Отличительной особенностью профессионального образования в современном мире является повышенное внимание к проблемам его качества и эффективности. Уровень образовательной подготовки подрастающего поколения выступает ключевым критерием, определяющим будущность всех составляющих общественного развития.
В педагогических колледжах создаются условия для формирования целостной системы общих и профессиональных компетенций у студентов, а также формируется опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Педагог – знаковая фигура в обществе и, несмотря на все трудности, он остается важнейшим специалистом, определяющим ход и развитие общества, экономики, страны. Соответствие форм и методов работы педагогов сегодняшним и завтрашним потребностям – задача не только государства, но и преподавателя, прежде всего.
В 2023 году, в год педагога и наставника, особенно актуально зазвучали слова великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Наставник, сам невнимательный к своему делу и действующий как бы в полусне, по рутине, сам усыпляет внимание учеников, действуя на них так же, как действуют на каждого капли воды, падающие одна за другою и издающие один и тот же звук с маленькими вариациями».
От активности педагога, нацеленности на поиск, овладение и внедрение в практику образовательных инноваций зависит, как быстро будут происходить изменения в профессиональных колледжах. Готовность преподавателей меняться самому и менять ситуацию в образовательном учреждении – главное условие эффективного внедрения активных методов обучения в образовательный процесс.
Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность, конкурентоспособность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от содержания обучения, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.
Активные методы – это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладение студентом знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
- формирование положительной учебной мотивации;
- повышение познавательной активности обучающихся;
- активное вовлечение учащихся в образовательный процесс;
- стимулирование самостоятельной деятельности;
- развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
- эффективное усвоение большого объема учебной информации;
- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого обучающегося и определение условий для их проявления и развития;
- развитие навыков самостоятельного умственного труда.
В основе активных методов лежит диалог, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь студентов. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможностей применения студентами полученных знаний.
На занятиях в педагогических колледжах преподаватели применяют активные методы обучения на различных этапах учебного процесса.
На наш взгляд среди множества форм активизации студентов наиболее эффективными являются использование проблемных и поисковых ситуаций. Коллективные формы решения творческих проблем, дидактические игры.
Элементы проблемного обучения можно применять на каждом занятии и на всех его этапах. При этом педагог должен быть убежден в необходимости перевести студентов с позиции пассивного восприятия знаний на позицию их активного получения.
Коллективные методы поиска решений довольно эффективны, они позволяют студенту стать более коммуникабельным, работать в коллективе, в команде.
Следует отметить, что основным методом решения задач является дискуссия. Правильно организованная дискуссия позволяет выработать такие человеческие качества как стремление к пониманию других и заинтересованность в их идеях уважение к чужим мнениям и настойчивость в реализации своих. Применение такого метода как «мозговой штурм» целесообразно при коллективном решении на занятиях поисковых задач.
Деловые игры представляются собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, форму моделирования систем отношений, характерных для конкретного вида деятельности. Студенты это ясно понимают и активно участвуют в занятии, приобретая таким путем прочные знания, закрепленные личными переживаниями.
Активные методы обучения активизируют не только интеллектуальный, но и эмоциональный потенциал студентов.
Таим образом, системное и целенаправленное применение активных методов обучения в образовательном процессе позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса, направленного на подготовку компетентных специалистов в педагогических колледжах.