Рассматривая деятельность абсолютно любого предприятия, можно сказать, что идет непрерывный расчет затрат и доходов, финансовых результатов, применяются те или иные показатели. В работе предприятия самая главная цель – это получение максимальной прибыли с минимальными затратами.
Эффективность управления – это достижение при помощи совокупности систем управления наиболее максимального и эффективного результата при определенном уровне затрат на управление, или же, достижение заранее поставленного результата с наименьшими расходами. Именно в эффективности управления содержатся специфические особенности как социальных, так и экономических и других явлений. Анализ категории эффективности, факторов определяющих ее позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей экономической эффективности, которые могут выступать в качестве критерия эффективности организации.
Л.В. Алферова: «В качестве критерия эффективности производства и управления используются частные показатели использования отдельных видов ресурсов: материальных ресурсов, основных производственных фондов, капитальных вложений, производительности труда, характеризующей экономическую деятельность персонала, и обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты. Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно в результате разработки и реализации путей роста экономической эффективности управления» [1, с. 213].
Актуальность данного исследования состоит в том, что эффективность управления – это один из главных факторов эффективной деятельности предприятия.
В настоящее время оценить эффективность деятельности муниципального общеобразовательного учреждения достаточно проблематично, так как конечный результат деятельности зависит не только от учреждения, но и от обучающихся и их родителей. Если результаты школы и обучающихся еще можно измерить, то вклад родителей измерить очень сложно, и даже если измерить, то показатели будут с большой долей погрешности. Все вышесказанное оказывает влияние и на оценку эффективности систем управления.
Кроме того, для того, чтобы найти показатель общей эффективности, необходимо вычислить конкретный интегральный показатель, который выступает как бы суммой всех показателей в различных сферах деятельности муниципального общеобразовательного учреждения. Если это сделать с помощью результатов деятельности учреждения, вклада учащихся и родителей, то показателей выйдет весьма неточный. Как мы уже указывали выше, большая погрешность в вычислении одного из показателей приведет к неточности общего показателя и не позволит определить эффективность системы управления верно. Именно поэтому предлагается оценивать эффективность системы управления муниципальным общеобразовательным учреждением не одним общим показателем, а оценить по целому ряду отдельных показателей.
Кроме этого, как отмечает В.П. Мельников: «важно определить адресата оценки, то есть того субъекта, для которого или с чьих позиций проводится оценка, поскольку, например, оценка эффективность выполнения поставленной перед работником задачи может существенно отличаться, если ее оценивать либо с позиции работника, либо с позиции работодателя» [3, с. 118].
Как уже отмечалось выше эффективность управления можно оценивать как по показателям управляемой системы, так и по показателям собственно управления, с последующим соотнесением их с результатами оценки деятельности управляемой системы.
В.В. Баранов выделяет следующие показатели для оценки системы управления муниципальным общеобразовательным учреждением: «Показателями для оценки эффективности управляющей системы могут выступать:
- соотношение управленцев и управляемых (доля управленцев в общей численности работников);
- количество работников на одного управленца (так называемая норма управляемости;
- долю расходов на управление в общей структуре расходов
- время принятия управленческого решения;
- своевременность принятия управленческого решения;
- квалификация управленческих работников;
- «текучесть» управленческих кадров» [2, с. 77].
Хотим отметить, что перечисленные выше показатели не являются единственно возможными. Выбор показателей оценки будет заключаться в том, чтобы решить, какую эффективность необходимо рассчитать в данном определенном случае, а также в выделении приоритетного критерия или показателя для оценки.
Но несмотря на то, какие именно оценки будут выбраны для оценки эффективности системы управления муниципальным общеобразовательным учреждением, они все должны соответствовать определенным требованиям, которые заключаются в следующем:
- адекватность измеряемого объекта, то есть должны оценивать и измерять только тот показатель, который в данный момент необходим;
- взаимосвязь с целями учреждения. То есть показатель, который измеряют, должен не противостоять целям учреждения, а наоборот, вносить вклад в их реализацию;
- иметь баланс и не противоречить остальным показатель.
Некоторые авторы предлагают оценивать эффективность управленческого воздействия путем сравнительных методов: «Предлагаются следующие сравнения:
- сравнение на протяжении какого-то времени. Например, сравнивается процент успешно выдержавших экзамены по сравнению с процентом прежних лет.
- стандарты. Сравниваются результаты организации с контрольными цифрами. Например, средний балл ЕГЭ выпускников данной общеобразовательной организации и средний по региону.
- «внутрислужебные сравнения». Сравнивается одно подразделение учреждения с аналогичной службой в этом же учреждении. Например, сколько уходит времени на заполнение классных журналов у одних и сколько у других.
- сравнение с частным сектором. Работу организации сравнивают с работой организаций в частном секторе. Например, сравнение результатов ЕГЭ муниципальных общеобразовательных учреждений и частных образовательных организаций.
- сравнение с другими. Сравнивают или со всеми или с ближайшими соседями, или же отбираются для сравнения те организации, условия функционирования которых находятся примерно на одном уровне» [4, 5].
В случаях, когда после оценки система управления признана неэффективной, могут возникнуть следующие последствия:
- Последствия, которые окажут непосредственное влияние на муниципальное общеобразовательное учреждение в целом. Если муниципальное общеобразовательное учреждение не выполнило муниципальное или же государственное задание, то количество заданий на следующий год скорей всего сократят. Это приведет к финансовым последствиям, то есть снижению финансирования. Если же учреждение не смогло достичь каких-то определенных показателей, то скорей всего это приведет к проигрышам в конкурсах, а также к низким местам в рейтингах (что в дальнейшем приведет к ухудшению системы принятия управленческих решений в учреждении). В таких случаях муниципальное общеобразовательное учреждение может быть присоединено к другому учреждению (которое при оценке было признано эффективным) или же вовсе ликвидировано.
- Последствия, которые коснутся только определенных управленческих структур или отделов. Перечень последствий, который могут наступить для руководителей или органов управления, всегда определяется уставом муниципального общеобразовательного учреждения. Например, руководителя муниципального общеобразовательного учреждения могут уволить с его должности (без объяснения причины, но с сохранением заработной платы), так и по дополнительно предусмотренным в трудовом договоре основаниям его расторжения (а для руководителей в трудовой договор весьма часто вносятся условия о том, что договор расторгается при не достижении определенных показателей развития образовательной организации).
Таким образом, эффективность управления, как социально-экономическая категория, – это результативность данной деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, а также методов управления, применяемых в организации.
Для оценки экономической эффективности управления могут быть использованы такие показатели, как: экономическая эффективность использования материальных ресурсов, производственных фондов, капитальных вложений, деятельности персонала, а также обобщающего и динамического показателей оценки эффективности.
Оценка социальной эффективности отражает социальный результат управленческой деятельности и характеризует степень использования потенциальных возможностей коллектива для осуществления миссии организации.
Для того чтобы организация работала эффективно, необходимы усовершенствованные методы управления.