Профилактика психологического выгорания неразрывно связана с психологическими ресурсами индивида. Если человек постоянно находится в стрессовой ситуации на работе, его в конечном итоге настигнет эмоциональное истощение. Стресс – это мощный выброс энергии из организма, и эта энергия предназначается для решения возникших проблем [1, с. 122].
Чаще всего в стрессовых ситуациях люди замыкаются на себе и стараются все силы сосредоточить на решении проблемы, организм старается выработать дополнительную энергию. Но когда ресурсы исчерпаны, человек испытывает психоэмоциональное и физическое истощение – так организм сигнализирует о необходимости отдыха и расслабления. И если эти состояния повторяются регулярно, люди все быстрее и быстрее расходуют свои ресурсы, а периоды истощения удлиняются. Если в этой ситуации не принять достаточных мер по регулированию физиологического состояния организма, то велик риск развития психосоматических заболеваний и депрессивных расстройств.
По мнению Б.Г. Ананьева, устойчивость человека к стрессу зависит от наличия помощи, поддержки, соучастия. Все это человек получает, выстраивая прочные социальные связи. Под социальной поддержкой автор понимает, во-первых, помощь от государства и социальных служб; во-вторых, профессиональную поддержку и поддержку от работодателей; в-третьих, межличностную поддержку от друзей, родных и близких. Наличие всех трех компонентов является хорошей ресурсной платформой для профилактики негативного влияния стресса [2, с. 107].
Н.Е. Водопьянова считает: «Учителя, характеризующиеся высоким уровнем выгорания, чаще своих коллег, имеющих низкий его уровень, используют такие стратегии поведения, как «избегание» и «агрессивные действия», и реже – «поиск социальной поддержки». Поэтому в качестве профилактики выгорания целесообразно проведение специальных семинаров с психологической разгрузкой и обучением приемам и техникам, снижающим риск выгорания» [5, с. 154].
Статус категории «ресурс» в современной психологии заслуживает особого внимания. Здесь существуют три взгляда. Первое мнение гласит, что под ресурсами понимаются определенные материальные, физические или химические явления человеческого тела. Вторая позиция заключается в том, что ресурс можно представить как теоретическое понятие, содержащее информацию о механизмах обработки информации человеком. Третья позиция показывает ресурс как некую переменную, направленную на обеспечение стабильного уровня выполнения задач на определенном отрезке времени [8, с. 10].
Принимая во внимание категорию «ресурс», стоит обратить внимание на синонимы, которые могут быть использованы. В психологии ресурсы могут быть синонимами «свойства», «фактора», «способности», «силы». Самый распространенный синоним категории ресурсов – свойство.
Умение вовремя восполнить ресурсы определяет способность к психической саморегуляции. Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова считают: «Профессия учителя связана со значительным риском развития синдрома профессионального выгорания. Один из факторов успешной профессиональной адаптации педагогов – развитые адаптационные способности. Высокий уровень нервно-психической устойчивости и саморегуляции поведения препятствует развитию эмоционального истощения, а значительный коммуникативный потенциал снижает вероятность возникновения деперсонализации. Развитые адаптационные способности обусловливают устойчивость учителей по отношению к профессиональным стрессам и способствуют сохранению профессионального здоровья. Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья учителей имеют модели преодолевающего поведения. Конструктивными следует считать просоциальные действия (поиск социальной поддержки и вступление в социальный контакт) и ассертивные (уверенные) действия. Эти модели поведения способствуют успешной профессиональной адаптации и снижают риск развития синдрома выгорания. Неконструктивные модели поведения – избегание, манипулятивные, асоциальные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией учителей» [6, с. 336].
По мнению Н.Е. Водопьяновой, тренировать навыки саморегуляции может каждый. В ситуации, когда индивид не обладает природными способностями справляться со стрессом, а также хорошей нервно-психической устойчивостью, это особенно необходимо. Развитые навыки саморегуляции позволяют экономно расходовать внутренние ресурсы, чтобы не допустить нервного истощения, быстро справляться с негативными последствиями стресса, восстанавливать потраченные ресурсы. Все это является профилактикой психологического выгорания [5, с.154].
Как отмечают Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова, самыми простыми и доступными практически всем являются методы первой группы, касающиеся изменения содержания сознания. Они основаны в первую очередь на смещении внутреннего фокуса внимания, отвлечении внимания от эмоционально значимых ситуаций, разрушающих мыслей и идей, фокусировании на объектах и предметах в окружающей среде, а также на различную деятельность, творчество [6, с. 336].
Водопьянова раскрывает идею подробнее: «Суть способов второй группы, базирующихся на отражении своего физического «Я», – это самоконтроль и регуляция внешних проявлений эмоций, которые находят свое выражение в соматических и вегетативных изменениях. Формирование навыков самоконтроля и регуляции достигается благодаря сосредоточенности внимания на тонусе мимических и скелетных мышц, темпе движений и речи, дыхании. Данные приемы сложнее, чем техники первой группы, и требуют специальной тренировки. При этом тренируемые навыки должны проверяться и закрепляться в разнообразных жизненных и рабочих ситуациях» [5, с. 154].
Также авторами отмечается высокая эффективность различных дыхательных методов и техник. Управление дыханием помогает снять избыточное эмоциональное напряжение и стресс. Так, в случае чрезмерного возбуждения желательно использовать техники с длительной задержкой дыхания. Подобные техники стимулируют дыхательный центр, который находится в продолговатом мозге. За счет такого воздействия в коре головного мозга возникает некоторое торможение, которое помогает снизить степень эмоционального возбуждения [3, с. 154].
Далее авторы описывают следующую группу методов: «Третья группа приемов отличается более высоким уровнем сложности и эффективности, чем предыдущие две. Снижение напряженности и повышение психологической устойчивости достигается с помощью позитивных образов (памяти или воображения) или репродукции (воспроизведения) ресурсных психических состояний. К ним относятся воспроизведение приятных воспоминаний, сюжетных образов, которые содержат позитивный заряд и способны изменить эмоциональное настроение. Человек должен уметь быстро переключаться на приятную воображаемую ситуацию (тем самым отвлечься от стрессовых обстоятельств) или вспомнить благоприятный эпизод из прошлого и воспроизвести в памяти все сопутствующие этому ощущения – физические, зрительные, слуховые, обонятельные и т.д. Чтобы использовать данную технику для преодоления стрессовых состояний, сначала необходимо создать «банк ресурсных образов». Следует время от времени обновлять в памяти данные образы».
Еще одна группа техник, позволяющая тренировать навыки саморегуляции, основана на отражении своего социального «Я». Данная группа техник подразумевает навыки постановки целей в соответствии со способностями личности, а также умения снизить значимость цели в соответствии с обстоятельствами, в которых реализация цели становится невозможной. Кроме того, данные техники направлены на улучшение навыков отключаться от мотивирующего влияния социума, снижать беспокойство от внезапно возникшей ситуации, даже без внешней поддержки и одобрения. Данные техники считаются техниками высокого уровня саморегуляции [10, с. 22].
В заключении отметим, что опасность психологического выгорания заключается в том, что ему свойственно очень быстро прогрессировать. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, психические отклонения и многое другое. Таким образом, не надо забывать о рекомендациях, которые выдвигают психологи и врачи, соблюдая которые можно не только предотвратить возникновение, но и достичь снижения степени выраженности психологического выгорания.