Само по себе общество дифференцированно, поэтому у каждого появляются свои представления о благоприятном устройстве городской среды. Из-за этого город является отражением определенных интересов, предпочтений и вкусовых изысканий людей, которые в нем проживают. Из этого формируются основные качества пространства, которое создано человеком. Оно должно быть комфортным для жителей, чтобы вызывать у них чувства гармонии и удовлетворенности. В противном случае пространство способно повлиять на общество негативно, вызвав у того чувство отрешенности, от чего человек способен закрываться в себе и выбиваться из социальных процессов.
Но если удовлетворенность пространством вещь достаточно трудноизмеримая, то неудовлетворенность всегда на ладони и поддается измерениям. Именно формы неудовлетворенности, которые возникают в контактах человека с архитектурой, и следует учитывать в процессе изучения утопических проектов городов. Неудовлетворенность является зеркалом, которое отражает потребности населения – уже осознанные или еще только смутно ощущаемые.
«Любая архитектурная задача исходит от некой идеальной модели жизнеустройства и имеет в ней свое оправдание» [3, с. 3]. Одной из важнейших задач архитектуры является формирование городской среды, которая воплощает в себе связь настоящего, прошлого и будущего, а также создает образ города. Однако развитием городских пространств формирование среды, которая отвечала бы целому ряду факторов, становится все более сложным процессом. среди этих факторов можно обозначить: географическое положение, политические и экономические особенности возникновения, социальная и эстетическая значимость возводимых архитектурных элементов, культурная специфика и др. В этой связи появляется запрос на определенные модели городов, которые максимально приспособлены к историческим условиям, защищенного и комфортного для жизни. Появляется некая далекая мечта о создании городов, которые создаются с чистого листа и представляют собой четко работающий механизм, который удовлетворяет все социальные запросы и потребности. Концептуальная идея идеального города, как отмечает Е.Ю. Витюк, складывается из влияния на проектировщика факторов, которые транслируются от заказчика, то есть конечного пользователя – горожан. Такими факторами выступают: экономические, политические, социокультурные условия, климатические особенности и традиции региона [1]. Этот список не конечный, однако, дает понимание, что итоговый продукт и степень его идеальности категории не объективные, подходящие под исключительный запрос и видение конкретного человека, то есть автора той или иной концепции.
Е.Ю. Витюк выделяет отличительные критерии идеального города: архитектурное устройство, социокультурное устройство и антропокосмическое устройство [1]. Архитектурное устройство определяло тип композиционного решения и внутреннее убранство городской среды; социокультурное – политический строй и основное мировоззрение в обществе; антропокосмическое – отношение к человеку и природе. Представленные элементы взаимодействуют в синтезе, что позволило создать разного рода концепции идеального города, характерных как для исторического периода в целом, так и для автора в частности. Эти же элементы позволяли создавать концептуальные идеи идеальных городов с ориентиром на морально-нравственные идеалы общества. Д. Рескин в ХХ в. иллюстрировал этот синтез таким образом: «Невозможно, чтобы правильные понятия о праве, морали, счастье существовали там, где, как в Англии, города представляют ужасные места грязи, бессистемное скопление людей и закопченных зданий, пятна плесени, которая разрастается по стране и заражает ее... Мы должны иметь города, окруженные гирляндами цветущих садов и журчащих потоков» [11]. Стоит отметить, что, на наш взгляд, в идее идеального города элементы синтеза подчинены строгой иерархии, где социокультурные и антропокосмические аспекты стоят на первых местах, а архитектурный фактор является их отражением, особенно, когда речь идет об оформлении городского пространства. А.В. Иконников писал, что произведения архитектуры обладают не только материально-практической полезностью, но и несут в себе информационно-эстетическую ценность. Исследователь пишет: «ее включенность в систему объектов – здание входит в комплекс сооружений; комплекс, в свою очередь, является элементом населенного места в целом. При этом архитектурные объекты образуют основу предметно-пространственной среды, которая взаимодействует с субъектом (человеком, группой, городским сообществом, человечеством) и актуализирует его поведение» [4, с.94].
В конечном счете потребность в создании гармоничной городской среды является ответом на кризисные ситуации в ходе исторического развития. Планы города-крепости, города-сада, индустриального города или города будущего нацелены на создание упорядоченного городского пространства, как альтернативы хаотичному миру. Коль скоро мы определились с тем, что проекты идеального город являются ответом на вызовы реальности, то самыми радикальными из таких идей можно считать города-утопии, концепции которых начали складываться в начале XVI в. Возникновение идей о таких городах тесно сопряжено с эпохой Великих географических открытий и эпохой Возрождения.
Возрождение зародилось в городах Северной и Центральной Италии, где были развиты различные виды торгово-промышленного предпринимательства, политической и общественной деятельности. Городам требовался человек нового типа, который свободен от сословного строя, а центр внимания был смещен на человеческое достоинство, способности и предназначение. Для этого времени характерен острый запрос на социальные изменения, переориентация на человека и человечества, а также стремление к духовному и нравственному обновлению. Возрождение XIV-XVI вв. отличается кардинальным пересмотром системы координат в идеологическом, политическом, социальном отношениях. Это время, которое изменило теоцентрическую картину мировоззрения, которая сложилась в Средневековье, и заменила ее антропоцентрической во всех сферах как общественной, так и духовной сферы жизни, что стало переломным моментом цивилизационного развития (кризисом), что привело к поиску нового идеала для построения общества. Переосмысление ценностей привело мыслителей к идеям равенства, созданию коммуны, созданию идеального общества с опорой на человека, которое должно располагаться в идеальном городском пространстве. Великие географические открытия спровоцировали рост литературных романов, посвященных путешествиям в неизведанные миры и открытиям далеких земель. Такие города становились альтернативной существующей реальности. «Идеал утопии предполагает альтернативную классической экономики картину социального мира - не дефицитного, но изобильного. Изобилие обеспечивается всеобщим трудом, успехами науки и техники, перераспределением собственности, опрощением жизни» [7].
Ю.Д. Смирнова пишет, что: «Утопия рациональна, теоретична, эвристична, умопостигаема, она направляет свой взгляд в прошлое или будущее, настоящее – объект критики, не более, она никогда не стремится быть реализованной» [8]. Утопия всегда несет в себе некий идеал, который является критикой существующий реальности. Авторы подают свои идеи подсвечивая недостатки существующего общества, выделяет незаметные, на первый взгляд, несовершенства и заставляют думать. Утопия, если и не претендует быть реализованной, то показывает путь к выходу из кризисной ситуации.
Одним из значимых романов, который содержит в себе описание идеального города-утопии, является трактат «Город Солнца», написанный Т. Кампанелла. Утопия написана в инквизиционной тюрьме около 1602 г., что отличает произведение от подобных ему, которые были написаны кабинетными мыслителями. Томмазо Кампанелла был не просто участником калабрийского заговора 1599 г., а его непосредственным организатором. А. Х. Горфункель утверждает, что «Город Солнца», воплощает программу калабрийского заговора, план создания справедливого государства. «Прямо ссылаясь на «Город Солнца», Кампанелла перенес в этот последний вариант своей утопии все существенные черты коммунистической программы калабрийского заговора, начиная от общности имуществ и всеобщего труда и кончая организацией управления; единственное, от чего он здесь отказался, – это общность жен «в отношении ложа»» [2]. К.А. Чекалов пишет, что «свою историческую миссию он усматривал не только в создании нового мировоззренческого синтеза, но и в практическом переустройстве мира на основе глобального, окрашенного в экуменические тона социально-этического проекта» [9, с. 9].
Далее представлен разбор по основным критериям, и которых состоит общий план идеального города. Порядок определен таким образом: антропокосмическое устройство, социокультурное устройство и архитектурное устройство. Этот порядок позволит, каким образом складывается цельная картина идеи города у Т. Кампанеллы, и как работают элементы в синтезе, создавая тем самым общественную систему, поскольку из отношения к природному формируются основные мотивы мировоззрения, после устанавливается социокультурный порядок, а архитектурное устройство является замыкающим этапом, который становится отражением первых двух компонентов.
Т. Кампанелла проявлял глубокий интерес к идеям натурфилософии, которые более подробно были описаны в книгах «La Philosophia sensibus demonstrata» (1591) и «Il De sensu rerum et magia» (1620). Интерпретация законов природы у философа заключается в принципах “естественной магии”, которая, с одной стороны связана с искусствами и науками, а с другой, это особая сфера знаний, связанная с особыми и таинственными событиями. Концептуальная особенность представлений Т. Кампанеллы о природе складывается в основном из наблюдений за природными событиями и аномальными небесными знаками, что пропитывает представления философа астрологическими идеями.
Выход из кризисной ситуации, пропитанной социальным неравенством, политическими беспорядками и несправедливым положением населения Т. Кампанелла находил в своем идеальном городе-государстве, которое основано на гармонии общества с природой. Он был уверен в том, что несправедливость в обществе возникла именно по причине того, что человек отступился от естественной модели существования. Именно через магию философ объединял идеи натурфилософии и политическими процессами. А.Х. Горфункель пишет: «В то же время, поскольку магия означала практическое осуществление руководства обществом на основе научных знаний (в той специфической форме, в которой в натурфилософии Кампанеллы научные представления смешивались с мистическими, астрологическими, теологическими воззрениями), в учении Кампанеллы о магическом предназначении философии нашла свое выражение мысль о необходимости рациональной, на научном знании основанной, перестройке общественных отношений – мысль, лежащая в основе его коммунистической утопии» [2].
Город Солнца представляет собой «тело», живой организм, части которого работают в единой системе, части которой выполняют назначенные им функции, что позволяет привести общество к процветанию. Так главная задача политического действия состоит в том, чтобы направить поток разных энергий в единое русло для укрепления естественных связей отдельных индивидов с целым. Средством по достижению всеобщего единства по Т. Кампанелле является религия, по всей видимости именно поэтому религиозный аспект не исключен из концептуального плана идеального города. Сохранив религию философ придерживался собственного тезиса о том, что она является главным способом для духовного единства жизни социума, который он представил в «Политических афоризмах».
Т. Кампанелла проводит тождество между христианством и естественным законом природы. Он утверждал, что между христианством и природой существует согласие. Свою аргументацию он строит на том, что Христос не отменял естественный закон, а напротив только дополнил его разного рода моральными таинствами и предписаниями, которые усовершенствовали его. « В его теократии воплотились идеал научного руководства обществом со стороны ученых-специалистов и одновременно стремление с помощью магически истолкованной религии обеспечить духовное единство Города Солнца» [2].
Таким образом, в антропокосмическом смысле жители Города Солнца существуют в тесном союзе с естественными законами природы, который подкреплен моральными принципами христианской религии, которую Т. Кампанелла называет «естественной». «Поистине, раз они, знающие только закон природы, настолько близки к христианству, которое не добавляет сверх природных законов ничего, кроме таинств, способствующих их соблюдению, то для меня это служит весьма веским доказательством в пользу христианской религии, как самой истинной из всех и той, которая, по устранении злоупотреблений, будет господствовать на всем земном круге [...]» [6]. Этот синтез природы, астрономии, астрологии и религии образует своеобразное мировоззрение – обособленный от другого мира и единственно-верный для существования человечества магический культ.
Установленной формой правления в Городе Солнца является теократическая монархия, а верховным правителем является Солнце или, как обозначает его Т. Кампанелла, Метафизик. Ф. Йейтс отмечает, что философ, описывая форму политического правления, к установленным идеалам всеобщей римской империи и платоновского государства, которым управляют философы, добавляет идеал египетского государства, которое является неуязвимым и вечным благодаря магии священника [5, с.341]. Исследователь заключает, что в идеальном городе государстве верховный правитель – «одновременно и священник, и царь, высшая духовная и светская власть» [5, с.341]. При монархе находятся три соправителя: Мощь, Мудрость и Любовь. В ведении Мощи находились военные силы; Мудрость руководил всеми науками; а Любовь занимался вопросами были деторождения, наблюдением за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство, а также вопросы образования и медицины. Помимо прочего в городе-государстве действовали и иные должностные лица, которые отвечали за добродетели: Щедрость, Великодушие, Целомудрие, Мужество, Справедливость и др. Благодаря ним среди жителей было невозможным всякого рода насилие, грабежи, разбои и другого рода проявления девиантного поведения. Жители города, по убеждению Морехода, победили все пороки и были добродетельными.
Солярии живут общиной. Такой образ жизни является способом упразднения главной причины социального неравенства в обществе – частной собственности. «Отсюда возникает себялюбие, ибо ведь, чтобы добиться для своего сына богатства и почетного положения и оставить его наследником крупного состояния, каждый из нас или начинает грабить государство, ежели он ничего не боится, будучи богат и знатен, или же становится скрягою, предателем и лицемером, когда недостает ему могущества, состояния и знатности. Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас остается только любовь к общине» [6]. И далее находим: «община делает всех одновременно и богатыми, и вместе с тем бедными: богатыми – потому что у них есть все, бедными – потому что у них нет никакой собственности; и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им» [6].
В обществе соляриев отсутствует не только частная собственность, в привычном нам понимании, но и ликвидирована моногамная семья. Именно из этого социального института произрастает неравенство в обществе. А.Э. Штекли отмечает, что главным доводом Т. Кампанеллы в необходимости упразднения семьи был отнюдь не вопрос неравенства, а воспроизведение «идеального потомства». Он пишет: «[...] привычные формы брака и весь существующий уклад семейной жизни должны быть отменены прежде всего в силу высших для государства соображений -- его заботы о наилучшем потомстве» [10, с.86]. Руководствуясь научным подходом в вопросе деторождения философ предлагал изменить отношения между полами таким образом, чтобы поставить их под строгий контроль, что позволит дать на свет здоровое потомство, что формирует крепкую основу идеального государства. Будущие родители подбираются не случайным образом, помимо осмотра внешних данных, внимание обращается и на физические и психологические качества, а лучшее время для зачатия определяется строго по астрологическим прогнозам.
Однако в социальном плане все же наблюдается классическая дихотомия «центр–периферия». Деревня представляется Т. Кампанелле как нечто неизменное и негативное по отношению к городскому пространству. Это место, куда отправляются неполноценные граждане, а также дети, которые не преуспели в интеллектуальном развитии. «Дети менее способные отправляются в деревню, но некоторые из них, оказавшиеся более успешными, принимаются обратно в город» [6] и далее «ежели кто-нибудь владеет всего одним каким-либо членом, он работает с помощью его в деревне, получает хорошее содержание и служит соглядатаем, донося государству обо всем, что услышит» [6].
Несмотря на строгие правила и законы, государственное устройство соляриев и их образ жизни основан на гражданском согласии всех жителей общества, на консолидации, а также на собственной самодисциплине. А.Э. Штекли отмечает, что власть общины никогда не была тиранией, а избранные магистры блюли установленный закон. Жители Города Солнца свято верили в их общее благо и сопричастность их действий со всеми деяниями и надеждами государства, поэтому общая работа не тяготит их, они выполняют ее радостно.
Далее поговорим не только об архитектуре, как основной визуальной составляющей городского пространства, но и о градостроительстве в целом.
Город соляриев расположен на холме, который возвышается над открытой просторной равниной: «многочисленные же его окраины выходят далеко за подошву горы, размеры которой таковы, что город имеет в поперечнике свыше двух миль, а окружность его равна семи» [6]. Томмазо Кампанелла не просто так приводит точные расчеты площади городского пространство, даже в этом он демонстрирует равенство жителей города. Центр города, то есть вершина холма, находится на равноудаленном расстоянии от его окраины. Покатое расположение города (центр на вершине – районы у подножия) выделяет из общего массива главную городскую доминанту – храм, по уточнению Морехода, «воздвигнутый с изумительным искусством». Концентрическая схема организации, таким образом, представляет город как постамент для сакрального символа власти. Помимо прочего во время воздвижения города были проведены точные астрологические расчеты, чтобы, по заверению автора утопии, город благоприятно влиял на жизненные силы и давал людям долголетие. «Они считают, что в первую очередь надо заботиться о жизни целого, а затем уже ее частей. Поэтому, когда они воздвигали свой город, они установили твердые знаки в четырех углах мира» [6].
Далее семь поясов города, возведенных под именем каждой, из тогда известных, планет. Это только укрепляет астрологические особенности города-государства Т. Кампанеллы, демонстрируя связь жителей с космосом. Помимо этого такое устройство выполняет и оборонительную функцию, поскольку жители города Солнца, по убеждению автора, живут в абсолютном счастье, то на стороне могут появиться завистники: «на том же острове находятся еще четыре царства, сильно завидующих их благополучию, потому что тамошнее население стремится жить по обычаям Соляриев и предпочитает быть под их властью, чем под властью собственных царей. Из-за этого часто начинается война с Соляриями под тем предлогом, что они захватили пограничные владения и живут нечестиво» [6]. Мореход так объясняет наличие семи оборонительных стен: «Итак, чтобы захватить каждый следующий, надо было бы постоянно употреблять вдвое больше усилий и труда. Таким образом, если бы кто задумал взять этот город приступом, ему пришлось бы брать его семь раз» [6]. Так город становится неприступным для врагов.
Стены кругов формируют также и внутренний облик города. По распоряжению Мудрости стены каждого из кругов были расписаны живописью, отражающей все науки. На стенах есть и математические формулы, и звезды, изображения флоры и фауны, важнейших ремесел и так далее. Живопись, в таком отношении, перестает быть предметом для простого любования, а становится формой познания мира. Благодаря росписи на стенах город становится общедоступным учебником, по которому в сопровождении наставников обучаются дети и взрослые.
Особенность социокультурного устройства определяет и тот факт, что у жителей общины отсутствует всякая частная собственность в масштабе всего города, то есть наличие собственного жилья. Мысль Томмазо Кампанеллы складывается здесь, по всей видимости, таким образом: дома расположенные ближе к храму являются, говоря современным языком, более респектабельными, дома расположенные ближе к окраинам, считаются менее привлекательными для жизни. При таком порядке вещей в обществе начинает нарастать неудовлетворенность своим территориальным расположением внутри городских стен, возрастает себялюбие, а в последние борьба за лучшее место. Поэтому жители города Солнца избрали наилучший принцип пользования городом: «Дома, спальни, кровати и все прочее необходимое у них общее. Но через каждые шесть месяцев начальники назначают, кому в каком круге спать и кому в первой спальне, кому во второй: каждая из них обозначается буквами на притолоке» [6].
Город Солнца Т. Кампанеллы представляет из себя не просто комплекс, состоящий из зданий и улиц, а систематизированное место для проживания общества. В своих идеях он воплощал идеал, который основан на принципах монашеской общины, где все основано на принципах общности в вопросах труда, жилища и воспитании, что позволяло создать гармонично развитую личность. Произведение «Город Солнца» является воплощением мечты о наступлении золотого века, о веке равенства и социальной справедливости, где ликвидированы пороки человечества в виде насилия и невежества. Т. Кампанелла считал, что этот век должен наступить перед великим концом человечества, что замкнет круг его развития. Идеальный город, описанный утопистом, является радикальной альтернативой существующему миропорядку, который, по заверению философа, основан на лжи. В тексте трактата зашифровано множество метафор, в том числе о противостоянии прошлого и будущего времен, что иллюстрирует получение новых знаний из великих путешествий. Новое социальное пространство заключило в своих стенах новый жизненный порядок, который являлся противопоставлением непосредственной реальности Т. Кампанеллы. Городское пространство соляриев полностью отвечает потребностям своих жителей приводя их жизнь к гармоничному развитию, в то время как мир за пределами городских стен представляет из себя засилье несправедливости и дисгармонии.
Т. Кампанелла видел в законе, который он разрабатывал, решение всех бед человечества, его новые догмы должны были свести на нет пагубное влияние идей прошлого на человека, что приведет последнего к лучшему проявлению себя. Теократическая модель управления, которая основана на принципах научной магии позволяла верховному правителю контролировать все сферы человеческой жизни. Анализ социокультурного устройства Города Солнца дает понимание, что идеальное и справедливое существование всего человечества возможно только при восстановлении всемирной империи под властью единого правителя, которого он видел, то в лице испанского монарха, то в папстве. Однако многие исследователи сходятся в мысли о том, что описывая идеальный город, правителем этой всеобщей монархии Т. Кампанелла видел именно себя.