Рекомендации для профилактики психологического выгорания у школьных учителей

В данной статье рассмотрена тема профилактики психологического выгорания школьных учителей, определены основные факторы эмоционального выгорания, описаны способы восполнить ресурсы, приведена психологическая профилактика, даны рекомендации для предотвращения эмоционального выгорания.

Аннотация статьи
ресурсы
стресс
саморегуляция
истощение
психологическое выгорание
профилактика психологического выгорания
рекомендации для предотвращения психологического выгорания
Ключевые слова

Профилактика психологического выгорания неразрывно связана с психологическими ресурсами индивида. Если человек постоянно находится в стрессовой ситуации на работе, его в конечном итоге настигнет эмоциональное истощение. Стресс – это мощный выброс энергии из организма, и эта энергия предназначается для решения возникших проблем [1, с. 122].

Чаще всего в стрессовых ситуациях люди замыкаются на себе и стараются все силы сосредоточить на решении проблемы, организм старается выработать дополнительную энергию. Но когда ресурсы исчерпаны, человек испытывает психоэмоциональное и физическое истощение – так организм сигнализирует о необходимости отдыха и расслабления. И если эти состояния повторяются регулярно, люди все быстрее и быстрее расходуют свои ресурсы, а периоды истощения удлиняются. Если в этой ситуации не принять достаточных мер по регулированию физиологического состояния организма, то велик риск развития психосоматических заболеваний и депрессивных расстройств.

По мнению Б.Г. Ананьева, устойчивость человека к стрессу зависит от наличия помощи, поддержки, соучастия. Все это человек получает, выстраивая прочные социальные связи. Под социальной поддержкой автор понимает, во-первых, помощь от государства и социальных служб; во-вторых, профессиональную поддержку и поддержку от работодателей; в-третьих, межличностную поддержку от друзей, родных и близких. Наличие всех трех компонентов является хорошей ресурсной платформой для профилактики негативного влияния стресса [2, с. 107].

Н.Е. Водопьянова считает: «Учителя, характеризующиеся высоким уровнем выгорания, чаще своих коллег, имеющих низкий его уровень, используют такие стратегии поведения, как «избегание» и «агрессивные действия», и реже – «поиск социальной поддержки». Поэтому в качестве профилактики выгорания целесообразно проведение специальных семинаров с психологической разгрузкой и обучением приемам и техникам, снижающим риск выгорания» [5, с. 154].

Статус категории «ресурс» в современной психологии заслуживает особого внимания. Здесь существуют три взгляда. Первое мнение гласит, что под ресурсами понимаются определенные материальные, физические или химические явления человеческого тела. Вторая позиция заключается в том, что ресурс можно представить как теоретическое понятие, содержащее информацию о механизмах обработки информации человеком. Третья позиция показывает ресурс как некую переменную, направленную на обеспечение стабильного уровня выполнения задач на определенном отрезке времени [8, с. 10].

Принимая во внимание категорию «ресурс», стоит обратить внимание на синонимы, которые могут быть использованы. В психологии ресурсы могут быть синонимами «свойства», «фактора», «способности», «силы». Самый распространенный синоним категории ресурсов – свойство.

Умение вовремя восполнить ресурсы определяет способность к психической саморегуляции. Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова считают: «Профессия учителя связана со значительным риском развития синдрома профессионального выгорания. Один из факторов успешной профессиональной адаптации педагогов – развитые адаптационные способности. Высокий уровень нервно-психической устойчивости и саморегуляции поведения препятствует развитию эмоционального истощения, а значительный коммуникативный потенциал снижает вероятность возникновения деперсонализации. Развитые адаптационные способности обусловливают устойчивость учителей по отношению к профессиональным стрессам и способствуют сохранению профессионального здоровья. Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья учителей имеют модели преодолевающего поведения. Конструктивными следует считать просоциальные действия (поиск социальной поддержки и вступление в социальный контакт) и ассертивные (уверенные) действия. Эти модели поведения способствуют успешной профессиональной адаптации и снижают риск развития синдрома выгорания. Неконструктивные модели поведения – избегание, манипулятивные, асоциальные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией учителей» [6, с. 336].

По мнению Н.Е. Водопьяновой, тренировать навыки саморегуляции может каждый. В ситуации, когда индивид не обладает природными способностями справляться со стрессом, а также хорошей нервно-психической устойчивостью, это особенно необходимо. Развитые навыки саморегуляции позволяют экономно расходовать внутренние ресурсы, чтобы не допустить нервного истощения, быстро справляться с негативными последствиями стресса, восстанавливать потраченные ресурсы. Все это является профилактикой психологического выгорания [5, с.154].

Как отмечают Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова, самыми простыми и доступными практически всем являются методы первой группы, касающиеся изменения содержания сознания. Они основаны в первую очередь на смещении внутреннего фокуса внимания, отвлечении внимания от эмоционально значимых ситуаций, разрушающих мыслей и идей, фокусировании на объектах и предметах в окружающей среде, а также на различную деятельность, творчество [6, с. 336].

Водопьянова раскрывает идею подробнее: «Суть способов второй группы, базирующихся на отражении своего физического «Я», – это самоконтроль и регуляция внешних проявлений эмоций, которые находят свое выражение в соматических и вегетативных изменениях. Формирование навыков самоконтроля и регуляции достигается благодаря сосредоточенности внимания на тонусе мимических и скелетных мышц, темпе движений и речи, дыхании. Данные приемы сложнее, чем техники первой группы, и требуют специальной тренировки. При этом тренируемые навыки должны проверяться и закрепляться в разнообразных жизненных и рабочих ситуациях» [5, с. 154].

Также авторами отмечается высокая эффективность различных дыхательных методов и техник. Управление дыханием помогает снять избыточное эмоциональное напряжение и стресс. Так, в случае чрезмерного возбуждения желательно использовать техники с длительной задержкой дыхания. Подобные техники стимулируют дыхательный центр, который находится в продолговатом мозге. За счет такого воздействия в коре головного мозга возникает некоторое торможение, которое помогает снизить степень эмоционального возбуждения [3, с. 154].

Далее авторы описывают следующую группу методов: «Третья группа приемов отличается более высоким уровнем сложности и эффективности, чем предыдущие две. Снижение напряженности и повышение психологической устойчивости достигается с помощью позитивных образов (памяти или воображения) или репродукции (воспроизведения) ресурсных психических состояний. К ним относятся воспроизведение приятных воспоминаний, сюжетных образов, которые содержат позитивный заряд и способны изменить эмоциональное настроение. Человек должен уметь быстро переключаться на приятную воображаемую ситуацию (тем самым отвлечься от стрессовых обстоятельств) или вспомнить благоприятный эпизод из прошлого и воспроизвести в памяти все сопутствующие этому ощущения – физические, зрительные, слуховые, обонятельные и т.д. Чтобы использовать данную технику для преодоления стрессовых состояний, сначала необходимо создать «банк ресурсных образов». Следует время от времени обновлять в памяти данные образы».

Еще одна группа техник, позволяющая тренировать навыки саморегуляции, основана на отражении своего социального «Я». Данная группа техник подразумевает навыки постановки целей в соответствии со способностями личности, а также умения снизить значимость цели в соответствии с обстоятельствами, в которых реализация цели становится невозможной. Кроме того, данные техники направлены на улучшение навыков отключаться от мотивирующего влияния социума, снижать беспокойство от внезапно возникшей ситуации, даже без внешней поддержки и одобрения. Данные техники считаются техниками высокого уровня саморегуляции [10, с. 22].

В заключении отметим, что опасность психологического выгорания заключается в том, что ему свойственно очень быстро прогрессировать. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, психические отклонения и многое другое. Таким образом, не надо забывать о рекомендациях, которые выдвигают психологи и врачи, соблюдая которые можно не только предотвратить возникновение, но и достичь снижения степени выраженности психологического выгорания.

Текст статьи
  1. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения / О.И. Бабич. М.: Учитель, 2014. 122 с.
  2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания в профессиональном общении / В.В. Бойко. СПб.: 1999, 99-105 с.
  3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. М.: Наука, 2010, 154 с.
  4. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя / В.Н. Введенский. СПб.: Просвещение, 2014. 158 с.
  5. Водопьянова Н.Е. Исследование профессиональных деформаций представителей профессий, относящихся к типу «человек-человек» / Н.Е.Водопьянова, Н.С. Ковальчук. СПб.: СПБГУ, 2008. 154 с.
  6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. 2-е изд. СПб.: Питер, 2019. 336 с.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
  8. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Учебное пособие / Е.В. Котова. Изд-во Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2013. С. 6-14.
  9. Корытова Г.С. Эмоциональное выгорание как проявление защитного поведения в профессиональной деятельности / Г.С. Корытова. Фундаментальные исследования. 2013. № 4. С. 29-32.
  10. Романова Е.С. Личность и эмоциональное выгорание / Е.С. Романова, М.Ю. Горохова. Вестник практической психологии образовании. 2019. № 1. С. 18-23.
Список литературы