Беспилотные летательные аппараты (БпЛА) классифицируются по-разному, но наиболее рациональный критерий – деление по взлетной массе. Такая классификация позволяет объединить БпЛА, схожие по техническим решениям и выполняемым задачам. Так, выделяются следующие группы БпЛА: легкие (взлетная масса менее 20 килограмм), средние (от 20 до 200 килограмм), тяжелые (более 200 килограмм) и сверхтяжелые (взлетная масса превышает 1500 килограмм) [2].
В основном такие БпЛА могут нести полезную нагрузку в виде оптической камеры, массой не более килограмма [1 с. 234]. Наиболее миниатюрные аппараты имеют размах крыла до полуметра и массу порядка 0,25 кг. Они предназначены для разведывательной деятельности в тактическом уровне, обнаружения небольших групп противника (дальность до 5-7 км) [2]. По этой причине размер аппарата выполнен компактно по размерам, он удобен при перевозке (большинство таких БпЛА переносятся двумя людьми) и оперативности запуска [2]. В связи с этим силовая установка может быть только в виде электродвигателя [1 с. 114].
Благодаря этому сверхлегкие БпЛА способны выполнять полет по сложной траектории, имеют возможность вертикального взлета и посадки, а также низкий уровень шума [3 с. 93]. Они менее инертны и малозаметны. Но маневренность ограничена малой удельной энергоемкостью аккумуляторов. Продолжительность полета составляет до 1 часа [1 с. 253-254].
БпЛА среднего класса – самый распространённый тип. Высокая взлетная масса затрудняет ручное применение, поэтому большинство БпЛА этого класса монтируются на транспортную базу [2]. Военное применение БпЛА – тактическая разведка обстановки противника вблизи линии боевого соприкосновения (до 150 км), а в гражданской сфере – осмотр больших объектов (трубопроводов, линий электропередачи), создание картографических снимков, отслеживание явлений природы и др. [4 с. 298-299].
Большинство БПЛА среднего класса выполнены по нормальной аэродинамической схеме, двигатель внутреннего сгорания - в задней части корпуса [3 с. 221]. Это расположение позволяет поместить полезную нагрузку ближе к носовой части, что обеспечивает хороший обзор передней полусферы, но при аварийной посадке первым страдает дорогостоящее разведывательное оборудование [1 с. 303-304].
Посадка по-самолетному обеспечивает сохранность аппарата, но она требует ровную площадку, отсутствие высоких преград и сильно усложняется в неблагоприятных погодных условиях [1 с. 405]. Посадка выполняется в ручном режиме при управлении оператором [1 с. 407].
Полезная нагрузка БпЛА составляет от 20 до 50 килограмм [2]. Состав включает обычную и инфракрасную камеры, часто устанавливаются радиолокационная станция, лазерный дальномер [2]. Устройства монтируются на вращающейся в двух плоскостях стабилизированной платформе. Система передачи данных таких аппаратов способна передавать информацию на расстояние до 500 километров [4 с. 349].
БпЛА тяжелого класса применяются для тактической разведки и бомбометания на скопления живой силы противника или легкобронированной техники противника, а также для целеуказания и наведения на поле боя [1 с. 417]. В гражданской сфере применяются для метеорологических, экологических и других исследований, требующих продолжительного пребывания в воздухе [3 с. 376-377].
Тяжелые БпЛА имеют размах крыла от 5 до 15 метров и чаще всего выполнены по нормальной аэродинамической схеме с удлинением крыла, благодаря чему могут находиться в воздухе до 18 часов [2]. Передача данных реализована по радиоканалам и спутниковой связи [2].
Они могут взлетать и садиться как на асфальтовые, так и на грунтовые аэродромы [1 с. 424]. Посадка происходит в ручном и автоматическом режиме самолётным способом [3 с. 318].
БпЛА сверхтяжелого класса являются относительно новым и малораспространенным явлением [2]. Если рассматривать общую тенденцию развития этой категории, можно выделить два основных направления: аппараты, аналогичные пилотируемым самолетам, и дальние стратегические разведывательные аппараты.