Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10-15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Однако и эти специальности всерьёз изменились благодаря развитию техники и внедрению цифровых информационных технологий во все сферы нашей жизни. Даже одни и те же профессии по должностным обязанностям называются по-разному.
Многообразие и сложность выбора профессии обуславливает необходимость формирования профориентационных основ уже с дошкольного периода, чтобы ребенок имел общее представление о мире профессий и специфике правильного самоопределения в них. Однако формирование знаний о профессиях в дошкольном возрасте должно опираться на ряд образовательных принципов, одним из которых является учет возрастных особенностей дошкольников как основополагающий фактор выбора методов обучения и воспитания.
Как правило, любые действия дошкольников, осуществляемые в отношении с окружающим миром, происходят на основе влияния психологических возрастных особенностей. Вопрос о возрастных особенностях и их роли в развитии и воспитании ребенка довольно важен. Понятие возрастных особенностей относится к психологической науке и представляет собой ряд преобразований в психике индивида в процессе перехода по возрастным периодам. При этом необходимо понимать, что возрастные особенности не имеют абсолютного, устойчивого характера и видоизменяются в зависимости от самого ребенка. Поэтому при построении процесса воспитания очень важно правильно учесть возрастные психологические особенности обучающихся, которые в совокупности довольно различны для каждой возрастной группы.
В возрасте 5-6 лет большинство детей обладает рядом таких социально-эмоциональных качеств, как:
- Частичный контроль своих эмоций
- Использование собственных эмоций в качестве манипулятора взрослыми
- Проявление интереса к причине эмоций и природе их возникновения
- Попытка самостоятельно справиться с трудностями в общении
- Использование преимущественно ролевых игр и игрушек-заместителей
- Возникновение гендерной идентификации.
На основе этого можно сказать, что данный период можно назвать сензитивным для формирования личностных и социальных навыков.
Таким образом, именно в этот момент закладываются основные задатки для формирования личности ребенка. На этом этапе возникает интерес к коллективным играм, особенно с соревновательными элементами. Это довольно благоприятно влияет на мотивацию ребенка: он понимает, что для победы необходимо приложить усилия, выполнить определенные действия. На этом этапе формируются морально-эстетические установки. Сюда относится осознание понимания чужих вещей, восприятие границ личного пространства, а также потребность в одобрении и восприятии окружающими. Кроме того, в этот период ребенок начинает учиться осознавать ответственность за проступки, а также контролировать свои желания: ему проще донести, что нужно подождать.
Особое внимание следует уделить факту формирования образа собственного «Я». Старший дошкольник постепенно начинает осознавать свое место в обществе, коллективе, свою значимость для других, воспринимают мнение других о себе. Возникает понятие самооценки и самоанализа. Постепенно берет начало формирование образа «Я-идеального». Не стоит забывать, что в старшем дошкольном возрасте самооценка детей немного завышена, и при правильном направлении к 7 годам она приходит в рамки реалистичности.
Опираясь на вышеприведенные аспекты, можно сказать, что наиболее продуктивным с точки зрения педагогической эффективности методов формирования профессиональной ориентации старших дошкольников является игра во всех ее способах реализации.
Многие воспитатели, практикующие использование игровой деятельности на занятиях, свидетельствуют о том, что создание игровых ситуаций возможно при изучении почти всех тем календарно-тематического плана. Но при этом необходимо учитывать психологические особенности возрастной группы и уровень владения навыками, необходимыми для проведения игры. В данном параграфе мы приведем несколько методических рекомендаций для использования игры на занятиях с целью повышения познавательной активности.
Реализация игровой деятельности в ходе образовательного процесса происходит в рамках универсальных рекомендаций:
- Постановка дидактических целей перед обучающимися в виде игровой задачи;
- Построение занятия в соответствии с поставленными игровыми правилами;
- Прогнозирование выполнения дидактических заданий в связи с планируемым игровым результатом.
В конце мы бы хотели привести методологические рекомендации, которые позволят верно организовать образовательный процесс на уроке истории:
- При подборе тех или иных игровых методов необходимо учитывать возраст воспитанников. Слишком простые игры для старшего дошкольного возраста не вызовут должного интереса, а младшему дошкольному звену будет сложно воспринять сложную структуру.
- В ходе реализации игры следует держать игру в постоянном контроле, так как потеря последнего приведет к тому, что игра потеряет образовательную ценность.
- Подбирать игровые методы и приемы следует, исходя из педагогических целей и задач занятия. В таком случае игровая деятельность станет эффективным способом достижения поставленных метапредметных целей.
- При структурировании занятия использование игровой деятельности следует определять в зависимости от содержания темы, чтобы не потерять ход образовательного процесса на занятии.
- Необходимо помнить, что игровая деятельность формирует больше личностные качества.
Приведем несколько примеров дидактических игр, направленных на профориентационное воспитание старших дошкольников:
1. Игра «Кто что делает?»
Цель: развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью; воспитывать уважение к человеку труда.
Материал: карточки с изображением представителей различных профессий.
Ход игры: педагог раздает детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности, при этом задавая вопросы: «Кто строит дома?»; «Кто шьет платья?», «Кто продает молоко?» и т.д. Примеры ответов детей: «Строитель строит дома», «Портной шьет платья», «Продавец продает молоко».
2. Игра «Профессии».
Цель: развивать представление о профессиях, обогащение и пополнение словарного запаса слов; развитие воображения, мышления, навыков словообразования.
Материал: Не требуется.
Содержание: Ведущий начинает предложение, дети должны его закончить, вставляя недостающие слова. Или задает вопрос, а дети отвечают. Вариантов таких игр много, ниже – несколько примеров.
Ход игры:
Ведущий описывает различные профессии. Задача детей – назвать профессию.
- Носит белый колпак, готовит вкусную еду. Кто это?
- Повар!
- Водит машину...
- Водитель! и т.п.
3. Игра «Угадай по результату профессию».
Цель: закрепить знание того, какой предмет является результатом деятельности человека определенной профессии.
Материал: картинки с изображением предмета – результата чьей-либо деятельности.
Ход игры: педагог предлагает детям поочередно брать картинки с изображением предмета – результата чьей-либо деятельности. Взяв картинку, дети должны назвать профессию и действие, которые выполняет человек этой профессии (картинки: платье, дом, пирог, фотография и т.д.).
Таким образом, соблюдая приведенные нами правила и методические рекомендации, воспитатель может применять игровую деятельность не только как элемент развлекательного и мотивационного характера, но и с повышенной продуктивностью, решая больший спектр целей и задач, что отвечает требованиям ФГОС.