Главная
АИ #49 (179)
Статьи журнала АИ #49 (179)
Специфика развития межличностного взаимодействия студентов в процессе обучения в...

Специфика развития межличностного взаимодействия студентов в процессе обучения в вузе

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

молодежь
студенты
межличностное взаимодействие
обучение

Аннотация статьи

Мир находится в зоне турбулентности, технологический прогресс под вопросом, но факт неумолим – изменения, какими бы они ни были, происходят слишком быстро. Человеку необходимо быстро осознавать, что происходит не только вокруг него, но и в мире в целом. Для этого необходимо постоянно получать новые знания и уметь с ними работать, развиваться в среде межличностного взаимодействия.

Текст статьи

За прошедшие годы проведено множество исследований межличностного взаимодействия, в том числе, и в среде студентов. Однако необходимо менять ракурс с бесконечного насаждения индивидуализма на восприятие и воспитание коллективных ценностей. Специалист с высшим образованием должен получить специальность, способную приносить пользу стране, а не просто корочки и возможность занятия должности офисного менеджера.

 Молодежь – это огромная аудитория, которая как губка впитывает всю информацию, поступающую извне, и воспринимает ее как потенциально возможный вариант для апробации, не всегда убедившись в ее достоверности. Студенчество во многом предопределяет перспективы и направления развития всего общества. Поэтому воспитание студенческой молодежи является одной из важнейших задач руководства государства в целом и руководства отдельных регионов в частности.

Студент – это уже взрослый человек, его взаимодействия – это результат семейного, школьного воспитания и его личностного выбора.

Но в создавшихся условиях в каждом вузе необходимо реализовать идею организации образовательного пространства в виде патриотически ориентированной социообразовательной среды, предоставляющей каждому студенту возможность максимально полно реализовать свой личностный потенциал в избираемой им общественной деятельности. Конструирование такой среды должно стать общественной задачей.

Во все времена патриотическое воспитание было приоритетным направлением отечественной национальной политики, и до 90-х годов прошлого столетия эта задача успешно решалась использованием методов и средств, предложенных государством. Тяжелый период восстановления ценностных основ общества и формирования объединяющей национальной идеи сказался на мировоззрении молодых людей, отчаянно пытавшихся найти себя в различных видах деятельности, не всегда созидательных. Однако с развитием информационно-коммуникационных технологий кругозор российского гражданина значительно расширился – у него появилась возможность получать наглядную информацию о жизни за пределами своей Родины, сравнивать уровень жизни в разных странах, устанавливать контакт с представителями других наций, постигать основы культур разных народов. Соответственно, повышенный интерес к другим культурам привел к постепенному спаду интереса к изучению истории и культуры своей страны, родного языка и литературы. Сегодня это проявляется в потере интереса к учебе, снижении социальной активности, демонстрации эгоистических качеств личности, отсутствии эмпатии у молодых людей, подверженности деструктивным влияниям.

Создание патриотической социальной образовательной среды – это достаточно новая задача для большинства вузов, или, скорее, хорошо забытая или тщательно истребленная, старая.

Более знакомая задача – это организация командной работы как студентов, так и студенческо-преподавательских коллективов. Можно утверждать, что в этом – суть высшего образования. Однако в студенческой среде наблюдается рост затруднений в ситуациях, требующих совместной деятельности и сотрудничества, трудностей в преодолении проблемных, конфликтных ситуаций и в целом − неспособности студентов эффективно взаимодействовать, что подтверждается эмпирическими работами ряда исследователей (М.В. Гуковская, Н.М. Кодинцева, Е.С. Пайгина и др.).

Взаимодействие студентов проявляется на трех уровнях – в рамках группы, курса, вуза. На последних курсах взаимодействие происходит и с будущими работодателями, если специальность остро востребована.

Преимущества командной работы студент – будущий специалист, должен обязательно усвоить еще в процессе обучения. К преимуществам относится синергетический эффект в командной работе, который проявляется в том, что команда может больше, чем суммарно каждый из ее членов.

Второе преимущество команды – сплоченность и поддержка. Сплоченность проявляется в готовности договариваться и поддерживать связи с членами команды, в принятии коллективных решений, уважительном отношении друг к другу, учету мнения каждого члена команды.

В сложившейся и продуктивной команде быстро нивелируются деструктивные способы взаимодействия, в частности, неумение слышать друг друга и договариваться, согласовывать работу, излишнюю эмоциональность, несовпадение интересов, взглядов, ценностей членов команды.

Проектная работа, как правило, ведется именно в командах. Своевременное выполнение проекта является сильной стороной сплоченной команды, что позволяет выполнять учебные и производственные задачи. Межкомандное взаимодействие может повысить качество работы команд за счет обмена мнениями по решению различных, нередко схожих вопросов.

Нацеленность на результат также является сильным качеством команды, задачи мобилизационной экономики требуют решения задач в кратчайшие сроки, студенты должны выходить из стен вуза подготовленными к труду.

Для уменьшения рисков проектной командной работы целесообразно проводить мониторинг качества взаимодействия внутри команд в середине проектной деятельности, что позволяет своевременно скорректировать действия участников проектной работы.

Интенсивы и периодические обсуждения качества взаимодействия в команде в процессе совместной работы над проектом дают ее членам новый импульс к развитию продуктивных и заинтересованных отношений в команде, поддерживают взаимный интерес членов команды друг к другу, помогают раскрыть потенциал командных ролей. Следует сказать о важности дополнительных усилий со стороны организаторов проектной работы для успешной реализации роли лидера в командах.

Нацеленность на результат также является сильным качеством команды, задачи мобилизационной экономики требуют решения задач в кратчайшие сроки, студенты должны выходить из стен вуза подготовленными к труду.

Подготовленность к труду означает выраженную мотивацию к профессиональной деятельности. Вуз может и должен создать эту мотивацию у студентов.

Это достигается за счет активного взаимодействия с представителями будущих работодателей.

Итак, необходимо объединять сильные стороны каждого индивида с тем, чтобы совместно достигать значимых для общества целей. И в первую очередь это касается студенческой среды.

Видится три направления этого пути: создание социально ориентированной образовательной среды, обучение и управление командно-проектной работой и создание мотивации к профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Андрианова, Р.А. Социальное воспитание субъектов образовательных отношений / Р.А. Андрианова, И.В. Лупина // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2022. – С. 46-50.
  2. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – Москва [и др.]: Питер, 201 – 573 с.

Поделиться

809

Ракитина М. Г. Специфика развития межличностного взаимодействия студентов в процессе обучения в вузе // Актуальные исследования. 2023. №49 (179). Ч.IV.С. 37-39. URL: https://apni.ru/article/7748-spetsifika-razvitiya-mezhlichnostnogo-vzaimod

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января