Необходимость рассмотрения форм педагогической воспитательной деятельности, связанных с процессом формирования самоорганизации у детей и подростков, определяется многими причинами. Подготовленность детей и подростков к самостоятельной жизни, ответственности за свое будущее и сопоставление себя с будущим своей страны, отражает общий процесс самоорганизации населения, что является неотъемлемым атрибутом гражданского общества. Любые состояния общества, в особенности кризисные, в первую очередь, негативно сказываются на молодом поколении. Самоорганизованный, саморазвивающийся, «… активный человек, стремясь к равновесному состоянию, противопоставляет общему социальному хаосу целостность с другими людьми для рождения нового коллективного порядка более высокого уровня, отвечающего насущным интересам и потребностям граждан» [1]. То есть высокий уровень самоорганизации у детей и подростков, способен создавать благоприятную среду для положительного развития общественных институтов и социальных групп, как итог позитивного изменения жизни населения в государстве.
История скаутского движения началась более 100 лет. В 1906 году в Англии вышло в свет пособие по самовоспитанию «Юный разведчик», написанное героем Англо-бурской войны генерал-лейтенантом в отставке Робертом Бадэн-Пауэллом. Через год книга стала бестселлером. За первое десятилетие в скаутское движение примкнуло более 15 европейских стран и США.
«На рубеже XIX и XX веков Россия вступила в полосу ускорения модернизации. Речь шла и о необходимости решения общецивилизационных задач, в том числе и преодоления социально-культурного разрыва внутри общества, приобщения трудящихся к образованию и культуре… В преддверии ключевых изменений особое значение приобретала проблема формирования новой личности. Реформируемое российское общество все более осознавало потребность в воспитании активных, деятельных, образованных граждан. На основе достижений естественных и гуманитарных наук складывались новые концепции обучения и воспитания подрастающего поколения» [2], отмечает кандидат исторических наук А.В. Ярмольчук.
В 1909 году по инициативе государя Российской империи Николая II было напечатано 1000 экземпляров книги «Юный разведчик». Прогрессивный метод воспитания молодежи на открытом воздухе стал открытием передовых педагогических технологий, позволяющих учебную и трудовую деятельность перевести в плоскость большой игры, включая развитие способностей к самовоспитанию и саморазвитию. Скаутинг в России, развивался в непростых условиях. Консервативное российское общество не сразу приняло идею реализации на своей территории английской воспитательной системы. Педагогические материалы основателя скаутинга Баден Пауэлла не мели в России прямого перевода, а были «вольным» пересказом, применимо к российским традициям и с осмыслением через «православное мировоззрение» [3]. Слово скаутинг обрело русский термин скаутизм. Обещание скаута, законы и традиции подверглись пересмотру и тоже обрекли новые формулировки. Процесс формирования методики воспитания Российского разведчества не был завершен, когда началась Первая мировая война. Она сыграла важную роль в принятие скаутизма в России. Юные разведчики проявили себя ответственными гражданами Отечества. Добровольчество стало одной из ведущих форм деятельности Российского разведчества. Сбор пожертвований семьям, потерявшим кормильца, развоз раненных с железнодорожных станций по госпиталям, поддержка детей из семей военнослужащих, проведение благотворительных концертов – это небольшой перечень той работы, где смогла проявить лучшие качества прогрессивная педагогика российского скаутского метода, основанная на служении ближним.
«Скаутский метод – система прогрессивного самообразования через Обещание и Закон; учебу через практику; членство в малых группах, включающее прогрессивное открытие и принятие ответственности и подготовки (под руководством взрослых) к самоконтролю, направленному на развитие характера и приобретение знаний, уверенности в себе, надежности и способности как к сотрудничеству, так и к руководству; прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных мероприятий, основанные на интересах участников (включая игры, полезные навыки и службу обществу), реализуемые преимущественно на открытом воздухе и в прямом контакте с природой» [4].
В современной России насчитывается более десятка основных скаутских объединений. Среди них наиболее активно развиваются Национальная Организация Российских Скаутов-Разведчиков (около 5 тыс. уч.), Организация Российских Юных Разведчиков (2 тыс. уч.), Братство православных следопытов (1,8 тыс. уч.) и несколько организаций численностью до 300 человек (информация из открытых источников).
Организация «Братство Православных следопытов» (БПС) действует с 1991 года по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Организация входит в состав деятельности Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви. Цель деятельности «Братства Православных следопытов» направлена на духовно-нравственное воспитание детей и подростков и соответствует Указу Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 - «укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей и сохранение духовного наследия, основанного на Православии».
Основные принципы скаутского метода неизменны для всех участников движения. Торжественное обещание следопыт дает в кругу товарищей перед Богом и перед собой. Он дает слово, которому должен следовать всю свою жизнь и соотносить «свои поступки с законами Братства православных следопытов» [5]. При этом решающая роль в процессе воспитания следопыта принадлежит его самоконтролю за собственными действиями, с пониманием собственной или общей цели и прогнозирования результата. Как итог сформированного чувства самоорганизации.
Один из основателей методов прогрессивной педагогики философ прагматист Джон Дью отмечал «ученику надо иметь возможности применять в повседневной жизни то, чему научился» [6]. Данный постулат хорошо реализуется именно в скаутском методе воспитания. Все что проходят следопыты в теории на занятиях – применяется на практике в жизни. Туризм и сборы на природе проявляют в детях и подростках самостоятельность. Первая помощь применима в общественной жизни. Через знание истории следопыты обретают социальный опыт, который передают младшим и новичкам. Деятельность в организации «Братство православных следопытов» на создание условий для трех основных направлений педагогической работы: прогрессивного самовоспитания, гражданской самоорганизации во благо других людей и в общественной трудовой деятельности.
Первым направлением является, обретение знаний и умений для реализации навыков на природе и на выездных мероприятиях. Юный следопыт с первого дня учится собирать и держать в порядке личные вещи, обеспечивать себя средствами защиты в случае непогоды, соблюдать меры личной гигиены в походных условиях. Подготовленность следопыта напрямую зависит от степени самоорганизации. Иначе, можно оказаться в неприятной ситуации и претерпеть небольшие лишения из-за собственной халатности. Ни что так быстро не учит, как отрицательный опыт. В итоге формируется устойчивое чувство ответственной самоподготовки на все случаи жизни. Прожив несколько дней в лагере в условиях дикой природы, следопыт обретает навыки самоорганизации: как собрать личное снаряжение, как обеспечить личную гигиену, как стать полезным в команде, а главное он стремится не быть обузой для своих товарищей.
Второе направление воспитательной деятельности – это гражданская самоорганизация во благо других людей. Это направление реализуется через работу в малых группах, включающую прогрессивное открытие и принятие ответственности и подготовки (под руководством взрослых) к самоконтролю. Здесь реализуются формы совместной деятельности с патрулем или отрядом. На лесных сборах следопыты большую часть времени трудятся вместе по благоустройству патрульного и лагерного быта. Совместно участвуют в строительстве построек, установке палаток и навесов, приготовлении пищи и организации мероприятий. При этом меняется социальная роль подростка. Ему приходится налаживать контакт во время совместной со сверстниками деятельности. Учится прогнозировать результат совместного труда. При этом формируются такие навыки самоорганизации, как самоконтроль, саморегуляция. Устанавливаются нормы адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим. Участвуя в процессах самоорганизации, следопыт достигает определенных целей, одна из которых – самореализация, как участника гражданского сообщества. Беря ответственность за ближних, ты в целом создаешь общество ответственных людей.
Третье направление прогрессивной воспитательной деятельности – труд во благо ближних. Долг служения ближним заложен в третьем законе Братства православных следопытов – «Следопыт, стремится быть болезным ближним», что является неотъемлемой частью жизни скаутов во всем мире. Православные следопыты стремятся изменить мир к лучшему, где добровольчество – один из способов этого преобразования. В то же время добровольчество «не следует рассматривать, как односторонне направленную помощь, ведь, помогая другим, человек помогает и себе. Как писал Гете: «тот, кто ничего не делает для других, ничего не делает для себя самого» [7]. Позитивная добровольческая деятельность и положительная оценка в обществе мотивируют подростка повышать уровень самоорганизации. Формируют в нем ответственное отношение к труду и готовность всегда прийти на помощь. Этому соответствует девиз всех разведчиков мира: «Ни дня без доброго дела».
Формирование ответственности за собственное развитие является основой прогрессивного воспитания по скаутскому методу. В скаутской системе воспитания собственные знания, умения и навыки нацелены на служение Богу, Отечеству и ближним. Это триединство проявляется в социальной направленности деятельности «Братство православных следопытов».