Для развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, художественно-речевая. Познавательная, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Мы считаем, что лучший путь для этого – это знакомство детей с народными промыслами России, искусством народных мастеров, русским фольклором.
Хохломская роспись – этот старинный русский народный художественный промысел возник во второй половине 17 века на территории современного Ковернинского района Горьковской области, название промыслу дало торговое село Хохлома той же области – центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 – начале 20 веков. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова, по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла и закалялись при высокой температуре в печи [2, с.43].
Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи – красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие – коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.
Выделяют роспись «верховую» – когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль – основная линия композиции, на неё «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки) красным и чёрным цветом [1, с.69]. И роспись «под фон» – сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остаётся золотым.
Хохломская роспись является одним из средств эстетического воспитания. Хохлома, как декоративное рисование, развивает у ребёнка чувство прекрасного. Произведения народного искусства близки детям красочностью и простотой композиции. Рассматривая изделия хохломской росписи, ребёнка невольно привлекает красочная яркость изделия. При рассказе о росписи детей поражает то, каким образом начинается путь превращения деревянного бревна в конечное золотое изделие хохломы. Красота росписи заставляет увидеть прекрасное вокруг себя, так как все элементы росписи взяты из природы (травка, цветы, гроздья ягод, яблок). При знакомстве детей с росписью невольно воспитывается любовь к Родине, уважение к труду людей создающих изделия хохломы. Развитие творческих способностей у детей, осваивающих этот вид художественной деятельности, осуществляется в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров [4, с.91].
Особенность декоративного рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки, необходимый на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя [5, с.174].
Правильные технические навыки и умения формируются постепенно, от занятия к занятию при условии, если воспитатель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия. Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.
Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания. Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать [8, с.114].
Хохломской орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм флоры и создании на этой основе художественных хохломских изображениях. Виртуозность выполнения достигается различными способами письма, а некоторые тонкие элементы с помощью тоненькой кисточки.
Знакомство детей с народными орнаментами, формирования у них некоторых приёмов народной росписи вызывали бурное развитие декоративного творчества детей относительно простая изобразительная основа орнамента – многократно повторяющиеся растительные мотивы позволяют детям сосредоточить внимание на построение пространственно-цветовой композиции рисунка. Для того чтобы начать знакомить детей с тем или иным декоративным видом росписи, в данном случае – хохломской, воспитатель должен сам хорошо знать значение декоративного рисования, историю Хохломы, затем уже непосредственно, методы ознакомления с Хохломой [9, с.76].
Со старшего дошкольного возраста начинается активное знакомство воспитанников с историей хохломской росписи, знакомство с элементами росписи, используя такую форму организации как игровые, сюжетные занятия, интегрируя с различными видами детской деятельности. После начинаем учить рисовать сложные элементы – узоры «травка», «ягодка», «золотые узоры», «кудрявые ветки и кустики». Используем как фоны заготовки, так и рисование по трафарету и на целом листе бумаги. В старшем дошкольном возрасте усложняется понятие о симметрии. Знакомятся с зеркальным отражением, где часть узора меняет свое положение. Педагог должен обучать детей по образцам, рисовать завитки и остальные элементарные элементы, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором. В подготовительной группе можно использовать цветные карандаши [6, с.36].
Во время знакомства с хохломской росписью, постоянно, для самостоятельной детской деятельности в уголках книги, изобразительной деятельности располагаем альбомы с репродукциями, фотографии, репродукции предметов хохломской росписи. Постепенное усвоение старшими дошкольниками основ орнаментального искусства рекомендовано строить в строгой методической последовательности, обусловленной исторически выработанными и отточенными творческими принципами народного искусства (повтор, вариации, импровизация) [7, с.167].
Повтор – это первый этап, где дети знакомятся с образцами хохломского орнамента на изделиях народных мастеров и занимаются рисованием достаточно простых элементов узора, типичных и характерных для изделий хохломских ремесел. В процессе копирования этих деталей общего орнамента дошкольники спонтанно изучают, усваивают основные элементы, составляющий общий декоративный рисунок.
Вариации – это второй этап, когда старшие дошкольники выполняют сравнительно несложные орнаментальные композиции из нескольких различных элементов, варьируя их ритмической декоративной трактовкой. По сравнению с предыдущим это задание более сложно, требует композиционного чутья, чувства меры и определенного художественного вкуса [3, с.102].
Импровизация – это третий завершающий этап, когда дошкольники в процессе творческих упражнений графически импровизируют, создают самостоятельные вариации разного рода композиций по изобразительным сюжетам и мотивам хохломских орнаментов, применимые в различных видах изделий хохломского прикладного искусства. Таким образом на этом этапе перед дошкольниками ставится уже по-настоящему творческое задание, требующее определенных эвристических художественных решений.
Таким образом, вышеизложенное позволяет констатировать, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Ремесло хохломской росписи, как любой вид художественной деятельности, подчиняется общим законам декоративно-прикладного искусства, но также имеет и свои специфические свойства, требующие изучения.