Главная
АИ #50 (180)
Статьи журнала АИ #50 (180)
Беспилотные летательные аппараты и вариант их классификации

Беспилотные летательные аппараты и вариант их классификации

Рубрика

Военное дело

Ключевые слова

беспилотный летательный аппарат
классификация беспилотных летательных аппаратов
применение беспилотных летательных аппаратов
возможности беспилотных летательных аппаратов
БпЛА

Аннотация статьи

В статье представлена классификация беспилотных летательных аппаратов, которая объединяет их по предназначению, а также рассматриваются характеристики каждого из приведенных классов.

Текст статьи

Беспилотные летательные аппараты (БпЛА) классифицируются по-разному, но наиболее рациональный критерий – деление по взлетной массе. Такая классификация позволяет объединить БпЛА, схожие по техническим решениям и выполняемым задачам. Так, выделяются следующие группы БпЛА: легкие (взлетная масса менее 20 килограмм), средние (от 20 до 200 килограмм), тяжелые (более 200 килограмм) и сверхтяжелые (взлетная масса превышает 1500 килограмм) [2].

В основном такие БпЛА могут нести полезную нагрузку в виде оптической камеры, массой не более килограмма [1 с. 234]. Наиболее миниатюрные аппараты имеют размах крыла до полуметра и массу порядка 0,25 кг. Они предназначены для разведывательной деятельности в тактическом уровне, обнаружения небольших групп противника (дальность до 5-7 км) [2]. По этой причине размер аппарата выполнен компактно по размерам, он удобен при перевозке (большинство таких БпЛА переносятся двумя людьми) и оперативности запуска [2]. В связи с этим силовая установка может быть только в виде электродвигателя [1 с. 114].

Благодаря этому сверхлегкие БпЛА способны выполнять полет по сложной траектории, имеют возможность вертикального взлета и посадки, а также низкий уровень шума [3 с. 93]. Они менее инертны и малозаметны. Но маневренность ограничена малой удельной энергоемкостью аккумуляторов. Продолжительность полета составляет до 1 часа [1 с. 253-254].

БпЛА среднего класса – самый распространённый тип. Высокая взлетная масса затрудняет ручное применение, поэтому большинство БпЛА этого класса монтируются на транспортную базу [2]. Военное применение БпЛА – тактическая разведка обстановки противника вблизи линии боевого соприкосновения (до 150 км), а в гражданской сфере – осмотр больших объектов (трубопроводов, линий электропередачи), создание картографических снимков, отслеживание явлений природы и др. [4 с. 298-299].

Большинство БПЛА среднего класса выполнены по нормальной аэродинамической схеме, двигатель внутреннего сгорания - в задней части корпуса [3 с. 221]. Это расположение позволяет поместить полезную нагрузку ближе к носовой части, что обеспечивает хороший обзор передней полусферы, но при аварийной посадке первым страдает дорогостоящее разведывательное оборудование [1 с. 303-304].

Посадка по-самолетному обеспечивает сохранность аппарата, но она требует ровную площадку, отсутствие высоких преград и сильно усложняется в неблагоприятных погодных условиях [1 с. 405]. Посадка выполняется в ручном режиме при управлении оператором [1 с. 407].

Полезная нагрузка БпЛА составляет от 20 до 50 килограмм [2]. Состав включает обычную и инфракрасную камеры, часто устанавливаются радиолокационная станция, лазерный дальномер [2]. Устройства монтируются на вращающейся в двух плоскостях стабилизированной платформе. Система передачи данных таких аппаратов способна передавать информацию на расстояние до 500 километров [4 с. 349].

БпЛА тяжелого класса применяются для тактической разведки и бомбометания на скопления живой силы противника или легкобронированной техники противника, а также для целеуказания и наведения на поле боя [1 с. 417]. В гражданской сфере применяются для метеорологических, экологических и других исследований, требующих продолжительного пребывания в воздухе [3 с. 376-377].

Тяжелые БпЛА имеют размах крыла от 5 до 15 метров и чаще всего выполнены по нормальной аэродинамической схеме с удлинением крыла, благодаря чему могут находиться в воздухе до 18 часов [2]. Передача данных реализована по радиоканалам и спутниковой связи [2].

Они могут взлетать и садиться как на асфальтовые, так и на грунтовые аэродромы [1 с. 424]. Посадка происходит в ручном и автоматическом режиме самолётным способом [3 с. 318].

БпЛА сверхтяжелого класса являются относительно новым и малораспространенным явлением [2]. Если рассматривать общую тенденцию развития этой категории, можно выделить два основных направления: аппараты, аналогичные пилотируемым самолетам, и дальние стратегические разведывательные аппараты.

Список литературы

  1. Беспилотные летательные аппараты / Справочное пособие. Воронеж. Издательство Полиграфический центр «Научная книга», 2015. 616 с.
  2. Бодрова А.С., Безденежных С.И. // Перспективы развития и применения комплексов с беспилотными летательными аппаратами: конференция г. Коломна, 2016. С. 106-113.
  3. Иванов М. С., Аганесов А. В., Крылов А. А. Беспилотные летательные аппараты. Справочное пособие. 2015. – 615 с.
  4. Мосов С.П. Беспилотная разведывательная авиация стран мира: история создания, опыт боевого применения, современное состояние, перспективы развития: монография. Киев: Румб, 2008. 160 с.

Поделиться

6947

Муниров Н. О., Зебзеев Д. А., Ванин В. Н. Беспилотные летательные аппараты и вариант их классификации // Актуальные исследования. 2023. №50 (180). Ч.I.С. 61-63. URL: https://apni.ru/article/7793-bespilotnie-letatelnie-apparati-i-varant

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января