждый может с уверенностью сказать, что он не теряет времени и все успевает. Каждый раз приходится откладывать на потом неизмеримое количество важных дел, а потом делать вывод о своей медлительности и неполноценности. В результате многие люди вынуждены каждый раз перетруждаться, чтобы успеть выполнить все задания. Как правило, такой ритм жизни может закончиться не в пользу человека, так как в это сложное время принято испытывать стрессовую усталость, которая может дестабилизировать психофизическое настроение человека и перейти в стадию депрессии. Неорганизованность молодого поколения может быть следствием психического перенапряжения отдельных индивидов. Психологи делают справедливое предположение, что наше неумение распоряжаться свободным временем может быть тесно связано с психическим здоровьем. Вопросами психоэмоционального состояния занимается наука о физической культуре. И это еще раз является неопровержимым доказательством пользы физической культуры и важности полноты знаний в этой области. Настоящая молодежь забывает об этой области жизни и считает, что физкультура – это только нагрузки для улучшения рельефа тела. Но многие забывают, что эта дисциплина отвечает на глубокие моральные, этические, психофизиологические, медицинские и анатомические вопросы. Сегодня реальная спортивная арена активно заменяется мнимой киберспортивной ареной, созданной для порабощения молодежи, за счет постоянного вовлечения молодежи в ряды геймеров (киберспортсменов) [3]. Эта тема станет очередной пищей для обсуждения, проблемой мирового масштаба. Как отмечают ученые и психологи, игровая зависимость – это проблема нашего времени. Участились случаи гибели подростков, пристрастившихся к погружению в мир компьютерных игр. Желание получить вознаграждение в борьбе с другими геймерами. Это ставит под угрозу психику подрастающего поколения и его психологическую безопасность. Действительно, в погоне за призами и наградами в киберспорте можно неплохо разбогатеть, ведь сейчас этот путь очень хорошо поощряется финансовыми вложениями. Теперь, когда киберспорт стал официальным видом спорта, в желании получить высшее звание мастера спорта можно просто потеряться и тратить непомерное количество времени на видеоигры. Проблема актуальна потому, что такие люди совершенно забывают о физической активности, поэтому уже через год организм таких людей испытывает максимальное истощение от самых минимальных и коротких нагрузок. О преуспевании геймеров свидетельствуют нарушенные биоритмы сна. В Москве открыт специальный институт для таких людей. Государство пошло по пути поощрения всех геймеров таким образом. Единственный уровень перевоспитания - прибегнуть к старой мудрости физической культуры как повседневного режима. Но и здесь многие студенты и школьники решают пренебречь этим правилом. Подростковый период полон свободного времени. Почти все школьники в свободное время, таким образом реализуют себя, живут жизнью видеоигры. Студенты же, напротив, озабочены своей реализацией в жизни, лишь небольшая часть живет беззаботной жизнью, не имея представления о своем будущем.