Оценка деятельности (рейтинг) и качество жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых управляющими компаниями в Республике Тыва

Научная статья посвящена развитию управления жилищно-коммунального хозяйства в Республике Тыва.

Аннотация статьи
жилищно-коммунальное хозяйство
ЖКХ
государственное управление
жилищно-коммунальные услуги
ЖКХ-услуги
системы управления ЖКХ
Ключевые слова

Жилищно-коммунальное хозяйство в России возлагает большие надежды и ответственность по преодолению кризисных условий в этой отрасли как на основной и наиболее приемлемой в существующих реалиях рыночной экономики механизм и процесс управления жилищным фондом.

В соответствии ч.1. ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ): «Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме» [1].

Управляющая компания (далее – УК) – это организация, которая оказывает услуги по управлению многоквартирными домами, жилыми комплексами, коммерческой недвижимостью и другими объектами. Обычно, УК работает по договору с собственниками или управляющими компаниями, и предоставляет такие услуги, как уборка и санитарное содержание, техническое обслуживание и ремонт, управление финансами и документооборотом, а также обеспечение безопасности и охраны объектов.

УК может иметь различные формы собственности, например, быть частным предприятием, государственной или муниципальной организацией, кооперативом или ассоциацией собственников. Она может также иметь лицензию на оказание услуг управления недвижимостью.

УК играют важную роль в обеспечении комфортных условий для жизни и работы людей, а также в сохранении и улучшении качества жилой и коммерческой недвижимости.

Управляющая организация в качестве исполнителя целого комплекса жилищно-коммунальных услуг (далее – ЖКУ) является базовым связующим звеном между потребителями ЖКУ и подрядчиками жилищных услуг, а также поставщиками коммунальных ресурсов. Неся ответственность перед гражданами за бесперебойное и качественное предоставление ЖКУ, система управляющих организаций составляет экономический стержень всего жилищно-коммунального хозяйства.

В каждом субъекте Российской Федерации ситуация с УК может отличаться, так как они могут иметь различные формы собственности и уровень качества услуг, которые они предоставляют.

В некоторых регионах России качество услуг УК оставляет желать лучшего, поскольку они не всегда могут обеспечить безопасность и комфортное проживание жильцов. В таких случаях жильцы могут столкнуться с проблемами, такими как плохое качество уборки и санитарии, отсутствие тепла и горячей воды, а также задержки в ремонте и обслуживании общедомового имущества. Однако, есть и ряд регионов, где УК работают на высоком уровне и обеспечивают жильцам качественные услуги. В таких случаях жильцы могут наслаждаться комфортными условиями проживания, а также получать своевременную помощь и поддержку со стороны управляющей компании.

В целом, ситуация с УК в субъектах Российской Федерации различна, и может зависеть от многих факторов, таких как регулирование государством, уровень конкуренции на рынке, качество управленческого персонала и другие.

Рассмотрим, в качестве примера субъект Российской Федерации, Республику Тыва.

По состоянию на 01.01.2023 года на территории Республики Тыва лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД имеют 37 управляющих компаний, у 32 из которых имеются дома в управлении.

По состоянию на 01.01.2023 года по данным ГИС ЖКХ и Росстата в Республике Тыва имеются 627 многоквартирных домов, общей площадью – 1315 тыс. кв.м и 38 тысяч жилых домов частного сектора общей площадью – 204 тыс. кв.м.

Рис. 1. Общее количество многоквартирных жилых домов Республики Тыва

Многоквартирные дома расположены: в г. Кызыле – 422, в пгт. Каа-Хем – 7, в г. Ак-Довурак – 48, с. Кызыл-Мажалык – 6, в г. Шагонар – 62, г. Туран – 8, с. Бай-Хаак – 7, пгт. Хову-Аксы – 60, с. Сарыг-Сеп – 4, г. Чадан – 3, которыми управляют 51 управляющих организаций (37 УК и 14 ТСЖ). В пгт. Каа-Хем, с. Бай-Хаак, с. Сарыг-Сеп, в г.г. Чадан и Туран многоквартирные дома не имеют способа управления, данную функцию выполняют муниципалитеты.

В 2022 году по вопросам деятельности управляющих компаний в регионе поступило всего 898 обращений в АППГ-895, что остается на уровне. Большая часть обращений поступило от жителей г. Кызыла (64%), остальные - из кожуунов (районов).

Основные тематиками которых являются обращения:

  • обеспечение нормативным уровнем коммунальных услуг – 42%;
  • содержание и ремонт общего имущества в МКД – 13%;
  • соблюдение порядка расчетов при предоставлении жилищно-коммунальных услуг – 14%;
  • правомерность выбора управляющей организации МКД, утверждения условий договора управления МКД, соответствия условий договора управления установленным требованиям – 2,7%.

Рис. 2. Количество поступивших обращений в 2022 году (ед.)

Так, согласно сведениям, полученным от потребителей ЖКУ региона, надзорными и контролирующими деятельность УК в Республике Тыва, в результате деятельности по контролю за соблюдением управляющими организациями требований жилищного законодательства РФ, а также результаты анкетирования представителей потребителей услуг управляющих организаций (советов многоквартирных домов) был составлен рейтинг Управляющих компаний, осуществляющих деятельность на территории Республики Тыва.

По результатам рейтинга, в первую 5 лучших вошли:

  1. ООО УК «Сервис плюс»;
  2. ООО УК «Восток сервис»;
  3. ООО УК ЖЭУ «Ангарский»;
  4. ООО УК «ЖЭК»;
  5. ООО УК ЖЭУ «Жилой квартал».

Пятерка отстающих выглядит следующим образом (снизу вверх):

  1. ООО «Оникс-17»;
  2. ООО УК ЖЭУ «Центр»;
  3. ООО УК ЖЭУ «Тайга»;
  4. ООО УК «Управдом сервис».
  5. ООО УК «Городская управляющая компания».

Основными причинами низкого рейтинга являются неполнота (либо недостоверная) раскрытия информации, не предоставление коммунальных услуг потребителям надлежащего качества, большое количество подтвердившихся обращений граждан, неисполнение предписаний Службы.

Вместе с тем, такая управляющая организация как ООО УК ЖЭУ «Ангарский» с предпоследнего места поднялась в первую тройку, следует полагать, что это результат принятия действенных мер как Службой жилищной инспекции, так и руководством данной организации.

Результаты рейтинга публиковались в целях оценки руководителями управляющих организаций (руководством муниципальных образований) качества их работы и принятия действенных мер по ее совершенствованию. Также налаживания диалога с собственниками жилья. Кроме того, органы надзора и контроля полагают, что рейтинг поможет собственникам помещений принять правильное решение при выборе управляющих организаций.

Исходя из проведенного анализа исследования, можно сделать выводы о деятельности управляющих компаний в Республике Тыва. Оценка деятельности и качества жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых Управляющими компаниями в регионе, позволяет сделать следующие выводы:

  1. Несмотря на некоторые проблемы, связанные с качеством услуг, большая часть управляющих компаний в Республике Тыва работает на удовлетворительном уровне.
  2. Качество жилищно-коммунальных услуг в регионе может существенно различаться в зависимости от конкретной управляющей компании.
  3. Одной из основных проблем, связанных с качеством услуг, являются задержки в ремонте и обслуживании общедомового имущества.
  4. Для решения проблем, связанных с качеством услуг, необходимо улучшать регулирование деятельности управляющих компаний и повышать квалификацию управленческого персонала.
  5. Также необходимо проводить регулярный мониторинг качества жилищно-коммунальных услуг и оценку деятельности управляющих компаний, чтобы обеспечить комфортное проживание жильцов в регионе.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что управляющие компании в Республике Тыва имеют потенциал для улучшения качества услуг и повышения уровня комфорта жильцов. Однако, для этого необходимо проводить регулярный мониторинг и оценку деятельности управляющих компаний, а также улучшать регулирование деятельности в сфере ЖКХ.

Текст статьи
  1. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Справочно-правовая система - Гарант.
  2. Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
  3. Правила благоустройства территории городского округа «город Кызыл Республики Тыва» от 12 октября 2017 г. № 362.
Список литературы