Патриотическое воспитание старших дошкольников в системе воспитания в ДОУ

Современное значение патриотизма носит самобытный характер по отношению к предыдущему опыту поколений. В основном это опирается на прогрессирующий темп развития общества, которое не успевает сформировать морально-ценностный компонент своей структуры, что является необходимым аспектом гражданского общества. Одним из следствий такого явления стал факт так называемой подмены понятий патриотизма. В этом заключается актуальность нашего исследования.

Аннотация статьи
патриотизм
воспитание
старшие дошкольники.
Ключевые слова

Понятие патриотизма и его определение известно всем гражданам сое страны, любящим и уважающим свою Родину и ее историю. Само определение «патриотизм» пришло в речевой оборот в античные времена. Корни данного термина берут начало в Греции с момента зарождения полисов.

На сегодняшний день вопрос о патриотическом воспитании приобрел особенно острый характер. Причиной тому стал факт фальсификации исторических событий и традиций в мире. За счет подобной ситуации молодежные слои населения стали получать и воспринимать ложные понятия о ценностях, патриотизме, истории и ее роли. Такой оборот привлек внимание не только исследователей и педагогов, но и правительственные круги, что привело к решению вопроса о постановке патриотического воспитания на законодательном уровне. Так, Закон РФ «Об образовании» были закреплены понятия воспитания [1]:

  1. гражданственности,
  2. трудолюбия,
  3. уважения к правам и свободам человека,
  4. любви к окружающей природе, Родине, семье.

Патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета страны, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоёв общества [3].

Современное значение патриотизма носит самобытный характер по отношению к предыдущему опыту поколений. В основном это опирается на прогрессирующий темп развития общества, которое не успевает сформировать морально-ценностный компонент своей структуры, что является необходимым аспектом гражданского общества. Одним из следствий такого явления стал факт так называемой подмены понятий патриотизма. «Если предыдущий исторический опыт демонстрирует нам любовь к родной земле, к истории, традициям, то сейчас патриотизм приобретает смысл любви к государству. Происходит утрата важности сохранения истории и традиций, любовь к согражданам сменяется любовью к нации, а приоритет гражданственности сменяется приоритетом государственности» [2]. На примере предыдущего века и событий Великой Отечественной Войны история демонстрирует нам последствия возвышения чувства воздвижения и превосходства своей нации над другими в виде рождения таких явлений, как национализм и фашизм. Для того чтобы предупредить повторение печального опыта мирового масштаба, в современном обществе необходимо воспитание патриотизма во всех слоях общества, начиная с самого раннего возраста. Поэтому очень важна работа по формированию чувства патриотизма на ранних этапах развития личности:

  • Правильно определить понятие патриотизма
  • Грамотно поставить определение ценностей
  • Сформировать правильное отношение к Родине.

Понятие патриотизма на сегодняшний день носит неопределенный характер за счет подмены понятий в общественных устоях. Данный аспект формирует необходимость в патриотическом воспитании с самых ранних этапов становления личности, а именно – дошкольников и школьников.

Старший дошкольный возраст представляет собой благоприятный период для формирования патриотизма, как со стороны психологической восприимчивости воспитанников, так и со стороны широкого спектра методического обеспечения, позволяющего реализовывать процесс патриотического воспитания. Как отмечает В. Луховицкий, «появление новых видов деятельности у дошкольника влечет за собой формирование новых мотивов: игровых, трудовых, учебных, к процессу рисования и конструирования; изменяются мотивы общения ребенка со взрослыми – это интерес к миру взрослых, желание действовать как взрослый, получить его одобрение и сочувствие, оценку и поддержку». Патриотическая работа старших дошкольников, ее организация и проведение является одной из составляющих воспитания патриотизма. Эти составляющие делятся на три группы: первую, вторую и третью.

  • Учебно-воспитательная работа, применяемая в ходе проведения занятий.
  • Культурно-досуговая работа (посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми, экскурсионные поездки).
  • Формы, связанные с участием в создании уголков патриотизма [5].

Особое место среди методов и форм обучения с целью патриотического воспитания старших дошкольников занимает принцип интегрирования во всех видах образовательной деятельности. В основном это объясняется тем, что совмещение определенных методов и приемов дает преимущество в сокращении разницы между теоретическими задачами и полученными практическими результатами.

Таким образом, можно сделать вывод, что выбор форм обучения для патриотического воспитания играет немаловажную роль, но не ключевую. Большинство из форм и методов обучения можно обратить в качестве эффективного способа воспитания патриотизма. Главным здесь является правильно заданная цель, подобранная тема занятия, выстроенная организация и последовательная деятельность при реализации образовательного процесса.

Текст статьи
  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Баронина, К.А. Особенности интеграционных процессов в системе патриотического воспитания России в начале XXI века / К.А. Баронина, А.В. Лукинова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - №1. – 218с.
  3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Стандарты второго поколения / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 24с.
  4. Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня //В.И.Лутовинов. Педагогика. – М., 2006. - №5. – С. 52-59.
  5. Луховицкий, В. Патриотическое воспитание: задачи, содержание, аспекты / В.Луховицкий // Народное образование. - 2009. - №7. – С. 212-217.
  6. Усольцева Н. Н. Воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения в современных условиях [Электронный ресурс]. –URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/531152/
Список литературы