Главная
АИ #50 (180)
Статьи журнала АИ #50 (180)
Беспилотные летательные аппараты и вариант их классификации

Беспилотные летательные аппараты и вариант их классификации

Автор(-ы):

Муниров Никита Олегович

Зебзеев Данил Александрович

Ванин Владимир Николаевич

12 декабря 2023

Секция

Военное дело

Ключевые слова

беспилотный летательный аппарат
классификация беспилотных летательных аппаратов
применение беспилотных летательных аппаратов
возможности беспилотных летательных аппаратов
БпЛА

Аннотация статьи

В статье представлена классификация беспилотных летательных аппаратов, которая объединяет их по предназначению, а также рассматриваются характеристики каждого из приведенных классов.

Текст статьи

Беспилотные летательные аппараты (БпЛА) классифицируются по-разному, но наиболее рациональный критерий – деление по взлетной массе. Такая классификация позволяет объединить БпЛА, схожие по техническим решениям и выполняемым задачам. Так, выделяются следующие группы БпЛА: легкие (взлетная масса менее 20 килограмм), средние (от 20 до 200 килограмм), тяжелые (более 200 килограмм) и сверхтяжелые (взлетная масса превышает 1500 килограмм) [2].

В основном такие БпЛА могут нести полезную нагрузку в виде оптической камеры, массой не более килограмма [1 с. 234]. Наиболее миниатюрные аппараты имеют размах крыла до полуметра и массу порядка 0,25 кг. Они предназначены для разведывательной деятельности в тактическом уровне, обнаружения небольших групп противника (дальность до 5-7 км) [2]. По этой причине размер аппарата выполнен компактно по размерам, он удобен при перевозке (большинство таких БпЛА переносятся двумя людьми) и оперативности запуска [2]. В связи с этим силовая установка может быть только в виде электродвигателя [1 с. 114].

Благодаря этому сверхлегкие БпЛА способны выполнять полет по сложной траектории, имеют возможность вертикального взлета и посадки, а также низкий уровень шума [3 с. 93]. Они менее инертны и малозаметны. Но маневренность ограничена малой удельной энергоемкостью аккумуляторов. Продолжительность полета составляет до 1 часа [1 с. 253-254].

БпЛА среднего класса – самый распространённый тип. Высокая взлетная масса затрудняет ручное применение, поэтому большинство БпЛА этого класса монтируются на транспортную базу [2]. Военное применение БпЛА – тактическая разведка обстановки противника вблизи линии боевого соприкосновения (до 150 км), а в гражданской сфере – осмотр больших объектов (трубопроводов, линий электропередачи), создание картографических снимков, отслеживание явлений природы и др. [4 с. 298-299].

Большинство БПЛА среднего класса выполнены по нормальной аэродинамической схеме, двигатель внутреннего сгорания - в задней части корпуса [3 с. 221]. Это расположение позволяет поместить полезную нагрузку ближе к носовой части, что обеспечивает хороший обзор передней полусферы, но при аварийной посадке первым страдает дорогостоящее разведывательное оборудование [1 с. 303-304].

Посадка по-самолетному обеспечивает сохранность аппарата, но она требует ровную площадку, отсутствие высоких преград и сильно усложняется в неблагоприятных погодных условиях [1 с. 405]. Посадка выполняется в ручном режиме при управлении оператором [1 с. 407].

Полезная нагрузка БпЛА составляет от 20 до 50 килограмм [2]. Состав включает обычную и инфракрасную камеры, часто устанавливаются радиолокационная станция, лазерный дальномер [2]. Устройства монтируются на вращающейся в двух плоскостях стабилизированной платформе. Система передачи данных таких аппаратов способна передавать информацию на расстояние до 500 километров [4 с. 349].

БпЛА тяжелого класса применяются для тактической разведки и бомбометания на скопления живой силы противника или легкобронированной техники противника, а также для целеуказания и наведения на поле боя [1 с. 417]. В гражданской сфере применяются для метеорологических, экологических и других исследований, требующих продолжительного пребывания в воздухе [3 с. 376-377].

Тяжелые БпЛА имеют размах крыла от 5 до 15 метров и чаще всего выполнены по нормальной аэродинамической схеме с удлинением крыла, благодаря чему могут находиться в воздухе до 18 часов [2]. Передача данных реализована по радиоканалам и спутниковой связи [2].

Они могут взлетать и садиться как на асфальтовые, так и на грунтовые аэродромы [1 с. 424]. Посадка происходит в ручном и автоматическом режиме самолётным способом [3 с. 318].

БпЛА сверхтяжелого класса являются относительно новым и малораспространенным явлением [2]. Если рассматривать общую тенденцию развития этой категории, можно выделить два основных направления: аппараты, аналогичные пилотируемым самолетам, и дальние стратегические разведывательные аппараты.

Список литературы

  1. Беспилотные летательные аппараты / Справочное пособие. Воронеж. Издательство Полиграфический центр «Научная книга», 2015. 616 с.
  2. Бодрова А.С., Безденежных С.И. // Перспективы развития и применения комплексов с беспилотными летательными аппаратами: конференция г. Коломна, 2016. С. 106-113.
  3. Иванов М. С., Аганесов А. В., Крылов А. А. Беспилотные летательные аппараты. Справочное пособие. 2015. – 615 с.
  4. Мосов С.П. Беспилотная разведывательная авиация стран мира: история создания, опыт боевого применения, современное состояние, перспективы развития: монография. Киев: Румб, 2008. 160 с.

Поделиться

3990

Муниров Н. О., Зебзеев Д. А., Ванин В. Н. Беспилотные летательные аппараты и вариант их классификации // Актуальные исследования. 2023. №50 (180). Ч.I.С. 61-63. URL: https://apni.ru/article/7793-bespilotnie-letatelnie-apparati-i-varant

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Военное дело»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля