Инфраструктурное развитие является важным направлением государственного регулирования. Это – капиталоемкая сфера, требующая формирования соответствующих условий для инклюзивного развития и привлечения ресурсов. Постоянно изменяющиеся условия требуют постоянной актуализации мер поддержки сферы инфраструктуры со стороны государства.
Создание современной, надежной инфраструктуры имеет решающее значение для удовлетворения растущих потребностей людей в регионах России. Инвестиции в инфраструктуру способствуют повышению темпов экономического роста, открывают новые экономические возможности и облегчают инвестиции в человеческий капитал. Сегодня население российских регионов испытывает инфраструктурный дефицит, что выражается в загруженности дорог, заброшенности рекреационных зон, плохом состоянии объектов социальной инфраструктуры: больниц, школ и т. д. Издержки государства постоянно увеличиваются одновременно со снижением конкурентоспособности регионов и наблюдающимся снижением качества жизни [1].
Развитие транспортно-дорожного комплекса города Симферополя представляет собой одно из условий эффективного развития всех его социально значимых сфер, а также выступает своего рода как индикатор уровня жизни населения. Инфраструктурное развитие дорожно-транспортной отрасли выступает одним из приоритетных направлений социально-экономической политики города. Дорожно-транспортная отрасль в Симферополе является одной из проблематичных сфер, существенно влияющих на эффективное развитие как города, так и региона в целом, и таким образом, влечет за собой определённые экономические потери. Инфраструктурные объекты транспортной и дорожной сфер сталкиваются с разного рода трудностями, которые присущи практически любому муниципальному образованию. Борьба с регулярными пробками и заторами, дорожные работы, стремление к рентабельности пассажирского транспорта представляют одну из актуальнейших задач для управленцев города. Решение вышеуказанных и других проблем, связанных с развитием дорожно-транспортной инфраструктуры, относится к функциям органов местного самоуправления, которые с помощью различных способов и методов должны минимизировать отрицательные последствия с целью удовлетворения потребностей жителей города.
В связи с ростом населения города Симферополя (мигранты, беженцы и т.д.) в последнее время потребности в транспортных услугах только растут, и, соответственно, нагрузка на транспортно-дорожный комплекс возлагается существенная. При этом существующая инфраструктура уже не в состоянии обеспечить потребности экономики города. Значительная часть объектов инфраструктуры выходит из строя, становится технически непригодной, морально устаревает. Несмотря на общую адаптацию транспорта к современным условиям, состояние транспортно-дорожной отрасли и уровень ее развития в г. Симферополе в настоящее время нельзя считать удовлетворительными.
Многие проблемы порождены неэффективностью организации управления транспортно-дорожным комплексом. Анализ материалов (интервью, статистических данных и др.) продемонстрировал, что превалирующее большинство населения города регулярно жалуются на условия осуществления перевозок, систематическое повышение транспортных расходов, плохое качество дородного покрытия или его полное отсутствие [2]. Предприниматели обращают внимание на коррупционные схемы и теневые практики в сфере освоения бюджетных средств, проведения тендеров и других мероприятий, которые должны осуществляться исходя из соображений справедливости и во благо населения в первую очередь. Среди существенных проблем развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Симферополя можно выделить также следующие:
- Транспортная сеть города не отвечает запросам настоящим и будущим грузо- и пассажиропотокам.
- Транспортные технологии не в полной степени соответствуют сложившимся рыночным условиям, а также затрудняют покрыть потребности в качественных транспортных услугах, а также сокращению транспортных расходов, эффективному использованию инфраструктурных объектов.
- Доступность и качество транспортных услуг не в состоянии удовлетворить запросы жителей города, большое количество пунктов местности не обеспечены необходимым транспортным сообщением.
- Отмечается несоответствие скорости развития дорожной сети от скорости автомобилизации населения, наблюдается перегрузка дорожных сетей.
- Обновление транспортного фонда осуществляется недостаточно эффективно, что влечет за собой, соответственно, его износ и небезопасность дорожного движения.
- Показатели безопасности транспортного процесса, в первую очередь дорожного движения, не соответствуют необходимому уровню. В дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибают и травмируются большое количество человек.
- В условиях проведения специальной военной операции значительно обострились проблемы обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической устойчивости транспортной системы. Проблема в целом и отдельные ее аспекты создают угрозу ограничения экономического роста и реализации социальных программ развития города.
Помимо вышеуказанных проблем развития транспортно-дорожного комплекса также одной из существенных можно считать отсутствие парковочных мест, и, соответственно, максимальную загруженность улиц города. По этому поводу местные власти неоднократно заявляли о начале строительства новых объектов с целью создания паркингов, однако на сегодняшний день большинство проектов остаются нереализованными, а обещания – декларативными.
Анализируя эти и другие проблемы, можно отметить, что в целом г. Симферополь является достаточно проблемным муниципальным образованием с зачастую негативным отношением как к водителям, так и пешеходам, и в частности, к людям с ограниченными возможностями.
Совершенствование правового обеспечения регулирования транспортно-дорожного комплекса г. Симферополя также является одной из важных задач в контексте управления развитием инфраструктурных объектов. По мнению экспертов, также «необходимо четкое законодательное распределение прав, социальной ответственности и рисков между государством и участниками рынка, а также определение приоритетных направлений в развитии транспортной инфраструктуры в городе. Очень важно также оптимизировать структуру управляющих органов для организации и управления, государственного регулирования транспортной инфраструктурой, четкое распределение между ними функций, полномочий и ответственности, определенного порядка их взаимодействия на федеральном и региональном уровне.
Надо заметить, что управление транспортно-дорожным комплексом осуществляется не всегда эффективно, иногда наблюдается принятие тактических решений в ущерб стратегическому инфраструктурному развитию комплекса в целом.
В г. Симферополе наблюдаются существенные ограничения экономического роста, обусловленные недостаточным развитием транспортной инфраструктуры. Объемные и качественные характеристики транспорта не позволяют в должной мере решать задачи развивающейся экономики, в том числе задачи удовлетворения спроса на качественные транспортно-логистические услуги и особенно – пассажирские перевозки.
Основными недостатками транспортной системы являются недостаточный технический уровень и неудовлетворительное состояние его производственной базы, сокращения объемов реконструкции и строительства инфраструктурных объектов, а также темпов обновления и пополнения подвижных средств транспорта.
Для преодоления ранее указанных негативных тенденций в функционировании транспортно-дорожного комплекса, улучшения экологической обстановки и повышения качества жизни жителей и гостей городского округа необходимо реализовать комплекс мер по созданию системы современного экологически чистого общественного транспорта. Транспортные системы, основанные на приоритете личного автомобильного транспорта, являются изначально неэффективными по сравнению с системами, где приоритетом обладает общественный транспорт.
С целью повышения эффективности работы транспортно-дорожного комплекса и инфраструктурного развития и его объектов, органы муниципальной власти и структуры, уполномоченные ими управлять транспортными предприятиями, должны уделять особое внимание вопросам тарифной политики, развитию информационно-аналитической системы управления общественным транспортом, оптимизации единой маршрутной сети, созданию системы диспетчерского управления городским транспортом, снижение вредного воздействия общественного транспорта на окружающую среду, в том числе.