Информационные технологии плотно вошли в жизнь современного человека и в условиях повсеместной информатизации и цифровизации происходит совершенствование каналов коммуникаций. Лидирующие позиции в настоящее время занимают сетевые технологии, используемые в том числе и СМИ, для наиболее масштабного и оперативного распространения информации. Интерес к подобным технологиям объективно обусловлен со стороны населения целым рядом факторов, начиная от доступности и удобства использования, заканчивая возможностями совмещения различных форматов информации.
С развитием интернет-технологий социальные сети стали важным каналом коммуникации не только между обычными пользователями. Так нас сегодняшний день социальные сети являются важнейшей платформой для взаимодействия гражданского общества и органов власти. Присутствие политических деятелей в социальных сетях – создаёт возможности не только для продвижения политических деятелей или партии политика и партии, но и для создания основной черты имиджа любого политического субъекта – вседоступности.
Социальные медиа позволяют пользователям быть авторами контента, тем самым имея возможность быть активным участником политического процесса. Так активное развитие и повсеместное присутствие социальных сетей изменило способ политического общения. В настоящее время социальные сети необходимо рассматривать как эффективный инструмент информирования общества, который позволяет в кратчайшие сроки привлекать внимание не только отдельных категорий лиц, но и высок их потенциал в организации общественного резонанса вокруг конкретных ситуаций.
Современная российская политика в последние годы претерпела ряд изменений, которые отразились не только на участниках политической жизни, политических событиях и процессах, но и в области коммуникаций, взаимодействий и технологий. Стоит отметить, что современные технологии являются одним из самых динамично развивающихся объектов и представляют интерес для научных исследований во всем мире. В настоящее время актуальным представляется исследование интеграции политических отношений в интернет-пространство, поскольку указанный процесс имеет существенные масштабы и динамику развития.
Исследуя проблему в области использования политическими субъектами социальные сети как канала коммуникаций и применения интернет-технологий в политических процессах стоит сказать, что сфера социально-медийного и информационного пространства в сети «Интернет» представляет собой особую структуру. Институционально данная структура ориентирована на конкретные платформы и интернет-ресурсы, обладающие качественной спецификой создания и распространения информации, что предопределяет наличие пользовательской аудитории [5].
Многообразие медиапространства позволяет делить его по возрастным группам, создавая контент под каждую отдельную платформу [3]. Так, например, к социальным сетям, ориентированным на более молодое поколение относят: Instagram (запрещена в РФ), TikTok (запрещена в РФ), Вконтакте, Facebook (запрещена в РФ), мессенджер Telegram, видеохостинг Ютуб, Twitter (запрещена в РФ) так как, по статистике, большинство аудитории – молодые люди до 35 лет [4]. Некогда имевшая популярность социальная сеть «Одноклассники», сегодня напротив, имеет более зрелую аудиторию.
Социальная сеть «Вконтакте», в том числе за счет ее доступности в условиях запрета целого ряда других, является одной их наиболее популярных в настоящее время. Согласно последним данным «Вконтакте» ежедневная аудитория в России составляет 53,6 млн. Учитывая масштабность пользовательской аудитории вышеназванной социальной сети следует отметить ее важное практическое значение и высокую степень вовлеченности в информационное взаимодействие субъектов избирательных правоотношений, в том числе в процессе политической агитации [5].
К наиболее активным субъектам российской политики сегодня можно отнести – кандидатов в депутаты федерального и регионального уровней, представителей органов власти, политические партии и различные общественные движения. Так же то следует отметить, что большинство указанных представителей не являются активными пользователями социальных сетей, и ведут личные странички формально. Особенно это характерно для политиков регионального и местного уровня. Однако у политических деятелей федерального уровня, наблюдается более высокая активность персональных аккаунтов в социальных сетях. На наш взгляд, высокая активность федеральных политиков связана в первую очередь с тем, что на данный момент они уже обладают твердо укрепившимся политическим имиджем и реализуют свою активность в сети в рамках общей разработанной стратегии политического поведения и коммуникации.
Нельзя не отметить набравший в последнее время огромную популярность мессенджер «Telegram», который в настоящее время перестал ограничивать себя функциями коммуникации и развивается как полнофункциональная социальная сеть. К настоящему моменту имеется весьма развитая практика функционирования политических телеграм-каналов, которые ориентированы на современные процессы, происходящие в российском государстве. Кроме того, телеграм-каналы достаточно часто стали использоваться в качестве инструмента экспертной коммуникации, что позволяет в том числе активно развивать публичную повестку и вовлекать в ее обсуждение все большее количество людей [6].
Запрещенная в настоящее время в РФ социальная сеть «Facebook» на протяжении достаточно длительного времени активно вовлекалась в развитие политической коммуникации, в том числе с элементами экспертных подходов. Несмотря на высокий уровень активности, алгоритмы построения новостной ленты его пользователей, навязчивая таргетированная реклама, нашествие ботов и большого количества неэкспертной аудитории привело к заметному снижению экспертной аудитории.
Социальная сеть «Twitter» – являлась инновационным инструментом в области публичной дипломатии. Представители общественности и политические деятели на просторах указанной социальной сети приобрели возможность не только мгновенного распространения информации о собственных событиях, но и производится активный обмен комментариями.
Несмотря на ограничение в виде коротких сообщений, пользователи имеют возможность мгновенно делиться ссылками быстро распространять новости. Однако ограничение сообщений в 140 символов лишают пользователей полноценной экспертной оценки того или иного процесса. В связи с чем, по нашему мнению, данная социальная сеть выполняет исключительно роль вспомогательного инструмента при наличии аккаунтов в других популярных социальных сетях.
Несмотря на то, что видеохостинг YouTube обладает качественной спецификой распространения непосредственно материала в видео формате, что предполагает его соответствующую загрузку и определение условий доступа к нему, в настоящее время данная площадка активно вовлечена в коммуникативные процессы политической направленности. Важнейшим преимуществом портала является более низкая стоимость относительно роликов на телевидении. Несмотря на то, что популярной для просмотров является категория «развлечения», популярностью так же пользуется и политический контент в юмористической интерпретации.
Instagram – социальная сеть, предназначенная для обмена фото и видео контентом, личной переписки с пользователями и проведения прямых эфиров. Несмотря на специфичное взаимодействие с пользователями сети – публикация личных фотографий, Instagram является популярной социальной сетью для продвижения и формирования имиджа политических деятелей в западных и европейских государствах.
По данным на 2023 год в России пользователями социальных сетей является 73,3 % населения. Активнее всего в РФ используют YouTube (63 % опрошенных), второе место занимает «ВКонтакте» - 44 %. Далее следуют «Одноклассники» (18%) [7], Instagram (9%). Наиболее политизированными сетями являются «Фейсбук» (11%) и «Твиттер» (7%), где объем контента, связанного с политикой, превышает 30%.
Политика включения социальных сетей в российскую публичную сферу совпадает с теорией М. Кастельса. В настоящее время наглядно проявляется желание государства осуществлять контроль на политической коммуникацией, осуществляемой в том числе посредством социальных сетей [8]. Данная цель возможна при применении политики, включающей расширение использования социальных сетей с одной стороны, и с другой стороны при усилении влияния государства на публичное политическое пространство [9].
Государство предпринимает меры для адаптации и регулирования социальных сетей посредством стимулирования использования новых технологий, например такие сервисы, как «Госуслуги», электронное правительство. Стоит отметить, что указанный способ взаимодействия являются примером одностороннего типа политической коммуникации, в отличие от социальных сетей, в которых пользователи имеют возможность полноценного диалога [10].
Политика, направленная на расширение политический коммуникации с гражданами в социальных сетях, становится более законодательно определенными. Так, ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации содержит нормы о запрете на предоставление и осуществление доступа к информации в интернете, нарушающей законы Российской Федерации [1]. Вышеназванный закон акцентирует внимание на ответственности лиц, которые совершают деяния экстремистской направленности в сети «Интернет».
Кроме того, действующее законодательство содержит ряд обязательных требований к размещению информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на их официальных сайтах, а чиновники при этом обязаны предоставлять сведения о сайтах, где размещена информация о них [11].
Стоит отметить, что на сегодняшний день потенциал социальных сетей и их возможности в рамках политической коммуникации довольно высок. Сегодня имеется достаточно положительной практики использования социальных сетей в политических целях. К несомненным плюсам стоит отнести быструю доступ к интересующим лидерам общественного мнения, политическим деятелем, возможность отслеживания охвата аудитории и ее характеристик для авторов контента, возможность популяризации актуальной повестки, в том числе и политической направленности, нейтральная площадка для обсуждения, индикатор настроений граждан, снятие географических, физических и организационных барьеров на участие в политической жизни общества, пресечение криминальной деятельности, а также это ускоренный канал получения населением актуальной информации [12].
Однако помимо существующих преимуществ существует и ряд очевидных недостатков. Так, например, социальные сети зачастую выступают в качестве удобной платформы для ведения информационных войн с помощью размещения компрометирующего материала о той или иной политической партии или политическим деятелем. Так же социальные сети могут быть использованы не только не только в конструктивных общественно-политических целях, а непосредственно для усугубления кризисных процессов, дестабилизации и дискредитации государства и принятых политических решений. В настоящее время, существует практика опубликования в социальных сетях, различных фейковых материалов с целью дискредитации первых лиц государства, политических партий, и иных политических деятелей.
Также стоит отметить, что социальные медиа сегодня – это та виртуальная площадка, в которой у лидеров общественного мнения существует реальная возможность манипулировать потоком информации в выгодной для личных целей форме. Таким образом, стоит отметить, что современные социальные сети применяются с целью реализации скрытых, неявных коммуникативных стратегий, использования которых влияют на политические настроения и взгляды аудитории, способствуют форматированию системы ценностей и политической повестки, мобилизуют и координируют общественную деятельность [6].
Бесспорно, социальные сети сегодня являются важнейшим каналом для коммуникации гражданского общества и государства, т.к. степень их взаимодействия с политическими событиями, происходящими в стране и мире очень высока.
Российское общество сегодня готово взаимодействовать с государством посредством социальных сетей. Важно отметить, что эффективной такая коммуникация будет только в том случае, если обе стороны включаться в двухстороннюю политическую коммуникацию.