Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, а потому она имеет определяющее влияние на развитие всех сфер психики ребенка в этот период. Однако развивающий потенциал игровой деятельности не одинаков, что определяет внимание к вопросу того, как строится современная игра дошкольников, какое содержание имеет, какие игровые действия предполагает. Содержание игр, их характер, облик и функциональные характеристики игрушек имеют социокультурное своеобразие – то есть игры современных дошкольников отличаются от игр даже детей прошлого столетия. Некоторые исследователи (Т.П. Авдулова [1], Е.О. Смирнова [2], И.В. Чикова [3], пр.) говорят о проблеме обеднения современных игр дошкольников, об их замене на увлечение детьми гаджетами, компьютерными играми, просмотр мультфильмов и пр.
Сюжетно-ролевая игра недаром считается отображением наблюдаемых детьми социальных взаимоотношений (взаимоотношений взрослого и «большого мира»). Если содержание традиционных сюжетно-ролевых игр касалось преимущественно семейных тем, опыта взаимодействия в микросоциуме, посещения базовых мест (соответственно и тематика игр была стандартной – «Семья», «День рождения», «Магазин», «Библиотека», «Почта», «Школа» и др.), то современные сюжетно-ролевые игры дошкольников, с одной стороны, тематически расширяются (появляются новые темы для таких игр, что связано с открытием новых мест, профессий – «Банк», «Агентство недвижимости»; дети изображают блогеров, телеведущих, звезд и пр.), с другой – в некоторой степени отстраняются от семейной тематики, поскольку в современных семьях родители зачастую много внимания уделяют работе, а меньше – семье, общению с детьми, не ставят задачи – ознакомить детей со своими профессиональными обязанностями, особенностями труда, передать свой опыт, ценности, традиции.
Наполнение сюжетов современных сюжетно-ролевых игр дошкольников происходит отчасти за распространение мультфильмов, мультсериалов, комиксов, в которых практически всегда присутствует яркий персонаж, которому хочется подражать (Бетмен, Соник, фея Винкс, Барби). То есть образы мульт-героев, сюжеты мультфильмов, мультсериалов переносятся в игры современных дошкольников. С одной стороны, это может восприниматься как обогащение сюжетно-ролевой игры (позитивная тенденция), с другой – исследователи отмечают, что в таких играх дети играют сами с собой, даже будучи в группе (негативная тенденция), что является еще одним отличием современной игры от игры традиционной, в которой сюжеты строятся таким образом, чтобы дети взаимодействовали, выстраивали сюжет вместе, шли «от индивидуального к коллективному»). Такое заимствование сюжетов игр одновременно отрывает детей от реальности, что в корне противоречит смыслу сюжетно-ролевой игры – освоить значимые для социализации формы поведения, социальные умения, а также существенно снижает возможности для творчества, развития воображения детей – дошкольники копируют сюжет из просмотренного мультфильма, не обогащая и не разворачивая его.
Также следует затронуть вопрос того, что сюжетно-ролевая игра, особенно в старшем дошкольном возрасте, становится менее интересна дошкольнику, так как за внимание ребенка конкурируют мультфильмы, детские телевизионные шоу, компьютерные игры, т.д., которые стали полноценной формой досуга многих современных детей. Компьютерная игра не может рассматриваться, как хотя быть частичная замена сюжетно-ролевой игре, поскольку дети в ней чаще всего играют индивидуально – а потому в ней не развиваются навыки общения, межличностного взаимодействия, умения, относящиеся к эмоциональному интеллекту, и т.д.
Уменьшение внимания к игре у дошкольников обусловлено отчасти и тенденциями дошкольного образования – с одной стороны, в современных реалиях многие родители и педагоги делают акцент на развитии ума, внимания, мышления, получения навыков, раскрытии способностей, а потому активно записывают на кружки, секции, заполняют день в детском саду образовательной деятельностью, как того требует стандарт (то есть на игру у ребенка остается значимо меньше времени), с другой стороны – детей попросту не учат играть, общаться в игре, а значит – извлекать пользу для своего психического и социального развития.
Таким образом, особенности современных сюжетно-ролевых игр дошкольников (примитивность и репродуктивность заимствованных сюжетов, слабая связь с реальным миром, индивидуалистичность игры и пр.) говорят об обеднении игровой деятельности, о снижении ее возможности выступать в качестве базы для психического и социального развития детей. В этой связи нам кажется важным уделять больше внимания игре детей, ее содержанию, игровым действиям, осуществлять руководство ей с учетом ее развивающего потенциала, для чего необходимо развивать игровую компетентность педагогов и родителей.