Для начала разберем основные понятия исследования.
Проблема изучения мотивации является одной из важнейших в современной психологии, она сложна и многоаспектна, что обуславливает множественность понимания её сущности, природы и структуры. Существует большое количество литературы и разработан целый ряд подходов в изучении мотивации в психологии. Несмотря на то, что единого и общепринятого определения понятия мотивации не существует до сих пор и различные авторы характеризуют мотивацию с учётом специфики того научного направления, в котором они работают, несомненным остаётся то, что мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека.
По определению, приведенному Н. С. Горбач, мотивация – совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности, к которым относятся мотивы, потребности, стимулы, детерминирующие активность человека [1].
Г. Асеев рассматривает мотивацию через понятие значимости. По его мнению, в основе всякого побуждения лежит диалектическое противоречие между объективно значимым для человека и в то же время имеющим субъективную значимость и наличной действительностью. Под мотивацией он понимал детерминацию поведения в целом. Мотивация включает в себя все виды побуждений – мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, установки или диспозиции и т.д. [2, 3].
Под мотивом же настоящее время в психолого-педагогической литературе можно встретить различные определения. Большинство из них характеризует мотивы как побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей субъекта, как совокупность психологических условий, вызывающих целенаправленную активность субъекта. В качестве мотива отмечаются осознаваемые причины, которые лежат в основе выбора действия и поступков личности, отмечает В. И. Ковалев.
Также стоит отметить, что мотивацию рассматривают и как источник физиологической активности головного мозга. «Субъективно окрашенное состояние, возникающие на основе активации мозговых структур, побуждающих высших животных и человека к совершению действий, направленных на удовлетворение собственных потребностей» – это есть мотивация по мнению Б. И. Петровского. Или трактование мотивации Ю. И. Савенкова как протекания центральных процессов, активизирующих направленность деятельности организма на поиск удовлетворения или избегания неблагоприятных ситуаций [4].
Внутриличностный конфликт – это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов). Личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя – внутриличностные конфликты, носителем которых она и является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека – это конфликт, и прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого нам никуда не деться.
Специфика внутриличностного конфликта состоит в следующем:
- Отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования.
- Специфичность форм протекания и проявления: такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний, сопровождается специфическими состояниями страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз.
- Латентность протекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.
А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов предложили взять за основу классификации внутриличностных конфликтов ценностно-мотивационную сферу личности. В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделяют следующие основные его виды: мотивационный конфликт, нравственный конфликт, конфликт нереализованного желания, ролевой конфликт, адаптационный конфликт и конфликт неадекватной самооценки [5].
Во-первых, каждый из этих конфликтов может иметь различное предметное содержание. Например, нравственный конфликт индивида может быть связан с желанием отдохнуть и необходимостью выполнить задание. А способы выполнения этого задания могут быть различными. Требования начальника к этим способам могут не соответствовать моральным принципам подчиненного или его представлениям об эффективности профессиональной деятельности. Это тоже нравственный конфликт, но совершенно другого содержания. Это конфликт совершенно иных мотивационно-ценностных образований. Разрешение этого конфликта приведет к иным последствиям для личности, по сравнению с первым конфликтом.
Во-вторых, указанные основные виды внутриличностного конфликта составляют определенную иерархию в зависимости от сложности и глубины психологических образований, противоречащих друг другу. Если внутриличностный конфликт не разрешается конструктивно, он углубляется и усложняется, то есть переходит на другой иерархический уровень в соответствии со сформулированным Я. А. Пономаревым принципом трансформации этапов развития явления в структурные уровни его организации и функциональные ступени дальнейших развивающих взаимодействий [6].
Поэтому мы предлагаем расположить виды внутриличностных конфликтов следующим образом:
- Самым простым, исходным для многих других конфликтов и самым массовым внутриличностным конфликтом является тот, который А. Я. Анцупов и А.И. Шипилов назвали мотивационным конфликтом и вполне справедливо поставили на первое место. Однако это еще не борьба мотивов, в этом конфликте мотивы еще только рождаются. Наверное, правильнее его назвать потребностным конфликтом. Если углубиться в теорию потребностей, то мы придем к выводу, что здесь разрешается противоречие между способами удовлетворения потребностей индивида. Это фундаментальное мотивационное противоречие. Следы или признаки этого исходного конфликта можно обнаружить на каждом иерархическом уровне.
- Простейшим мотивационным образованием является желание. Поэтому конфликт между желанием и невозможностью его реализовать мы располагаем на следующем уровне. Он же является адаптационным конфликтом в широком смысле. Конфликт нереализованного желания развивается из потребностного конфликта, если при попытке разрешения последнего неправильно выбран способ удовлетворения потребностей.
- На следующий уровень следует поставить конфликт интересов индивида. Интерес – простейшее интегральное мотивационное образование, в котором преобладает эмоциональный компонент. По существу, это несколько взаимосвязанных желаний, закрепившихся в виде единой системы и запускающихся в определенных условиях. Тем не менее интересы могут обеспечивать довольно сложные виды деятельности, а, развиваясь в увлечения и склонности, соединяясь с убеждениями и ценностями, могут стать основой внутренней профессиональной мотивации.
- Следующим в иерархии стоит конфликт убеждений. Убеждение является сложным мотивационным образованием, в котором преобладает когнитивный компонент. По большому счету, убеждения – обобщенные правила жизни. Убеждения определяют, что делать в каких ситуациях, что можно, что нельзя и т.д. Убеждения нужны для того, чтобы мы могли быстрее принимать решения по поводу той или иной социальной и профессиональной ситуации. Они дают ответы на вопросы: каковы цели деятельности; какие действия приводят к необходимому результату; каковы критерии оценки результата; каковы последствия этих действий? Конфликт убеждений бескомпромиссен: либо одно из них должно быть отвергнуто, либо должна быть перестроена система, то есть мировоззрение. Чем сложнее система убеждений, тем она устойчивей, и тем болезненнее проходит ее перестройка. Видимо, это имеют в виду психологи, заявляющие о когнитивной сложности личности как условии возникновения внутреннего конфликта.
- Самой важной группой убеждений индивида является существующая в его сознании система представлений, образов и оценок, относящихся к самому себе, то есть Я-концепция (самооценка, ролевая идентичность). Элементы Я-концепции присутствуют в любом убеждении человека. В системе его представлений о профессии главным элементом являются представления о себе как представителе данной профессии. В системе представлений о нации – представления о себе как носителе национальных черт и члене этой социальной группы. Элементы Я-концепции, присутствующие в каждом убеждении, являются связующими звеньями, соединяющими убеждения в мировоззрение. В личности они исполняют роль, аналогичную роли синапсов в нейронных сетях. Именно поэтому попытки изменить или укрепить мировоззрение человека направлены прежде всего на такие его психологические образования, как ролевая идентичность, самооценка и т.п. И процесс изменения и перестройки убеждений этого рода протекает в виде конфликта самооценки и ролевого конфликта.
- Некоторые убеждения принимают форму ценностей, являющихся обобщенной формой фиксации личностного опыта. Ценностью может стать не каждое убеждение, а только то, которое, испытано в деятельности, наиболее значимой для субъекта. Поэтому ценность характеризует сферу этой наиболее значимой для него деятельности. Более того, она определяет содержательные особенности других компонентов психологической структуры личности, особенности ее развития. Наличие общих ценностей помогает людям понимать друг друга, сотрудничать, оказывать помощь и поддержку. Отсутствие общих ценностей (объективное или субъективное) или противоречие ценностей разделяет людей по лагерям, превращает их в оппонентов, соперников и противников. Ценности существуют в неосознаваемой (установки) и осознаваемой (смыслы) формах или фазах функционирования. Именно в последней форме они могут изменяться, и это изменение происходит в форме ценностно-смыслового конфликта. Наиболее драматично конфликты этого вида протекают на завершающем этапе самоорганизации личности, индивид должен зафиксировать свое место и роль в обществе как главную составляющую своего мировоззрения. Только после этого его представления об окружающем мире станут целостными и взаимосвязанными. Смыслообразование подводит итог процессу взросления и становления личностной автономии. В представлениях обо всех основных аспектах окружающего мира он определил свое место, роль и возможности, которые обеспечиваются его умениями и мотивами (прежде всего ценностями). Композиция его представлений и переживаний по поводу его собственной роли в каждом аспекте окружающего мира и составляет жизненные смыслы человека [7].
Современные психологи выделяют внешние и внутренние факторы, которые провоцируют возникновение внутриличностных конфликтов:
- внутренние причины кроятся в противоречиях психики личности;
- внешние факторы, обусловленные статусом личности в определенной социальной группе.
Данные факторы взаимосвязаны, а их дифференциация считается довольно условной. Так, например, внутренние факторы, вызывающие возникновение внутриличностного конфликта, могут являться результатом взаимодействия индивида с социумом.
Внутренние условия возникновения внутриличностной конфронтации коренятся в противостоянии разнообразных мотивов личности, в несогласованности её внутреннего устройства.
Такой внутриличностный конфликт возникает при наличии нижеприведенных противоречий:
- между социальной нормой и потребностью;
- рассогласования потребностей, мотивов, интересов;
- противоборства социальных ролей;
- противоречия социокультурных ценностей и устоев.
Для зарождения внутриличностного конфликта указанные внутренние противоречия должны обладать глубоким смыслом для самого человека, иначе он и значения им не придаст. Кроме того, разные аспекты противоречий по интенсивности собственного воздействия на индивида должны быть равными. Иначе, человек из двух благ выберет большее и меньшее – из «двух зол». В этом случае внутренняя конфронтация не возникнет.
Внешние факторы, провоцирующие возникновение внутриличностных конфликтов, обусловлены: личностным статусом в группе, организации и социуме.
Причины, обусловленные положением индивида в определенной группе, довольно разнообразны, но их объединяет невозможность удовлетворения различных важных мотивов и потребностей, которые обладают значением и глубоким смыслом для личности в конкретной ситуации.
Отсюда можно выделить четыре примера ситуаций, провоцирующих возникновение внутриличностного конфликта:
- физические препятствия, мешающие удовлетворению основных потребностей, например заключенный, которому его тюремная камера не дает возможности свободного передвижения);
- отсутствие объекта, который нужен для удовлетворения важной потребности;
- физиологические преграды, мешающие удовлетворить ту или иную потребность;
- и наконец, социальные обстоятельства, которые часто являются главной первопричиной большинства внутриличностных столкновений.
На уровне организации причины, провоцирующие появление внутриличностного конфликта, можно представить следующими видами противоречий:
- между чрезмерной ответственностью и ограниченными правами для её осуществления (человека перевели на руководящую должность, расширили функции, но права остались старыми);
- между плохими условиями труда и жёсткими требованиями к выполнению работы;
- между двумя несовместимыми задачами или заданиями;
- между жёстко установленными рамками задания и расплывчато прописанным – механизмом его реализации.
Причины конфликтов в организации: между требованиями профессии, традициями, нормами, установленными в организации и индивидуальными потребностями или ценностями человека; между стремлением к творческой самореализации, самоутверждению, карьере и потенциальными возможностями осуществления этого в пределах данной организации; противоборство, вызванное противоречивостью социальных ролей; между стремлением к обогащению и нравственными ценностями.
В контексте гендерной специфики направленности мотивации существует две гипотезы:
- мужчины и женщины обладают мотивацией достижений в равной степени, но реализуют ее в разных видах деятельности;
- мужчины и женщины мотивированы разными потребностями: для женщин важней потребность в аффилиации, чем в достижениях.
Таким образом, нельзя однозначно утверждать, что у женщин направленность на успех выражена меньше, чем у мужчин. Возможно, женщины ориентированы на достижение успеха в семейной сфере [8].
Мотивация избегания неудач определяется как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, причем любыми способами. Для личности с преобладанием такой направленности мотивации главное не совершить ошибки, избежать неудачи, даже ценой сильной трансформации изначальной, главной цели.
Более негативное влияние страх неудач оказывает на женщин в силу того, что мужчины обладают большей уверенностью в себе и получают больше поддержки со стороны окружающих.
Таким образом, направленность мотивации имеет важное значение в построении структуры личности, оказывая влияние на поведение человека, на достижение им поставленных целей.
Перейдем к эмпирической части нашего исследования.
В нашем исследовании приняло участие 133 женщины от 25 до 40 лет.
По результатам диагностики на распознавания внутренних конфликтов Е. Б. Фанталовой мы имеем 82 респондента с низким уровнем дезинтеграции (62%), 51 с выявленным уровнем дезинтеграции всего (38%), из них 29 женщин с выраженным высоким уровнем дезинтеграции ценности и доступности (22 %), 22 женщины со средним уровнем (16 %).
Рис. 1. Результаты по методике Е. Б Фанталовой
По методике Фанталовой можно сказать, что ценнее для женщин с выявленным внутриличностным конфликтом было, например, здоровье, но доступнее активная, деятельная жизнь или также ценна была любовь, но в доступных явлениях по итогу иное.
Обратимся к методике Э. Мильман «Диагностика мотивационной сферы личности».
Сначала рассмотрим результаты респондентов с выраженным высоким уровнем дезинтеграции.
Рис. 2. Мотивационные профили женщин с высоким уровнем дезинтеграции
Уплощенный профиль у 62 % женщин, регрессивный у 34%, прогрессивный у 3 % женщин.
Уплощенный профиль свидетельствует о неопределённости своих мотивов, о малой выраженности мотивационного стремления у человека в целом. Регрессивный профиль говорит нам об общежитейской направленности личности, о необходимости поддержании жизнеобеспечения и существующего уровня комфорта, и большего не требуется. У людей с регрессивным профилем нет особого стремления к развитию, взаимодействию с социумом из вне. Им важно сохранить, что есть, не выходя за пределы привычных их рамок. Прогрессивный профиль личности говорит об обратном.
Обратимся к эмоциональному профилю женщин с выраженным высоким уровнем внутриличностного конфликта.
Рис. 3. Эмоциональный профиль женщин с выраженным высоким внутриличностным конфликтом
У 69% женщин выявлен астенический тип, который характеризуется частым проявлением ноу личности защитных механизмов, склонности к раздражительности, неумением владеть собой в трудных ситуациях, пессимистичности. У 41 % женщин выявлен стенический эмоциональный тип, Личность с таким типом, достаточно эмоционально реагирует на происходящее, в то же время осознанна, владеет своим поведением.
Перейдем к рассмотрению мотивационных профилей женщин с низким уровнем внутриличностного конфликта.
Рис. 4. Мотивационный профиль женщин с низким уровнем дезинтеграции
Прогрессивный профиль у 76 % женщин. Устремлены к успеху в работе, ориентированы на активное вхождение и преобразование социального мира. У 5 % процентов выявлен регрессивный профиль. Предположим, что это обусловлено их личностными чертами, а не воздействием среды. Их устраивает, то, что они имеют, раз уровень расхождения ценности и доступности также на низком уровне. У 19% женщин выявлен импульсивный мотивационный профиль. Согласно Э. Мильман личность с данным мотивационным профилем стремится самоутвердиться, через общение, творческую активность.
Рис. 5. Эмоциональный профиль женщин с низким уровнем внутриличностного конфликта
У 55 % выявлен профиль смешанный стенический, значащий, что человек может стойко переживать свои неудачи, у 45% стенический профиль - личность, как и в эмоциональном плане активна, так и в своих действиях.
Рис. 6. Мотивационные профили женщин со средним уровнем внутриличностного конфликта
Отметим, что здесь прогрессивный профиль личности не выдал успеха в работе, только стремление. Нужного уровня производственной мотивации пока нет. Экспрессивный профиль в данном случае показывает ориентир на достижения комфорта и социального статуса в обществе, но по шкале «общественная полезность» наблюдается регрессия.
Итак, подытожим, какие особенности в мотивационной структуре личности женщин с выявленным высоким уровнем внутриличностного конфликта мы выявили в ходе исследования.
У женщин с высоким уровнем дезинтеграции в мотивационной сфере наблюдается малая дифференциация мотивов или ее полное отсутствие, нет стремления к деловой или творческой активности. Все измеряемые шкалы находятся на одной практически плоскости. Полагаем, что такой на первый взгляд явный диссонанс, когда по сути хочется и ценится, а оно и недоступно, связан с не умением определять, а что же все-таки важно человеку для самого себя, невзирая на видимые со стороны навязанные людьми шаблоны. Также мы выявили, что люди с высоким уровнем дезинтеграции имеют трудности в управлении своим эмоциональным состоянием.
Женщины с внутриличностным конфликтом могут иметь и регрессивный мотивационный профиль, что может говорить о неуверенности в себе, короткой воле или детских травмах, а возможно, и три в одном, необходимо провести индивидуальную работу – диагностику.
Также в нашем исследовании были женщины с внутриличностным конфликтом, имеющие экспрессивные и импульсивные профили, желающие самоутвердиться, желающие почувствовать себя лидером, шкалы их профилей скачут. Фактором наличия одного из этих мотивационных профилей могут выступать психологические проблемы, либо же личностные особенности.
Также отметим, что в исследовании женщины с внутриличностным конфликтом не имели нужного соотношения потребительской и производственной мотивации для обозначения успеха на работе.
В заключение отметим, что мотивация личности является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Мотивационная структура может рассматриваться как основа осуществления личностью определенных действий; поведение личности определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном соотношении друг к другу в зависимости от степени их воздействия на личность, и в обобщенном виде представляет множество диспозиций. В ходе развития по мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Этот процесс переосмысливания сопровождает человека всю жизнь, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. В связи с этим проблема мотивации и мотивов поведения является одной из стержневых в психологии.