Государственная политика Российской Федерации в области профилактики терроризма и экстремизма

В статье рассматриваются особенности государственной политики России в области профилактики терроризма и экстремизма.

Аннотация статьи
политика
терроризм
силовые структуры
противодействие
экстремизм
Ключевые слова

Введение

В современном мире терроризм и экстремизм стали одной из важнейших угроз для государств и общества, Российская Федерация не является исключения.

Эти явления поражают не только безопасность и стабильность, но и принципы свободы, права человека и демократические ценности.

Для эффективной борьбы с ними необходима государственная политика профилактики, направленная на предупреждение и искоренение терроризма и экстремизма.

Государственная политика России по профилактике терроризма и экстремизма основывается на комплексном подходе, включающем как правовые, так и социальные меры.

Профилактика начинается на уровне образования, семьи и общества в целом, где формируются ценности толерантности, уважения к различиям, идеалам мира и справедливости.

Для этого важно создание специальных программ, разработка качественных учебных материалов, проведение тренингов и воспитательной работы [1, с. 108].

Однако одни только социальные меры недостаточны для предотвращения террористических актов и экстремизма.

Важной составляющей государственной политики является сила правовых норм, внедрение которых позволяет эффективно бороться с лицами, подготавливающими и осуществляющими террористические акты.

Кроме того, важно создание и развитие силовых структур, специализирующихся на борьбе с терроризмом и экстремизмом, таких как спецназы, контрразведка и полиция.

Государственная политика профилактики терроризма и экстремизма также должна быть направлена на развитие международного сотрудничества [2, с. 31].

Ведь террористические группы и экстремистские организации часто оперируют за пределами своей страны, и только совместные усилия могут справиться с подобной угрозой на глобальном уровне.

Важно создание и развитие международных договоров и соглашений, обмен опытом и информацией, взаимная поддержка и координация.

В данной статье будут рассмотрены основные принципы государственной политики профилактики терроризма и экстремизма, а также успешные практики ряда стран в этой области.

Роль федеральных и региональных органов власти в борьбе с терроризмом и экстремизмом

Федеральные и региональные органы власти в Российской Федерации играют важную роль в борьбе с терроризмом.

В России функции и полномочия в области борьбы с терроризмом распределены между различными организациями на федеральном и региональном уровнях [3, с. 34].

На федеральном уровне основную роль в борьбе с терроризмом играют следующие органы:

  1. Федеральная служба безопасности (ФСБ) – это основное федеральное орган власти, ответственное за обеспечение безопасности Российской Федерации. Она занимается пресечением террористической деятельности, предупреждением терактов и проведением оперативно-разыскных мероприятий против террористических группировок.
  2. Министерство внутренних дел (МВД) – имеет полномочия по борьбе с терроризмом, включая пресечение, предупреждение и расследование террористических преступлений. МВД также отвечает за обеспечение общественной безопасности и защиту прав граждан в условиях террористической угрозы.
  3. Министерство обороны (МО) – принимает участие в борьбе с терроризмом, особенно когда террористическая активность связана с военными объектами или проводится на территории, под контролем российских вооруженных сил.
  4. Министерство юстиции – имеет полномочия по контролю и регулированию нормативно-правовой базы в области борьбы с терроризмом. Оно разрабатывает законодательство и принимает меры для пресечения террористической деятельности, в том числе усиливает пенальные меры за террористические деяния.
  5. Министерство иностранных дел (МИД) – занимается сотрудничеством с другими странами в борьбе с терроризмом, включая обмен информацией и координацию операций, осуществляемых международными организациями по борьбе с терроризмом.

На региональном уровне основную роль в борьбе с терроризмом играют органы власти субъектов Российской Федерации:

  1. Органы местного самоуправления – отвечают за обеспечение общественной безопасности на территории своего субъекта и сотрудничают с федеральными органами власти по недопущению террористических актов.
  2. Управления ФСБ и МВД регионального уровня – осуществляют оперативно-розыскную работу в борьбе с терроризмом на территории своего региона. Они пресекают деятельность террористических группировок и координируют операции по предотвращению терактов.
  3. Управления по чрезвычайным ситуациям – занимаются планированием и координацией действий в случае террористических актов и других чрезвычайных ситуаций.

Роль федеральных и региональных органов власти в борьбе с терроризмом включает применение оперативных и превентивных мер, разработку стратегий и тактик для предотвращения террористических актов и обеспечения безопасности граждан [4, с. 172].

Они также осуществляют международное сотрудничество и информационный обмен для более эффективной борьбы с терроризмом.

Федеральные органы власти Российской Федерации в борьбе с экстремизмом играют ключевую роль в создании и реализации государственной политики по предотвращению и борьбе с экстремизмом.

Федеральные органы власти, включая Министерство внутренних дел (МВД) и Федеральную службу безопасности (ФСБ), отвечают за оперативное и расследование преступлений, связанных с экстремизмом.

Они проводят оперативные мероприятия по выявлению и блокировке экстремистской информации, а также осуществляют аналитическую работу для определения трендов и угроз в сфере экстремизма.

Региональные органы власти также играют важную роль в борьбе с экстремизмом.

Они осуществляют меры профилактики, информирования и просвещения населения о последствиях участия в экстремистских группировках или распространении экстремистской пропаганды [5, с. 42].

Региональные власти действуют в рамках законодательной базы, разрабатывая и внедряя местные программы по противодействию экстремизму, организуя антиэкстремистские форумы и семинары, сотрудничая с общественными организациями и религиозными лидерами.

Кроме того, в рамках системы национальной безопасности в Российской Федерации создан федеральный орган власти по контролю за обеспечением безопасности страны и борьбе с экстремизмом – это Служба безопасности Российской Федерации (ФСБ).

Она осуществляет аналитическую работу и противодействие экстремистским проявлениям, в том числе проведение оперативно-розыскных мероприятий, обеспечение повышения эффективности работы по противодействию экстремизму.

Таким образом, федеральные и региональные органы власти Российской Федерации в борьбе с экстремизмом выполняют ряд функций, включая расследование преступлений, контроль и блокировку экстремистской информации, проведение профилактической работы, сотрудничество с общественными организациями и религиозными лидерами, а также аналитическую работу для определения угроз и трендов в сфере экстремизма.

Реализация профилактических программ и проектов

В Российской Федерации существует ряд профилактических программ и проектов по борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Они включают как федеральные, так и региональные и местные инициативы.

Вот некоторые из них:

1. Федеральная служба безопасности (ФСБ) регулярно проводит оперативно-профилактические мероприятия для выявления и предотвращения террористических и экстремистских деяний.

Выявление преступлений террористической и экстремистской направленности включает в себя комплекс оперативно-розыскных мер:

  • по оперативному поиску и получению первичной оперативно-розыскной информации (ранее неизвестной оперативным сотрудникам) о фактах подготовки и совершения таких преступлений, а также лиц, их совершивших;
  • проверке такой информации;
  • принятию решения по этой информации в целях предотвращения. раскрытия преступлений террористической и экстремистской направленности и розыска лиц, причастных к их совершению.

Особое внимание уделяется таким аспектам, как:

  • структура и динамика правонарушений экстремистской направленности, а также преступлений террористической и экстремистской направленности на конкретной территории, тенденции их роста или снижения;
  • наличие выраженных закономерностей во времени, местах и способах совершения таких преступлений (это позволяет скорректировать направления поисковой работы);
  • наличие сведений о неоднократном совершении в одном и том же месте, на каком-либо объекте или части территории нарушений общественного порядка и преступлений террористической и экстремистской направленности;
  • места сбора лиц, склонных к совершению правонарушений и преступлений экстремистской направленности;
  • нахождение на территории обслуживания религиозных, политических и общественных объединений (центров, организаций); учебных заведений, в том числе религиозных (в частности, исламских);
  • наличие устойчивых этнических диаспор, их качественный и количественный состав, места компактного проживания, места сбора для отправления религиозных обрядов, наличие домашних церквей и молельных домов;
  • структура и динамика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ;
  • нахождение на территории предприятий, на которых производятся (складируются) взрывчатые вещества или их компоненты, воинских частей и воинских складов;
  • наличие и возможности конфидентов в различных группах и диаспорах.

Изучение и анализ указанных позиций способствуют оптимальному планированию поисковой работы по выявлению фактов подготовки и совершения преступлений террористической и экстремистской направленности и лиц, к ним причастных [6, с. 105].

2. Главное управление по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации, также известное как Центр «Э» самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющее в пределах предоставленных полномочий выработку и реализацию государственной политики, нормативное правовое регулирование в сфере противодействия экстремистской деятельности, а также выполняющее иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.

В число его основных задач входят:

  • участие в формировании государственной политики в установленной области деятельности;
  • участие в совершенствовании нормативного правового регулирования в установленной области деятельности;
  • организация борьбы с преступлениями в установленной области деятельности;
  • организационно-методическое руководство подразделениями по противодействию экстремизму главных управлений МВД России по федеральным округам, министерствам внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;
  • выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления террористического характера, преступления и правонарушения экстремистской направленности, а также лиц, осуществляющих содействие террористическим и экстремистским и организациям (сообществам);
  • сбор, обобщение и анализ оперативной информации о лицах, причастных к деятельности экстремистских и террористических организаций (сообществ);
  • осуществление мер совместно с подразделениями ФСБ России по предупреждению и пресечению деятельности организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций) экстремистской направленности и террористического характера [7, с. 45].

3. Министерство образования и науки Российской Федерации проводит программы и мероприятия по просвещению и пропаганде толерантности, чтобы предупредить проявление экстремизма среди студентов.

4. Министерство коммунального хозяйства и благоустройства проводит работы по благоустройству территорий, чтобы предотвратить радикализацию и поддерживать безопасность.

5. Местные органы власти и законодательные органы также проводят свои программы и проекты по борьбе с терроризмом и экстремизмом, адаптируя их к конкретным региональным особенностям.

Все эти программы нацелены на превентивные меры, включая образование, информационные кампании, социальную работу, психологическую помощь и т. д.

Они отражают приоритетность к проблеме терроризма и экстремизма в России и стремление к обеспечению безопасности граждан и общественного порядка.

Заключение

В заключение можно отметить, что государственная политика профилактики терроризма и экстремизма в Российской Федерации играет значительную роль в обеспечении безопасности и стабильности в стране.

Благодаря комплексному подходу и принятым мерам, удалось достичь существенного снижения уровня террористической и экстремистской деятельности.

Однако вызовы и угрозы в этой сфере не прекращаются, и государство должно продолжать улучшать и модернизировать свою политику для более эффективного противодействия возникающим угрозам.

Ключевыми факторами успеха в этом направлении являются не только законодательная база и оперативные меры, но также и информационная работа, сотрудничество с международными партнерами и общественное сознание.

Только объединенными усилиями и постоянным привлечением широкой общественности можно эффективно бороться с терроризмом и экстремизмом, и обеспечить безопасное будущее для всех граждан России.

Текст статьи
  1. Нагорный, А. П. Профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи России / А. П. Нагорный, А. Н. Попов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. – 2021. – Т. 7, № 1. – С. 105-115. (Текст непосредственный).
  2. Нерсисян, Г. В. Образовательные программы как позитивная практика подготовки кадров в области профилактики терроризма и экстремизма. Типовые программы Минобнауки России. Опыт НЦПТИ / Г. В. Нерсисян, Е. Р. Валитова // Обзор. НЦПТИ. – 2020. – № 2(21). – С. 26-36. (Текст непосредственный).
  3. Жамборов, А. А. Современный терроризм и экстремизм как потенциальная угроза безопасности государства / А. А. Жамборов // Пробелы в российском законодательстве. – 2021. – Т. 14, № 3. – С. 32-36. (Текст непосредственный).
  4. Кириллова, Т. В. Опыт воспитательной работы по профилактике экстремизма и терроризма среди осужденных / Т. В. Кириллова, М. И. Кузнецов // Перспективы науки. – 2022. – № 11(158). – С. 171-173. (Текст непосредственный).
  5. Устинкин, С. В. Отношение молодежи к проявлениям экстремизма и терроризма в современном обществе / С. В. Устинкин, А. В. Никитин, А. И. Самсонов // Технологии социально-гуманитарных исследований. – 2023. – № 1. – С. 36-56. (Текст непосредственный).
  6. Абазов, А. Б. Местное самоуправление и его роль в реализации антитеррористической политики / А. Б. Абазов // Проблемы экономики и юридической практики. – 2021. – Т. 17, № 1. – С. 104-107. (Текст непосредственный).
  7. Левин, А. И. Вопросы местного значения по профилактической работе с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма в этнических общинах и прибывшими в потоках трудовых мигрантов / А. И. Левин, Л. В. Левина, Н. В. Гревцева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – № 10(78). – С. 44-48. (Текст непосредственный).
Список литературы