Воспитание здорового и патриотичного поколения является задачей национального суверенитета и в конечном итоге – сохранения единого русского государства. Задача осложняется тем, что и более взрослые поколения русских не до конца понимают экзистенциальный смысл происходящих мировых событий. В результате, воспитывать нужно многих, нельзя изменить подходы к воспитанию детей и молодежи, продолжая воспитывать их на западных образцах, технологиях, учебниках, идеях. Речь не может идти об отмене, речь идет о том, чтобы оставить лучшие практики, обогатив их русским идейным содержанием. И убрать все то, что категорически этому противоречит.
Группировка обучающихся по разным возрастам оправданна с мотивов воспитания. На занятиях в разновозрастных группах ученики больше социализируются что является невозможным при занятиях с малым количеством учеников.
Воспитание в разновозрастных группах является социальным воспитанием, воспитывающим взаимодействие в социуме.
Социальная педагогика, как практическая деятельность, отражает взаимодействие человека и социума и направлена на поддержку и развитие социальной активности человека.
Л.В. Галагузова, А.А. Мардахаев, А.В. Мудрик определяют социальное воспитание как составную часть процесса социализации, педагогически регулируемую и направленную на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения в различные виды социальных отношений [1, 2, 3].
П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский раскрыли в своих работах воспитание ребёнка в социуме и отметили педагогическую деятельность, направленную формирование личности ребёнка в условиях, когда он является частью коллектива, детско-взрослой общности [4].
В.Г. Бочарова, Г.Н. Филонов рассматривают социальное воспитание как целенаправленную воспитательную деятельность, связанную с жизнедеятельностью людей в обществе, в открытом социуме [1, 4].
Таким образом, объектом социального воспитания в образовательной среде является система социальных взаимодействий субъектов образовательных отношений в зоне его ближайшего окружения. Предмет социального воспитания – это процесс педагогического влияния на взаимодействие обучающегося на всех этапах обучения и воспитания с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Социальное воспитание в образовательной среде становится эффективным при условии вовлечения подрастающего поколения в позитивную деятельность в различных сферах социальной практики.
Р.А. Андрианова, С.В. Лобынцева отмечают потребность в приобретении и поддержании социального статуса как важнейшую потребность детей и подростков. Не только в учебной, но во внеучебной деятельности ребенок может получить новый полезный социальный опыт, реализовать свой потенциал, повысить свой социальный статус, стать значимым среди сверстников, оказывать помощь и поддержку им. Как показывает педагогическая практика не все дети могут быть успешными в учебной деятельности, но все дети имеют потенциал социальной активности, который необходимо направить в позитивное русло и, решая при этом не только воспитательные, но и профилактические задачи нейтрализации рисков поведенческих девиаций [5].
Для решения задач социального воспитания важно использовать ресурс воспитательного пространства по месту жительства. Очевидно, что организация разновозрастного взаимодействия, направленное на поддержку и помощь более слабым, например, младшим или пожилым людям, способствует наращиванию конструктивного опыта социального взаимодействия и воспитанию в детско-взрослой общности. В социальном пространстве событийной общности формируются установки и ценностные ориентации, зарождаются чувство «мы», со-радость, со-переживание, взаимная ответственность всех перед всеми за событие [6].
Для организации воспитательного пространства детско-взрослой общности важно понимание событийного подхода, разработанное Д.В. Григорьевым в котором отмечается особая воспитательная роль не только событий в общности, но события, как совместного бытия в одном социальном пространстве [6].
В современных реалиях социальное воспитание предполагает включение субъектов образовательных отношений в позитивную деятельность и формирование опыта сотрудничества, конструктивного решения проблемных ситуаций, в том числе и в информационном пространстве.
И.В. Лупина отмечает, что социальное воспитание обучающихся включает разработку индивидуальных и групповых программ непрерывного сопровождения с привлечением психологической службы школы, службы медиации, социального педагога и родителей, обучение конструктивному взаимодействию.
Возможными маркерами социального воспитания обучающихся являются: комплексность как степень организации системы предупреждения и системы преодоления деструктивного поведения с опорой на превентивную функцию воспитания; повышение конструктивного социального опыта в соответствии с возрастными и личностными особенностями обучающихся и интересами и потребностями детского сообщества; системность как степень обеспечения непрерывного социального воспитания во всех сферах жизнедеятельности субъектов образовательных отношений.
Р.А. Андрианова отмечает, что важным компонентом решения превентивных задач социального воспитания является выявление группы социального риска, системное взаимодействие с семьями группы риска по предупреждению и преодолению девиантного поведения; своевременное и оперативное реагирование на факт проявления поведенческих девиаций, предупреждение опасных последствий проявления деструктивного поведения с привлечением специалистов, анализ психологического климата в детско-взрослом сообществе, ежедневный контроль за психо-эмоциональным состоянием обучающихся; нейтрализация рисков проявления деструктивного поведения, обеспечение условий для безопасности и конструктивного взаимодействия детей и родителей в сообществе класса и школы.
Важным инструментом социального воспитания являются позитивные социально-педагогические интервенции, направленные на формирование ответственности и устойчивости к девиантному поведению, которое противоречит нормам и правилам безопасной жизнедеятельности в социуме. Приобретение в воспитательном пространстве социального опыта конструктивного взаимодействия на основе сотрудничества, поддержки, помощи, взаимопонимания и взаимного согласия является важнейшим направлением социального воспитания субъектов образовательных отношений.
Для повышения педагогического влияния на сферу свободного времени субъектов образовательных отношений важно привлекать различные институты социализации: семью, общественные организации, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, родительской общественности.
Очевидно, что целенаправленное социальное воспитание является основанием профилактики негативных тенденций в образовательной среде. При этом превентивная социально-педагогическая деятельность должна опираться на организацию воспитательной ситуации, отвлекающей подрастающее поколение от деструктивной активности и направляющей их социальную активность на социально-значимую и социально-полезную деятельность в различных сферах учебной и внеучебной деятельности.
В разновозрастных группах на ведущего занятия возлагается большая профессиональная ответственность. Чтобы занятия были интересными и полезными, необходима тщательная подготовка, чтобы интересы всех учеников были соблюдены. Необходимо устанавливать правила взаимодействия с тем, чтобы старшие не подавляли младших, а младшие относились к старшим с должным вниманием.
При работе над проектами в группах задачи распределяются между ее членами, что способствует сплочению старших и младших. В результате этого происходит слияние коллективов, а также повышается уровень коммуникации среди обучающихся.
Итак, главным выводом является то, что воспитание в условиях разновозрастного взаимодействия является социальным воспитанием. В современном обществе взаимодействие людей разных поколений несет не только положительные эффекты, но и риски. Поэтому обучение в разновозрастных группах требует участия квалифицированных специалистов и знаний в сфере возрастной психологии, социальной психологии и педагогики, конфликтологии и т.д.