Главная
АИ #50 (180)
Статьи журнала АИ #50 (180)
Социальные сети как современный канал политической коммуникации

Социальные сети как современный канал политической коммуникации

Научный руководитель

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

канал коммуникации
политика
социальные сети
закон
потенциал социальных сетей

Аннотация статьи

В статье рассмотрено влияние социальных сетей на коммуникацию политических партий с гражданами. Проанализированы пользователи социальных сетей. Представлен анализ потенциала социальных сетей как современного канала политической коммуникации.

Текст статьи

Информационные технологии плотно вошли в жизнь современного человека и в условиях повсеместной информатизации и цифровизации происходит совершенствование каналов коммуникаций. Лидирующие позиции в настоящее время занимают сетевые технологии, используемые в том числе и СМИ, для наиболее масштабного и оперативного распространения информации. Интерес к подобным технологиям объективно обусловлен со стороны населения целым рядом факторов, начиная от доступности и удобства использования, заканчивая возможностями совмещения различных форматов информации.

С развитием интернет-технологий социальные сети стали важным каналом коммуникации не только между обычными пользователями. Так нас сегодняшний день социальные сети являются важнейшей платформой для взаимодействия гражданского общества и органов власти. Присутствие политических деятелей в социальных сетях – создаёт возможности не только для продвижения политических деятелей или партии политика и партии, но и для создания основной черты имиджа любого политического субъекта – вседоступности.

Социальные медиа позволяют пользователям быть авторами контента, тем самым имея возможность быть активным участником политического процесса. Так активное развитие и повсеместное присутствие социальных сетей изменило способ политического общения. В настоящее время социальные сети необходимо рассматривать как эффективный инструмент информирования общества, который позволяет в кратчайшие сроки привлекать внимание не только отдельных категорий лиц, но и высок их потенциал в организации общественного резонанса вокруг конкретных ситуаций.

Современная российская политика в последние годы претерпела ряд изменений, которые отразились не только на участниках политической жизни, политических событиях и процессах, но и в области коммуникаций, взаимодействий и технологий. Стоит отметить, что современные технологии являются одним из самых динамично развивающихся объектов и представляют интерес для научных исследований во всем мире. В настоящее время актуальным представляется исследование интеграции политических отношений в интернет-пространство, поскольку указанный процесс имеет существенные масштабы и динамику развития.

Исследуя проблему в области использования политическими субъектами социальные сети как канала коммуникаций и применения интернет-технологий в политических процессах стоит сказать, что сфера социально-медийного и информационного пространства в сети «Интернет» представляет собой особую структуру. Институционально данная структура ориентирована на конкретные платформы и интернет-ресурсы, обладающие качественной спецификой создания и распространения информации, что предопределяет наличие пользовательской аудитории [5].

Многообразие медиапространства позволяет делить его по возрастным группам, создавая контент под каждую отдельную платформу [3]. Так, например, к социальным сетям, ориентированным на более молодое поколение относят: Instagram (запрещена в РФ), TikTok (запрещена в РФ), Вконтакте, Facebook (запрещена в РФ), мессенджер Telegram, видеохостинг Ютуб, Twitter (запрещена в РФ) так как, по статистике, большинство аудитории – молодые люди до 35 лет [4]. Некогда имевшая популярность социальная сеть «Одноклассники», сегодня напротив, имеет более зрелую аудиторию.

Социальная сеть «Вконтакте», в том числе за счет ее доступности в условиях запрета целого ряда других, является одной их наиболее популярных в настоящее время. Согласно последним данным «Вконтакте» ежедневная аудитория в России составляет 53,6 млн. Учитывая масштабность пользовательской аудитории вышеназванной социальной сети следует отметить ее важное практическое значение и высокую степень вовлеченности в информационное взаимодействие субъектов избирательных правоотношений, в том числе в процессе политической агитации [5].

К наиболее активным субъектам российской политики сегодня можно отнести – кандидатов в депутаты федерального и регионального уровней, представителей органов власти, политические партии и различные общественные движения. Так же то следует отметить, что большинство указанных представителей не являются активными пользователями социальных сетей, и ведут личные странички формально. Особенно это характерно для политиков регионального и местного уровня. Однако у политических деятелей федерального уровня, наблюдается более высокая активность персональных аккаунтов в социальных сетях. На наш взгляд, высокая активность федеральных политиков связана в первую очередь с тем, что на данный момент они уже обладают твердо укрепившимся политическим имиджем и реализуют свою активность в сети в рамках общей разработанной стратегии политического поведения и коммуникации.

Нельзя не отметить набравший в последнее время огромную популярность мессенджер «Telegram», который в настоящее время перестал ограничивать себя функциями коммуникации и развивается как полнофункциональная социальная сеть. К настоящему моменту имеется весьма развитая практика функционирования политических телеграм-каналов, которые ориентированы на современные процессы, происходящие в российском государстве. Кроме того, телеграм-каналы достаточно часто стали использоваться в качестве инструмента экспертной коммуникации, что позволяет в том числе активно развивать публичную повестку и вовлекать в ее обсуждение все большее количество людей [6].

Запрещенная в настоящее время в РФ социальная сеть «Facebook» на протяжении достаточно длительного времени активно вовлекалась в развитие политической коммуникации, в том числе с элементами экспертных подходов. Несмотря на высокий уровень активности, алгоритмы построения новостной ленты его пользователей, навязчивая таргетированная реклама, нашествие ботов и большого количества неэкспертной аудитории привело к заметному снижению экспертной аудитории.

Социальная сеть «Twitter» – являлась инновационным инструментом в области публичной дипломатии. Представители общественности и политические деятели на просторах указанной социальной сети приобрели возможность не только мгновенного распространения информации о собственных событиях, но и производится активный обмен комментариями.

Несмотря на ограничение в виде коротких сообщений, пользователи имеют возможность мгновенно делиться ссылками быстро распространять новости. Однако ограничение сообщений в 140 символов лишают пользователей полноценной экспертной оценки того или иного процесса. В связи с чем, по нашему мнению, данная социальная сеть выполняет исключительно роль вспомогательного инструмента при наличии аккаунтов в других популярных социальных сетях.

Несмотря на то, что видеохостинг YouTube обладает качественной спецификой распространения непосредственно материала в видео формате, что предполагает его соответствующую загрузку и определение условий доступа к нему, в настоящее время данная площадка активно вовлечена в коммуникативные процессы политической направленности. Важнейшим преимуществом портала является более низкая стоимость относительно роликов на телевидении. Несмотря на то, что популярной для просмотров является категория «развлечения», популярностью так же пользуется и политический контент в юмористической интерпретации.

Instagram – социальная сеть, предназначенная для обмена фото и видео контентом, личной переписки с пользователями и проведения прямых эфиров. Несмотря на специфичное взаимодействие с пользователями сети – публикация личных фотографий, Instagram является популярной социальной сетью для продвижения и формирования имиджа политических деятелей в западных и европейских государствах.

По данным на 2023 год в России пользователями социальных сетей является 73,3 % населения. Активнее всего в РФ используют YouTube (63 % опрошенных), второе место занимает «ВКонтакте» - 44 %. Далее следуют «Одноклассники» (18%) [7], Instagram (9%). Наиболее политизированными сетями являются «Фейсбук» (11%) и «Твиттер» (7%), где объем контента, связанного с политикой, превышает 30%.

Политика включения социальных сетей в российскую публичную сферу совпадает с теорией М. Кастельса. В настоящее время наглядно проявляется желание государства осуществлять контроль на политической коммуникацией, осуществляемой в том числе посредством социальных сетей [8]. Данная цель возможна при применении политики, включающей расширение использования социальных сетей с одной стороны, и с другой стороны при усилении влияния государства на публичное политическое пространство [9].

Государство предпринимает меры для адаптации и регулирования социальных сетей посредством стимулирования использования новых технологий, например такие сервисы, как «Госуслуги», электронное правительство. Стоит отметить, что указанный способ взаимодействия являются примером одностороннего типа политической коммуникации, в отличие от социальных сетей, в которых пользователи имеют возможность полноценного диалога [10].

Политика, направленная на расширение политический коммуникации с гражданами в социальных сетях, становится более законодательно определенными. Так, ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации содержит нормы о запрете на предоставление и осуществление доступа к информации в интернете, нарушающей законы Российской Федерации [1]. Вышеназванный закон акцентирует внимание на ответственности лиц, которые совершают деяния экстремистской направленности в сети «Интернет».

Кроме того, действующее законодательство содержит ряд обязательных требований к размещению информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на их официальных сайтах, а чиновники при этом обязаны предоставлять сведения о сайтах, где размещена информация о них [11].

Стоит отметить, что на сегодняшний день потенциал социальных сетей и их возможности в рамках политической коммуникации довольно высок. Сегодня имеется достаточно положительной практики использования социальных сетей в политических целях. К несомненным плюсам стоит отнести быструю доступ к интересующим лидерам общественного мнения, политическим деятелем, возможность отслеживания охвата аудитории и ее характеристик для авторов контента, возможность популяризации актуальной повестки, в том числе и политической направленности, нейтральная площадка для обсуждения, индикатор настроений граждан, снятие географических, физических и организационных барьеров на участие в политической жизни общества, пресечение криминальной деятельности, а также это ускоренный канал получения населением актуальной информации [12].

Однако помимо существующих преимуществ существует и ряд очевидных недостатков. Так, например, социальные сети зачастую выступают в качестве удобной платформы для ведения информационных войн с помощью размещения компрометирующего материала о той или иной политической партии или политическим деятелем. Так же социальные сети могут быть использованы не только не только в конструктивных общественно-политических целях, а непосредственно для усугубления кризисных процессов, дестабилизации и дискредитации государства и принятых политических решений. В настоящее время, существует практика опубликования в социальных сетях, различных фейковых материалов с целью дискредитации первых лиц государства, политических партий, и иных политических деятелей.

Также стоит отметить, что социальные медиа сегодня – это та виртуальная площадка, в которой у лидеров общественного мнения существует реальная возможность манипулировать потоком информации в выгодной для личных целей форме. Таким образом, стоит отметить, что современные социальные сети применяются с целью реализации скрытых, неявных коммуникативных стратегий, использования которых влияют на политические настроения и взгляды аудитории, способствуют форматированию системы ценностей и политической повестки, мобилизуют и координируют общественную деятельность [6].

Бесспорно, социальные сети сегодня являются важнейшим каналом для коммуникации гражданского общества и государства, т.к. степень их взаимодействия с политическими событиями, происходящими в стране и мире очень высока.

Российское общество сегодня готово взаимодействовать с государством посредством социальных сетей. Важно отметить, что эффективной такая коммуникация будет только в том случае, если обе стороны включаться в двухстороннюю политическую коммуникацию.

Список литературы

  1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // РГ. 29.07.2006 г. № 165.
  2. Самые популярные соцсети в России: рейтинг 2023 года URL: https://4pda.to/2023/03/06/410508/samye_populyarnye_sotsseti_v_rossii_rejting_2023_goda (дата обращения: 11.04.2023).
  3. Пань Вэньшо. Медиапространство в ХХI веке: основные тенденции // Теории и проблемы политических исследований. 2022. Том 11. № 4А. С. 154-161.
  4. Самый свежий отчет Digital 2022 Global Overview. URL: https://vc.ru/marketing/383351-samyy-svezhiy-otchetdigital-2022-global-overview (дата обращения: 11.04.2023).
  5. Ермолаев В.П. Социальная сеть «ВКонтакте» как современный канал политической коммуникации // Социум и власть. 2017. №3 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-set-vkontakte-kak-sovremennyy-kanal-politicheskoy-kommunikatsii (дата обращения: 11.04.2023).
  6. Ключников Д.Д. Особенности социальных медиа в современных политических процессах // Социально-гуманитарные знания. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialnyh-media-v-sovremennyh-politicheskih-protsessah (дата обращения: 11.04.2023).
  7. Ляховенко О.И. Телеграм-каналы в системе экспертной и политической коммуникации в современной России // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/telegram-kanaly-v-sisteme-ekspertnoy-i-politicheskoy-kommunikatsii-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 11.04.2023).
  8. Кастельс М. Власть коммуникации. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 592 с.
  9. Marcus, A. The Internet and Democratization in Theoretical // Demokratizatsiya. - 2004. V. 12 (4). - P. 607-628.
  10. Moen-Larsen, N. «Dear Mr. President» // The blogosphere as arena for communication between people and power. Communist and Post-Communist Studies. - 2014. V. 47 (1). P. 27-37.
  11. Крыштановская О.В., Филиппова А.М. Исследования политической коммуникации: государство и социальные сети // Вестник ГУУ. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovaniya-politicheskoy-kommunikatsii-gosudarstvo-i-sotsialnye-seti (дата обращения: 11.04.2023).
  12. Тихонова А.В. Социальные сети: направления использования в политической коммуникации // Научные записки молодых исследователей. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-napravleniya-ispolzovaniya-v-politicheskoy-kommunikatsii (дата обращения: 11.04.2023).

Поделиться

1571

Тюрина Д. С. Социальные сети как современный канал политической коммуникации // Актуальные исследования. 2023. №50 (180). Ч.III.С. 52-56. URL: https://apni.ru/article/7776-sotsialnie-seti-kak-sovremennij-kanal-politic

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#3 (238)

Прием материалов

18 января - 24 января

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 февраля