Автор(-ы):
Чуйкова Татьяна Сергеевна
Крупянко Ирина Сергеевна
12 декабря 2023
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
Данная статья фокусируется на проблеме эмоционального выгорания в профессиональной сфере, особенно в учительской деятельности. Описывается синдром эмоционального выгорания как совокупность физических, эмоциональных и когнитивных симптомов, возникающих из-за стресса, связанного с ограничениями и требованиями карьерного роста. Развитие этого синдрома имеет стадиальную природу, проявляясь сначала в энергетических затратах, а затем в усталости, разочаровании и потере интереса к работе.
Текст статьи
В настоящее время проблема эмоционального выгорания является одной из значимых и приоритетных. Наше общество развивается так, что все больше людей выбирают профессии по типу человек-человек и как раз сюда относится педагогический состав всех общеобразовательных учреждений. Профессия педагога имеет ряд общих проблем. И среди них необходимо выделить одну – это синдром эмоционального выгорания. Это происходит в связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя.
А.А. Реан определил синдром эмоционального выгорания как «синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры» [1].
Развитие синдрома носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.
Распространенной является модель синдрома выгорания Маслач и С. Джексон (1981 г.). Они выделяют три его основных составляющих:
Относительно факторов, вызывающих синдром профессионального выгорания, можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания:
Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать возникновение выгорания – это результат действия совокупности всех факторов как на всех факторов как на профессиональном, так и на личностном уровне.
В научной и популярной литературе можно найти большое число различных методов преодоления эмоционального выгорания, например.
Отвлекайтесь:
Снижайте значимость событий:
Действуйте:
Занимайтесь творчеством, так как это помогает исцелить душу (например, занятие рисованием, танцами, лепкой и тому подобное).
Выражайте эмоции:
А.О. Прохоров отмечает «… истощение проявляется через результат длительного психологического напряжения и представляет собой перманентный (длительный) стресс, неравновесное психическое состояние, поэтому его развитие можно рассматривать как динамический процесс» [2].
Наибольшее сочетание компонентов СЭВ характерно для учителей со стажем от 10 до 20 лет и в возрасте от 41 до 55 лет. Результаты исследований 72 педагогов дошкольного образовательного учреждения (учреждения (Чепикова Н.В., 2015) показали, что синдром эмоционального выгорания более выражен среди педагогов, имеющих стаж работы более 25 лет и в возрасте более 45 лет. Отдельные симптомы, такие как «редукция профессиональных обязанностей», «загнанность в клетку» начинают проявляться у педагогов со стажем работы более 10 лет и в возрасте старше 30 лет. Причиной спада профессиональной активности педагогов от 30 до 40 лет может служить кризис середины жизни. Человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, обдумывает свои достижения, подводит некоторые итоги. При этом исследователями отмечается, что синдром эмоционального выгорания приводит к негативным последствиям, таким как: ухудшение психического и физического здоровья, нарушение системы межличностных отношений, снижение эффективности профессиональной деятельности, развитие негативных установок по отношению к коллегам, учащимся.
Поэтому актуальным становится изучение особенностей проявления данного синдрома, уточнение факторов, обусловливающих его формирование в процессе возрастного и профессионального развития учителей с целью разработки научно обоснованных программ профилактики и коррекции.
Список литературы
Поделиться
Чуйкова Т. С., Крупянко И. С. Синдром эмоционального выгорания у педагогов // Проблемы и вызовы научно-технологического развития в глобализирующемся мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 декабря 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 120-123. URL: https://apni.ru/article/7779-sindrom-emotsionalnogo-vigoraniya-u-pedagogov