Главная
АИ #50 (180)
Статьи журнала АИ #50 (180)
Особенности обучения старших дошкольников декоративному рисованию в технике «Хох...

Особенности обучения старших дошкольников декоративному рисованию в технике «Хохлома»

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

декоративное рисование
художественно-творческая деятельность
хохломская роспись
элементы Хохломы
особенности декоративного рисования

Аннотация статьи

В статье даны определения понятиям хохломская роспись, этапы усвоения старшими дошкольниками основ орнаментального искусства: повтор, вариации, импровизация. Рассмотрены особенности хохломской росписи: традиционные элементы Хохломы, цветовая гамма, а также выделены виды росписи: «верховная», «под фон». В результате выявлено, что знакомство детей с декоративно прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида. Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, формы величины, положение элементов на плоскости предметов.

Текст статьи

Для развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, художественно-речевая. Познавательная, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Мы считаем, что лучший путь для этого – это знакомство детей с народными промыслами России, искусством народных мастеров, русским фольклором.

Хохломская роспись – этот старинный русский народный художественный промысел возник во второй половине 17 века на территории современного Ковернинского района Горьковской области, название промыслу дало торговое село Хохлома той же области – центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 – начале 20 веков. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова, по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла и закалялись при высокой температуре в печи [2, с.43].

Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи – красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие – коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Выделяют роспись «верховую» – когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль – основная линия композиции, на неё «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки) красным и чёрным цветом [1, с.69]. И роспись «под фон» – сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остаётся золотым.

Хохломская роспись является одним из средств эстетического воспитания. Хохлома, как декоративное рисование, развивает у ребёнка чувство прекрасного. Произведения народного искусства близки детям красочностью и простотой композиции. Рассматривая изделия хохломской росписи, ребёнка невольно привлекает красочная яркость изделия. При рассказе о росписи детей поражает то, каким образом начинается путь превращения деревянного бревна в конечное золотое изделие хохломы. Красота росписи заставляет увидеть прекрасное вокруг себя, так как все элементы росписи взяты из природы (травка, цветы, гроздья ягод, яблок). При знакомстве детей с росписью невольно воспитывается любовь к Родине, уважение к труду людей создающих изделия хохломы. Развитие творческих способностей у детей, осваивающих этот вид художественной деятельности, осуществляется в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров [4, с.91].

Особенность декоративного рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки, необходимый на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя [5, с.174].

Правильные технические навыки и умения формируются постепенно, от занятия к занятию при условии, если воспитатель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия. Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.

Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания. Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать [8, с.114].

Хохломской орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм флоры и создании на этой основе художественных хохломских изображениях. Виртуозность выполнения достигается различными способами письма, а некоторые тонкие элементы с помощью тоненькой кисточки.

Знакомство детей с народными орнаментами, формирования у них некоторых приёмов народной росписи вызывали бурное развитие декоративного творчества детей относительно простая изобразительная основа орнамента – многократно повторяющиеся растительные мотивы позволяют детям сосредоточить внимание на построение пространственно-цветовой композиции рисунка. Для того чтобы начать знакомить детей с тем или иным декоративным видом росписи, в данном случае – хохломской, воспитатель должен сам хорошо знать значение декоративного рисования, историю Хохломы, затем уже непосредственно, методы ознакомления с Хохломой [9, с.76].

Со старшего дошкольного возраста начинается активное знакомство воспитанников с историей хохломской росписи, знакомство с элементами росписи, используя такую форму организации как игровые, сюжетные занятия, интегрируя с различными видами детской деятельности. После начинаем учить рисовать сложные элементы – узоры «травка», «ягодка», «золотые узоры», «кудрявые ветки и кустики». Используем как фоны заготовки, так и рисование по трафарету и на целом листе бумаги. В старшем дошкольном возрасте усложняется понятие о симметрии. Знакомятся с зеркальным отражением, где часть узора меняет свое положение. Педагог должен обучать детей по образцам, рисовать завитки и остальные элементарные элементы, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором. В подготовительной группе можно использовать цветные карандаши [6, с.36].

Во время знакомства с хохломской росписью, постоянно, для самостоятельной детской деятельности в уголках книги, изобразительной деятельности располагаем альбомы с репродукциями, фотографии, репродукции предметов хохломской росписи. Постепенное усвоение старшими дошкольниками основ орнаментального искусства рекомендовано строить в строгой методической последовательности, обусловленной исторически выработанными и отточенными творческими принципами народного искусства (повтор, вариации, импровизация) [7, с.167].

Повтор – это первый этап, где дети знакомятся с образцами хохломского орнамента на изделиях народных мастеров и занимаются рисованием достаточно простых элементов узора, типичных и характерных для изделий хохломских ремесел. В процессе копирования этих деталей общего орнамента дошкольники спонтанно изучают, усваивают основные элементы, составляющий общий декоративный рисунок.

Вариации – это второй этап, когда старшие дошкольники выполняют сравнительно несложные орнаментальные композиции из нескольких различных элементов, варьируя их ритмической декоративной трактовкой. По сравнению с предыдущим это задание более сложно, требует композиционного чутья, чувства меры и определенного художественного вкуса [3, с.102].

Импровизация – это третий завершающий этап, когда дошкольники в процессе творческих упражнений графически импровизируют, создают самостоятельные вариации разного рода композиций по изобразительным сюжетам и мотивам хохломских орнаментов, применимые в различных видах изделий хохломского прикладного искусства. Таким образом на этом этапе перед дошкольниками ставится уже по-настоящему творческое задание, требующее определенных эвристических художественных решений.

Таким образом, вышеизложенное позволяет констатировать, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Ремесло хохломской росписи, как любой вид художественной деятельности, подчиняется общим законам декоративно-прикладного искусства, но также имеет и свои специфические свойства, требующие изучения.

Список литературы

  1. Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву / Ю.А. Арбат. – М. : Наука, 2019. – 115 с.
  2. Емельянова, Т.И. Золотая Хохлома / Т.И. Емельянова. – М. : Интербук-бизнес, 2019. – 300 с.
  3. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. 6-7 лет / Т.С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2019. – 136 с.
  4. Кравчунас, Б.К. Детское рисование как художественное творчество / Б.К. Кравчунас. – М. : Интербук-бизнес, 2019. – 125 с.
  5. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду / И.А. Лыкова. – М. : Москва, 2018. – 242 с.
  6. Орлова, Л.В. Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Хохломская роспись» / Л.В. Орлова. – М. : Мозаика-синтез, 2019. – 45 с.
  7. Скоролупова, О.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством / О.А. Скорлупова. – М. : Москва, 2019. – 240 с.
  8. Шевчук, Л.В. Дети и народное творчество / Л.В. Шевчук. – М. : Просвещение, 2019. –128 с.
  9. Яхнин, Л.Л. Веселое слово Хохлома / Л.Л. Яхнин. – М. : Мозаика-Синтез, 2019. – 84 с.

Поделиться

974

Киракосян К. Э., Луханина П. Д., Попова А. А. Особенности обучения старших дошкольников декоративному рисованию в технике «Хохлома» // Актуальные исследования. 2023. №50 (180). Ч.IV.С. 92-95. URL: https://apni.ru/article/7789-osobennosti-obucheniya-starshikh-doshkolnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря