Социальные сети как современный канал политической коммуникации

В статье рассмотрено влияние социальных сетей на коммуникацию политических партий с гражданами. Проанализированы пользователи социальных сетей. Представлен анализ потенциала социальных сетей как современного канала политической коммуникации.

Аннотация статьи
социальные сети
закон
политика
канал коммуникации
потенциал социальных сетей
Ключевые слова

Информационные технологии плотно вошли в жизнь современного человека и в условиях повсеместной информатизации и цифровизации происходит совершенствование каналов коммуникаций. Лидирующие позиции в настоящее время занимают сетевые технологии, используемые в том числе и СМИ, для наиболее масштабного и оперативного распространения информации. Интерес к подобным технологиям объективно обусловлен со стороны населения целым рядом факторов, начиная от доступности и удобства использования, заканчивая возможностями совмещения различных форматов информации.

С развитием интернет-технологий социальные сети стали важным каналом коммуникации не только между обычными пользователями. Так нас сегодняшний день социальные сети являются важнейшей платформой для взаимодействия гражданского общества и органов власти. Присутствие политических деятелей в социальных сетях – создаёт возможности не только для продвижения политических деятелей или партии политика и партии, но и для создания основной черты имиджа любого политического субъекта – вседоступности.

Социальные медиа позволяют пользователям быть авторами контента, тем самым имея возможность быть активным участником политического процесса. Так активное развитие и повсеместное присутствие социальных сетей изменило способ политического общения. В настоящее время социальные сети необходимо рассматривать как эффективный инструмент информирования общества, который позволяет в кратчайшие сроки привлекать внимание не только отдельных категорий лиц, но и высок их потенциал в организации общественного резонанса вокруг конкретных ситуаций.

Современная российская политика в последние годы претерпела ряд изменений, которые отразились не только на участниках политической жизни, политических событиях и процессах, но и в области коммуникаций, взаимодействий и технологий. Стоит отметить, что современные технологии являются одним из самых динамично развивающихся объектов и представляют интерес для научных исследований во всем мире. В настоящее время актуальным представляется исследование интеграции политических отношений в интернет-пространство, поскольку указанный процесс имеет существенные масштабы и динамику развития.

Исследуя проблему в области использования политическими субъектами социальные сети как канала коммуникаций и применения интернет-технологий в политических процессах стоит сказать, что сфера социально-медийного и информационного пространства в сети «Интернет» представляет собой особую структуру. Институционально данная структура ориентирована на конкретные платформы и интернет-ресурсы, обладающие качественной спецификой создания и распространения информации, что предопределяет наличие пользовательской аудитории [5].

Многообразие медиапространства позволяет делить его по возрастным группам, создавая контент под каждую отдельную платформу [3]. Так, например, к социальным сетям, ориентированным на более молодое поколение относят: Instagram (запрещена в РФ), TikTok (запрещена в РФ), Вконтакте, Facebook (запрещена в РФ), мессенджер Telegram, видеохостинг Ютуб, Twitter (запрещена в РФ) так как, по статистике, большинство аудитории – молодые люди до 35 лет [4]. Некогда имевшая популярность социальная сеть «Одноклассники», сегодня напротив, имеет более зрелую аудиторию.

Социальная сеть «Вконтакте», в том числе за счет ее доступности в условиях запрета целого ряда других, является одной их наиболее популярных в настоящее время. Согласно последним данным «Вконтакте» ежедневная аудитория в России составляет 53,6 млн. Учитывая масштабность пользовательской аудитории вышеназванной социальной сети следует отметить ее важное практическое значение и высокую степень вовлеченности в информационное взаимодействие субъектов избирательных правоотношений, в том числе в процессе политической агитации [5].

К наиболее активным субъектам российской политики сегодня можно отнести – кандидатов в депутаты федерального и регионального уровней, представителей органов власти, политические партии и различные общественные движения. Так же то следует отметить, что большинство указанных представителей не являются активными пользователями социальных сетей, и ведут личные странички формально. Особенно это характерно для политиков регионального и местного уровня. Однако у политических деятелей федерального уровня, наблюдается более высокая активность персональных аккаунтов в социальных сетях. На наш взгляд, высокая активность федеральных политиков связана в первую очередь с тем, что на данный момент они уже обладают твердо укрепившимся политическим имиджем и реализуют свою активность в сети в рамках общей разработанной стратегии политического поведения и коммуникации.

Нельзя не отметить набравший в последнее время огромную популярность мессенджер «Telegram», который в настоящее время перестал ограничивать себя функциями коммуникации и развивается как полнофункциональная социальная сеть. К настоящему моменту имеется весьма развитая практика функционирования политических телеграм-каналов, которые ориентированы на современные процессы, происходящие в российском государстве. Кроме того, телеграм-каналы достаточно часто стали использоваться в качестве инструмента экспертной коммуникации, что позволяет в том числе активно развивать публичную повестку и вовлекать в ее обсуждение все большее количество людей [6].

Запрещенная в настоящее время в РФ социальная сеть «Facebook» на протяжении достаточно длительного времени активно вовлекалась в развитие политической коммуникации, в том числе с элементами экспертных подходов. Несмотря на высокий уровень активности, алгоритмы построения новостной ленты его пользователей, навязчивая таргетированная реклама, нашествие ботов и большого количества неэкспертной аудитории привело к заметному снижению экспертной аудитории.

Социальная сеть «Twitter» – являлась инновационным инструментом в области публичной дипломатии. Представители общественности и политические деятели на просторах указанной социальной сети приобрели возможность не только мгновенного распространения информации о собственных событиях, но и производится активный обмен комментариями.

Несмотря на ограничение в виде коротких сообщений, пользователи имеют возможность мгновенно делиться ссылками быстро распространять новости. Однако ограничение сообщений в 140 символов лишают пользователей полноценной экспертной оценки того или иного процесса. В связи с чем, по нашему мнению, данная социальная сеть выполняет исключительно роль вспомогательного инструмента при наличии аккаунтов в других популярных социальных сетях.

Несмотря на то, что видеохостинг YouTube обладает качественной спецификой распространения непосредственно материала в видео формате, что предполагает его соответствующую загрузку и определение условий доступа к нему, в настоящее время данная площадка активно вовлечена в коммуникативные процессы политической направленности. Важнейшим преимуществом портала является более низкая стоимость относительно роликов на телевидении. Несмотря на то, что популярной для просмотров является категория «развлечения», популярностью так же пользуется и политический контент в юмористической интерпретации.

Instagram – социальная сеть, предназначенная для обмена фото и видео контентом, личной переписки с пользователями и проведения прямых эфиров. Несмотря на специфичное взаимодействие с пользователями сети – публикация личных фотографий, Instagram является популярной социальной сетью для продвижения и формирования имиджа политических деятелей в западных и европейских государствах.

По данным на 2023 год в России пользователями социальных сетей является 73,3 % населения. Активнее всего в РФ используют YouTube (63 % опрошенных), второе место занимает «ВКонтакте» - 44 %. Далее следуют «Одноклассники» (18%) [7], Instagram (9%). Наиболее политизированными сетями являются «Фейсбук» (11%) и «Твиттер» (7%), где объем контента, связанного с политикой, превышает 30%.

Политика включения социальных сетей в российскую публичную сферу совпадает с теорией М. Кастельса. В настоящее время наглядно проявляется желание государства осуществлять контроль на политической коммуникацией, осуществляемой в том числе посредством социальных сетей [8]. Данная цель возможна при применении политики, включающей расширение использования социальных сетей с одной стороны, и с другой стороны при усилении влияния государства на публичное политическое пространство [9].

Государство предпринимает меры для адаптации и регулирования социальных сетей посредством стимулирования использования новых технологий, например такие сервисы, как «Госуслуги», электронное правительство. Стоит отметить, что указанный способ взаимодействия являются примером одностороннего типа политической коммуникации, в отличие от социальных сетей, в которых пользователи имеют возможность полноценного диалога [10].

Политика, направленная на расширение политический коммуникации с гражданами в социальных сетях, становится более законодательно определенными. Так, ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации содержит нормы о запрете на предоставление и осуществление доступа к информации в интернете, нарушающей законы Российской Федерации [1]. Вышеназванный закон акцентирует внимание на ответственности лиц, которые совершают деяния экстремистской направленности в сети «Интернет».

Кроме того, действующее законодательство содержит ряд обязательных требований к размещению информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на их официальных сайтах, а чиновники при этом обязаны предоставлять сведения о сайтах, где размещена информация о них [11].

Стоит отметить, что на сегодняшний день потенциал социальных сетей и их возможности в рамках политической коммуникации довольно высок. Сегодня имеется достаточно положительной практики использования социальных сетей в политических целях. К несомненным плюсам стоит отнести быструю доступ к интересующим лидерам общественного мнения, политическим деятелем, возможность отслеживания охвата аудитории и ее характеристик для авторов контента, возможность популяризации актуальной повестки, в том числе и политической направленности, нейтральная площадка для обсуждения, индикатор настроений граждан, снятие географических, физических и организационных барьеров на участие в политической жизни общества, пресечение криминальной деятельности, а также это ускоренный канал получения населением актуальной информации [12].

Однако помимо существующих преимуществ существует и ряд очевидных недостатков. Так, например, социальные сети зачастую выступают в качестве удобной платформы для ведения информационных войн с помощью размещения компрометирующего материала о той или иной политической партии или политическим деятелем. Так же социальные сети могут быть использованы не только не только в конструктивных общественно-политических целях, а непосредственно для усугубления кризисных процессов, дестабилизации и дискредитации государства и принятых политических решений. В настоящее время, существует практика опубликования в социальных сетях, различных фейковых материалов с целью дискредитации первых лиц государства, политических партий, и иных политических деятелей.

Также стоит отметить, что социальные медиа сегодня – это та виртуальная площадка, в которой у лидеров общественного мнения существует реальная возможность манипулировать потоком информации в выгодной для личных целей форме. Таким образом, стоит отметить, что современные социальные сети применяются с целью реализации скрытых, неявных коммуникативных стратегий, использования которых влияют на политические настроения и взгляды аудитории, способствуют форматированию системы ценностей и политической повестки, мобилизуют и координируют общественную деятельность [6].

Бесспорно, социальные сети сегодня являются важнейшим каналом для коммуникации гражданского общества и государства, т.к. степень их взаимодействия с политическими событиями, происходящими в стране и мире очень высока.

Российское общество сегодня готово взаимодействовать с государством посредством социальных сетей. Важно отметить, что эффективной такая коммуникация будет только в том случае, если обе стороны включаться в двухстороннюю политическую коммуникацию.

Текст статьи
  1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // РГ. 29.07.2006 г. № 165.
  2. Самые популярные соцсети в России: рейтинг 2023 года URL: https://4pda.to/2023/03/06/410508/samye_populyarnye_sotsseti_v_rossii_rejting_2023_goda (дата обращения: 11.04.2023).
  3. Пань Вэньшо. Медиапространство в ХХI веке: основные тенденции // Теории и проблемы политических исследований. 2022. Том 11. № 4А. С. 154-161.
  4. Самый свежий отчет Digital 2022 Global Overview. URL: https://vc.ru/marketing/383351-samyy-svezhiy-otchetdigital-2022-global-overview (дата обращения: 11.04.2023).
  5. Ермолаев В.П. Социальная сеть «ВКонтакте» как современный канал политической коммуникации // Социум и власть. 2017. №3 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-set-vkontakte-kak-sovremennyy-kanal-politicheskoy-kommunikatsii (дата обращения: 11.04.2023).
  6. Ключников Д.Д. Особенности социальных медиа в современных политических процессах // Социально-гуманитарные знания. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialnyh-media-v-sovremennyh-politicheskih-protsessah (дата обращения: 11.04.2023).
  7. Ляховенко О.И. Телеграм-каналы в системе экспертной и политической коммуникации в современной России // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/telegram-kanaly-v-sisteme-ekspertnoy-i-politicheskoy-kommunikatsii-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 11.04.2023).
  8. Кастельс М. Власть коммуникации. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 592 с.
  9. Marcus, A. The Internet and Democratization in Theoretical // Demokratizatsiya. - 2004. V. 12 (4). - P. 607-628.
  10. Moen-Larsen, N. «Dear Mr. President» // The blogosphere as arena for communication between people and power. Communist and Post-Communist Studies. - 2014. V. 47 (1). P. 27-37.
  11. Крыштановская О.В., Филиппова А.М. Исследования политической коммуникации: государство и социальные сети // Вестник ГУУ. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovaniya-politicheskoy-kommunikatsii-gosudarstvo-i-sotsialnye-seti (дата обращения: 11.04.2023).
  12. Тихонова А.В. Социальные сети: направления использования в политической коммуникации // Научные записки молодых исследователей. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-napravleniya-ispolzovaniya-v-politicheskoy-kommunikatsii (дата обращения: 11.04.2023).
Список литературы