В настоящее время проблема эмоционального выгорания является одной из значимых и приоритетных. Наше общество развивается так, что все больше людей выбирают профессии по типу человек-человек и как раз сюда относится педагогический состав всех общеобразовательных учреждений. Профессия педагога имеет ряд общих проблем. И среди них необходимо выделить одну – это синдром эмоционального выгорания. Это происходит в связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя.
А.А. Реан определил синдром эмоционального выгорания как «синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры» [1].
Развитие синдрома носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.
Распространенной является модель синдрома выгорания Маслач и С. Джексон (1981 г.). Они выделяют три его основных составляющих:
- Эмоциональное истощение обнаруживает себя в чувствах беспомощности, безнадежности, в эмоциональных срывах, усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического недомогания. Возникает чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, наступает безразличие к потребностям других людей.
- Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других случаях – повышение негативизма по отношению к людям. При появлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы.
- Ограничена профессиональная реализация (или редукция личных достижений) – третий компонент выгорания. Может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Относительно факторов, вызывающих синдром профессионального выгорания, можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания:
- К личностным факторам риска «выгорания» относятся склонность интраверсии; реактивность; низкая или чрезмерно высокая эмпатия; жесткость и авторитарность по отношению к другим; низкий уровень самоуважения и самооценки и др. В ряде исследований обнаружилось, что наиболее подвержены «выгоранию» трудоголики – те, кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, полностью поглощен работой, постоянно трудится без отдыха, ежедневно работает с полной самоотдачей и ответственностью, в ущерб другим личным интересам и потребностям;
- Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают ролевой конфликт; ролевую неопределенность; неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (ростом (самоактуализацией); низкий социальный статус; ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность; отверженность в значимой (значимой (референтной) группе; негативные полоролевые (гендерные) установки, ущемляющие права и свободу личности;
- К корпоративным (профессионально-организационным) факторам риска выгорания относятся нечеткая организация и планирование труда; монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения; негативные или «холодные» отношения с коллегами, отсутствие сплоченности, напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег; конфликты, конкуренция; дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки.
Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать возникновение выгорания – это результат действия совокупности всех факторов как на всех факторов как на профессиональном, так и на личностном уровне.
В научной и популярной литературе можно найти большое число различных методов преодоления эмоционального выгорания, например.
Отвлекайтесь:
- Прогулка на природе даже в течение краткого временного перерыва в работе окажет положительный эффект;
- Попробуйте перевести свои мысли на другую тему;
- Оглянитесь вокруг себя и п
- Обратите внимание на детали.
Снижайте значимость событий:
- «Это не самое важное событие в моей жизни»;
- «Ничего страшного»
- «Перестань заниматься утрированием»
Действуйте:
- Ручная работа помогает бороться со стрессовой ситуацией;
- Организовать (навести порядок) в вещах дома\на работе\на учёбе;
- Пробежки, пешие прогулки или активные прогулки помогут справиться со стрессом.
Занимайтесь творчеством, так как это помогает исцелить душу (например, занятие рисованием, танцами, лепкой и тому подобное).
Выражайте эмоции:
- Покажите эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;
- Помните, порвите бумагу;
- Попытайтесь изобразить чувство, которое испытываете сейчас.
А.О. Прохоров отмечает «… истощение проявляется через результат длительного психологического напряжения и представляет собой перманентный (длительный) стресс, неравновесное психическое состояние, поэтому его развитие можно рассматривать как динамический процесс» [2].
Наибольшее сочетание компонентов СЭВ характерно для учителей со стажем от 10 до 20 лет и в возрасте от 41 до 55 лет. Результаты исследований 72 педагогов дошкольного образовательного учреждения (учреждения (Чепикова Н.В., 2015) показали, что синдром эмоционального выгорания более выражен среди педагогов, имеющих стаж работы более 25 лет и в возрасте более 45 лет. Отдельные симптомы, такие как «редукция профессиональных обязанностей», «загнанность в клетку» начинают проявляться у педагогов со стажем работы более 10 лет и в возрасте старше 30 лет. Причиной спада профессиональной активности педагогов от 30 до 40 лет может служить кризис середины жизни. Человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, обдумывает свои достижения, подводит некоторые итоги. При этом исследователями отмечается, что синдром эмоционального выгорания приводит к негативным последствиям, таким как: ухудшение психического и физического здоровья, нарушение системы межличностных отношений, снижение эффективности профессиональной деятельности, развитие негативных установок по отношению к коллегам, учащимся.
Поэтому актуальным становится изучение особенностей проявления данного синдрома, уточнение факторов, обусловливающих его формирование в процессе возрастного и профессионального развития учителей с целью разработки научно обоснованных программ профилактики и коррекции.