Автор(-ы):
Изергина Марина Юрьевна
12 декабря 2023
Секция
Государственное и муниципальное управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
В данной работе рассмотрено понятие эффективности управления. Указаны особенности оценки эффективности системы управления муниципальным общеобразовательным учреждением. Охарактеризованы показатели оценки эффективности системы управления и общие требования к ним. Описаны последствия в случае признания системы управления неэффективной.
Текст статьи
Рассматривая деятельность абсолютно любого предприятия, можно сказать, что идет непрерывный расчет затрат и доходов, финансовых результатов, применяются те или иные показатели. В работе предприятия самая главная цель – это получение максимальной прибыли с минимальными затратами.
Эффективность управления – это достижение при помощи совокупности систем управления наиболее максимального и эффективного результата при определенном уровне затрат на управление, или же, достижение заранее поставленного результата с наименьшими расходами. Именно в эффективности управления содержатся специфические особенности как социальных, так и экономических и других явлений. Анализ категории эффективности, факторов определяющих ее позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей экономической эффективности, которые могут выступать в качестве критерия эффективности организации.
Л.В. Алферова: «В качестве критерия эффективности производства и управления используются частные показатели использования отдельных видов ресурсов: материальных ресурсов, основных производственных фондов, капитальных вложений, производительности труда, характеризующей экономическую деятельность персонала, и обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты. Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно в результате разработки и реализации путей роста экономической эффективности управления» [1, с. 213].
Актуальность данного исследования состоит в том, что эффективность управления – это один из главных факторов эффективной деятельности предприятия.
В настоящее время оценить эффективность деятельности муниципального общеобразовательного учреждения достаточно проблематично, так как конечный результат деятельности зависит не только от учреждения, но и от обучающихся и их родителей. Если результаты школы и обучающихся еще можно измерить, то вклад родителей измерить очень сложно, и даже если измерить, то показатели будут с большой долей погрешности. Все вышесказанное оказывает влияние и на оценку эффективности систем управления.
Кроме того, для того, чтобы найти показатель общей эффективности, необходимо вычислить конкретный интегральный показатель, который выступает как бы суммой всех показателей в различных сферах деятельности муниципального общеобразовательного учреждения. Если это сделать с помощью результатов деятельности учреждения, вклада учащихся и родителей, то показателей выйдет весьма неточный. Как мы уже указывали выше, большая погрешность в вычислении одного из показателей приведет к неточности общего показателя и не позволит определить эффективность системы управления верно. Именно поэтому предлагается оценивать эффективность системы управления муниципальным общеобразовательным учреждением не одним общим показателем, а оценить по целому ряду отдельных показателей.
Кроме этого, как отмечает В.П. Мельников: «важно определить адресата оценки, то есть того субъекта, для которого или с чьих позиций проводится оценка, поскольку, например, оценка эффективность выполнения поставленной перед работником задачи может существенно отличаться, если ее оценивать либо с позиции работника, либо с позиции работодателя» [3, с. 118].
Как уже отмечалось выше эффективность управления можно оценивать как по показателям управляемой системы, так и по показателям собственно управления, с последующим соотнесением их с результатами оценки деятельности управляемой системы.
В.В. Баранов выделяет следующие показатели для оценки системы управления муниципальным общеобразовательным учреждением: «Показателями для оценки эффективности управляющей системы могут выступать:
Хотим отметить, что перечисленные выше показатели не являются единственно возможными. Выбор показателей оценки будет заключаться в том, чтобы решить, какую эффективность необходимо рассчитать в данном определенном случае, а также в выделении приоритетного критерия или показателя для оценки.
Но несмотря на то, какие именно оценки будут выбраны для оценки эффективности системы управления муниципальным общеобразовательным учреждением, они все должны соответствовать определенным требованиям, которые заключаются в следующем:
Некоторые авторы предлагают оценивать эффективность управленческого воздействия путем сравнительных методов: «Предлагаются следующие сравнения:
В случаях, когда после оценки система управления признана неэффективной, могут возникнуть следующие последствия:
Таким образом, эффективность управления, как социально-экономическая категория, – это результативность данной деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, а также методов управления, применяемых в организации.
Для оценки экономической эффективности управления могут быть использованы такие показатели, как: экономическая эффективность использования материальных ресурсов, производственных фондов, капитальных вложений, деятельности персонала, а также обобщающего и динамического показателей оценки эффективности.
Оценка социальной эффективности отражает социальный результат управленческой деятельности и характеризует степень использования потенциальных возможностей коллектива для осуществления миссии организации.
Для того чтобы организация работала эффективно, необходимы усовершенствованные методы управления.
Список литературы
Поделиться
Изергина М. Ю. Оценка эффективности системы управления муниципальным общеобразовательным учреждением // Актуальные исследования. 2023. №50 (180). Ч.III.С. 40-43. URL: https://apni.ru/article/7775-otsenka-effektivnosti-sistemi-upravleniya-mun