Игра как форма профориентации старших дошкольников

Дошкольный возраст представляет собой сенситивный период, во время которого ребенок знакомится с окружающим миром. Познавательная активность при этом играет одну из ведущих ролей. В связи с этим старший дошкольный возраст определяется специалистами как наиболее благоприятный период формирования профориентационных основ. Данная статья направлена на изучение одного из наиболее эффективных методов реализации профориентации старших дошкольников – метод игры.

Аннотация статьи
игра
старшие дошкольники
профориентация
Ключевые слова

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10-15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Однако и эти специальности всерьёз изменились благодаря развитию техники и внедрению цифровых информационных технологий во все сферы нашей жизни. Даже одни и те же профессии по должностным обязанностям называются по-разному.

Многообразие и сложность выбора профессии обуславливает необходимость формирования профориентационных основ уже с дошкольного периода, чтобы ребенок имел общее представление о мире профессий и специфике правильного самоопределения в них. Однако формирование знаний о профессиях в дошкольном возрасте должно опираться на ряд образовательных принципов, одним из которых является учет возрастных особенностей дошкольников как основополагающий фактор выбора методов обучения и воспитания.

Как правило, любые действия дошкольников, осуществляемые в отношении с окружающим миром, происходят на основе влияния психологических возрастных особенностей. Вопрос о возрастных особенностях и их роли в развитии и воспитании ребенка довольно важен. Понятие возрастных особенностей относится к психологической науке и представляет собой ряд преобразований в психике индивида в процессе перехода по возрастным периодам. При этом необходимо понимать, что возрастные особенности не имеют абсолютного, устойчивого характера и видоизменяются в зависимости от самого ребенка. Поэтому при построении процесса воспитания очень важно правильно учесть возрастные психологические особенности обучающихся, которые в совокупности довольно различны для каждой возрастной группы.

В возрасте 5-6 лет большинство детей обладает рядом таких социально-эмоциональных качеств, как:

  1. Частичный контроль своих эмоций
  2. Использование собственных эмоций в качестве манипулятора взрослыми
  3. Проявление интереса к причине эмоций и природе их возникновения
  4. Попытка самостоятельно справиться с трудностями в общении
  5. Использование преимущественно ролевых игр и игрушек-заместителей
  6. Возникновение гендерной идентификации.

На основе этого можно сказать, что данный период можно назвать сензитивным для формирования личностных и социальных навыков.

Таким образом, именно в этот момент закладываются основные задатки для формирования личности ребенка. На этом этапе возникает интерес к коллективным играм, особенно с соревновательными элементами. Это довольно благоприятно влияет на мотивацию ребенка: он понимает, что для победы необходимо приложить усилия, выполнить определенные действия. На этом этапе формируются морально-эстетические установки. Сюда относится осознание понимания чужих вещей, восприятие границ личного пространства, а также потребность в одобрении и восприятии окружающими. Кроме того, в этот период ребенок начинает учиться осознавать ответственность за проступки, а также контролировать свои желания: ему проще донести, что нужно подождать.

Особое внимание следует уделить факту формирования образа собственного «Я». Старший дошкольник постепенно начинает осознавать свое место в обществе, коллективе, свою значимость для других, воспринимают мнение других о себе. Возникает понятие самооценки и самоанализа. Постепенно берет начало формирование образа «Я-идеального». Не стоит забывать, что в старшем дошкольном возрасте самооценка детей немного завышена, и при правильном направлении к 7 годам она приходит в рамки реалистичности.

Опираясь на вышеприведенные аспекты, можно сказать, что наиболее продуктивным с точки зрения педагогической эффективности методов формирования профессиональной ориентации старших дошкольников является игра во всех ее способах реализации.

Многие воспитатели, практикующие использование игровой деятельности на занятиях, свидетельствуют о том, что создание игровых ситуаций возможно при изучении почти всех тем календарно-тематического плана. Но при этом необходимо учитывать психологические особенности возрастной группы и уровень владения навыками, необходимыми для проведения игры. В данном параграфе мы приведем несколько методических рекомендаций для использования игры на занятиях с целью повышения познавательной активности.

Реализация игровой деятельности в ходе образовательного процесса происходит в рамках универсальных рекомендаций:

  1. Постановка дидактических целей перед обучающимися в виде игровой задачи;
  2. Построение занятия в соответствии с поставленными игровыми правилами;
  3. Прогнозирование выполнения дидактических заданий в связи с планируемым игровым результатом.

В конце мы бы хотели привести методологические рекомендации, которые позволят верно организовать образовательный процесс на уроке истории:

  1. При подборе тех или иных игровых методов необходимо учитывать возраст воспитанников. Слишком простые игры для старшего дошкольного возраста не вызовут должного интереса, а младшему дошкольному звену будет сложно воспринять сложную структуру.
  2. В ходе реализации игры следует держать игру в постоянном контроле, так как потеря последнего приведет к тому, что игра потеряет образовательную ценность.
  3. Подбирать игровые методы и приемы следует, исходя из педагогических целей и задач занятия. В таком случае игровая деятельность станет эффективным способом достижения поставленных метапредметных целей.
  4. При структурировании занятия использование игровой деятельности следует определять в зависимости от содержания темы, чтобы не потерять ход образовательного процесса на занятии.
  5. Необходимо помнить, что игровая деятельность формирует больше личностные качества.

Приведем несколько примеров дидактических игр, направленных на профориентационное воспитание старших дошкольников:

1. Игра «Кто что делает?»

Цель: развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью; воспитывать уважение к человеку труда.

Материал: карточки с изображением представителей различных профессий.

Ход игры: педагог раздает детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности, при этом задавая вопросы: «Кто строит дома?»; «Кто шьет платья?», «Кто продает молоко?» и т.д. Примеры ответов детей: «Строитель строит дома», «Портной шьет платья», «Продавец продает молоко».

2. Игра «Профессии».

Цель: развивать представление о профессиях, обогащение и пополнение словарного запаса слов; развитие воображения, мышления, навыков словообразования.

Материал: Не требуется.

Содержание: Ведущий начинает предложение, дети должны его закончить, вставляя недостающие слова. Или задает вопрос, а дети отвечают. Вариантов таких игр много, ниже – несколько примеров.

Ход игры:

Ведущий описывает различные профессии. Задача детей – назвать профессию.

  • Носит белый колпак, готовит вкусную еду. Кто это?
  • Повар!
  • Водит машину...
  • Водитель! и т.п.

3. Игра «Угадай по результату профессию».

Цель: закрепить знание того, какой предмет является результатом деятельности человека определенной профессии.

Материал: картинки с изображением предмета – результата чьей-либо деятельности.

Ход игры: педагог предлагает детям поочередно брать картинки с изображением предмета – результата чьей-либо деятельности. Взяв картинку, дети должны назвать профессию и действие, которые выполняет человек этой профессии (картинки: платье, дом, пирог, фотография и т.д.).

Таким образом, соблюдая приведенные нами правила и методические рекомендации, воспитатель может применять игровую деятельность не только как элемент развлекательного и мотивационного характера, но и с повышенной продуктивностью, решая больший спектр целей и задач, что отвечает требованиям ФГОС.

Текст статьи
  1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014.
  2. Алябьева, Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. М. : Сфера, 2016 – 230 с.
  3. Антонова М.В., Гришняева И.В. Ранняя профориентация как элемент социальнокоммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2017 – № 2.
  4. Дунаева О. В. Профориентация детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015 – Т. 13 – С. 4516–4520.
  5. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий / В.П. Кондрашов. – Балашов: Издательство «Николаев», 2014 – 52 с.
  6. Мазниченко, М. А., Шуванова, В. П., Зиновьева, А. А. Ранняя комплексная профориентация дошкольников: ознакомление с профессиями, профдиагностика, профессиональные пробы // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2020.– №4. – С. 3-13.
Список литературы