Автор(-ы):
Столярова Алина Алексеевна
11 декабря 2023
Научный руководитель
Ивченко Борис Павлович
Секция
Государственное и муниципальное управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматриваются особенности государственной политики России в области профилактики терроризма и экстремизма.
Текст статьи
Введение
В современном мире терроризм и экстремизм стали одной из важнейших угроз для государств и общества, Российская Федерация не является исключения.
Эти явления поражают не только безопасность и стабильность, но и принципы свободы, права человека и демократические ценности.
Для эффективной борьбы с ними необходима государственная политика профилактики, направленная на предупреждение и искоренение терроризма и экстремизма.
Государственная политика России по профилактике терроризма и экстремизма основывается на комплексном подходе, включающем как правовые, так и социальные меры.
Профилактика начинается на уровне образования, семьи и общества в целом, где формируются ценности толерантности, уважения к различиям, идеалам мира и справедливости.
Для этого важно создание специальных программ, разработка качественных учебных материалов, проведение тренингов и воспитательной работы [1, с. 108].
Однако одни только социальные меры недостаточны для предотвращения террористических актов и экстремизма.
Важной составляющей государственной политики является сила правовых норм, внедрение которых позволяет эффективно бороться с лицами, подготавливающими и осуществляющими террористические акты.
Кроме того, важно создание и развитие силовых структур, специализирующихся на борьбе с терроризмом и экстремизмом, таких как спецназы, контрразведка и полиция.
Государственная политика профилактики терроризма и экстремизма также должна быть направлена на развитие международного сотрудничества [2, с. 31].
Ведь террористические группы и экстремистские организации часто оперируют за пределами своей страны, и только совместные усилия могут справиться с подобной угрозой на глобальном уровне.
Важно создание и развитие международных договоров и соглашений, обмен опытом и информацией, взаимная поддержка и координация.
В данной статье будут рассмотрены основные принципы государственной политики профилактики терроризма и экстремизма, а также успешные практики ряда стран в этой области.
Роль федеральных и региональных органов власти в борьбе с терроризмом и экстремизмом
Федеральные и региональные органы власти в Российской Федерации играют важную роль в борьбе с терроризмом.
В России функции и полномочия в области борьбы с терроризмом распределены между различными организациями на федеральном и региональном уровнях [3, с. 34].
На федеральном уровне основную роль в борьбе с терроризмом играют следующие органы:
На региональном уровне основную роль в борьбе с терроризмом играют органы власти субъектов Российской Федерации:
Роль федеральных и региональных органов власти в борьбе с терроризмом включает применение оперативных и превентивных мер, разработку стратегий и тактик для предотвращения террористических актов и обеспечения безопасности граждан [4, с. 172].
Они также осуществляют международное сотрудничество и информационный обмен для более эффективной борьбы с терроризмом.
Федеральные органы власти Российской Федерации в борьбе с экстремизмом играют ключевую роль в создании и реализации государственной политики по предотвращению и борьбе с экстремизмом.
Федеральные органы власти, включая Министерство внутренних дел (МВД) и Федеральную службу безопасности (ФСБ), отвечают за оперативное и расследование преступлений, связанных с экстремизмом.
Они проводят оперативные мероприятия по выявлению и блокировке экстремистской информации, а также осуществляют аналитическую работу для определения трендов и угроз в сфере экстремизма.
Региональные органы власти также играют важную роль в борьбе с экстремизмом.
Они осуществляют меры профилактики, информирования и просвещения населения о последствиях участия в экстремистских группировках или распространении экстремистской пропаганды [5, с. 42].
Региональные власти действуют в рамках законодательной базы, разрабатывая и внедряя местные программы по противодействию экстремизму, организуя антиэкстремистские форумы и семинары, сотрудничая с общественными организациями и религиозными лидерами.
Кроме того, в рамках системы национальной безопасности в Российской Федерации создан федеральный орган власти по контролю за обеспечением безопасности страны и борьбе с экстремизмом – это Служба безопасности Российской Федерации (ФСБ).
Она осуществляет аналитическую работу и противодействие экстремистским проявлениям, в том числе проведение оперативно-розыскных мероприятий, обеспечение повышения эффективности работы по противодействию экстремизму.
Таким образом, федеральные и региональные органы власти Российской Федерации в борьбе с экстремизмом выполняют ряд функций, включая расследование преступлений, контроль и блокировку экстремистской информации, проведение профилактической работы, сотрудничество с общественными организациями и религиозными лидерами, а также аналитическую работу для определения угроз и трендов в сфере экстремизма.
Реализация профилактических программ и проектов
В Российской Федерации существует ряд профилактических программ и проектов по борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Они включают как федеральные, так и региональные и местные инициативы.
Вот некоторые из них:
1. Федеральная служба безопасности (ФСБ) регулярно проводит оперативно-профилактические мероприятия для выявления и предотвращения террористических и экстремистских деяний.
Выявление преступлений террористической и экстремистской направленности включает в себя комплекс оперативно-розыскных мер:
Особое внимание уделяется таким аспектам, как:
Изучение и анализ указанных позиций способствуют оптимальному планированию поисковой работы по выявлению фактов подготовки и совершения преступлений террористической и экстремистской направленности и лиц, к ним причастных [6, с. 105].
2. Главное управление по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации, также известное как Центр «Э» самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющее в пределах предоставленных полномочий выработку и реализацию государственной политики, нормативное правовое регулирование в сфере противодействия экстремистской деятельности, а также выполняющее иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.
В число его основных задач входят:
3. Министерство образования и науки Российской Федерации проводит программы и мероприятия по просвещению и пропаганде толерантности, чтобы предупредить проявление экстремизма среди студентов.
4. Министерство коммунального хозяйства и благоустройства проводит работы по благоустройству территорий, чтобы предотвратить радикализацию и поддерживать безопасность.
5. Местные органы власти и законодательные органы также проводят свои программы и проекты по борьбе с терроризмом и экстремизмом, адаптируя их к конкретным региональным особенностям.
Все эти программы нацелены на превентивные меры, включая образование, информационные кампании, социальную работу, психологическую помощь и т. д.
Они отражают приоритетность к проблеме терроризма и экстремизма в России и стремление к обеспечению безопасности граждан и общественного порядка.
Заключение
В заключение можно отметить, что государственная политика профилактики терроризма и экстремизма в Российской Федерации играет значительную роль в обеспечении безопасности и стабильности в стране.
Благодаря комплексному подходу и принятым мерам, удалось достичь существенного снижения уровня террористической и экстремистской деятельности.
Однако вызовы и угрозы в этой сфере не прекращаются, и государство должно продолжать улучшать и модернизировать свою политику для более эффективного противодействия возникающим угрозам.
Ключевыми факторами успеха в этом направлении являются не только законодательная база и оперативные меры, но также и информационная работа, сотрудничество с международными партнерами и общественное сознание.
Только объединенными усилиями и постоянным привлечением широкой общественности можно эффективно бороться с терроризмом и экстремизмом, и обеспечить безопасное будущее для всех граждан России.
Список литературы
Поделиться
Столярова А. А. Государственная политика Российской Федерации в области профилактики терроризма и экстремизма // Актуальные исследования. 2023. №50 (180). Ч.III.С. 47-51. URL: https://apni.ru/article/7762-gosudarstvennaya-politika-rossijskoj-federat