Главная
АИ #50 (180)
Статьи журнала АИ #50 (180)
Эволюция управления безопасностью полетов: информационный подход и системная стр...

Эволюция управления безопасностью полетов: информационный подход и системная стратегия

Автор(-ы):

Кабдулкаликов Артём Ибатович

Федоров Василий Владимирович

Рышманов Аскар Иркитаевич

12 декабря 2023

Секция

Военное дело

Ключевые слова

безопасность полетов
система управления безопасностью полетов
государственная авиация
авиационные происшествия
системный подход

Аннотация статьи

В статье рассматривается обзор новых подходов к управлению безопасностью полетов в государственной авиации с учетом информационного подхода, системных стратегий и современных методов анализа факторов, способных привести к авиационным происшествиям.

Текст статьи

Сегодняшний теоретический подход к системе безопасности полетов государственной авиации Российской Федерации был впервые представлен в 60-70-х годах прошлого века и заметно повысил уровень безопасности полетов на протяжении XX века.

Новые ресурсы следует искать в организационной сфере. К сожалению, до недавнего времени отсутствовала четкая иерархия ответственности за безопасность полетов, что значительно влияло на результативность мер профилактической работы по предотвращению авиационных происшествий государственной авиации.

 Основной упор, касающийся предотвращения авиационных инцидентов в государственной авиации, должен быть сделан на устранении источников и причин возникновения этих авиационных событий. Поскольку значительная часть инцидентов в авиации была скрыта, работа в этом направлении проводилась в ограниченном масштабе и без должного контроля, а, следовательно, не имела большого массива статистических данных, на основе которого и возможна реализация профилактической работы в этом направлении. В сфере авиации Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) за последний год удалось преодолеть эту тенденцию.

Вся литература в области повышения безопасности полетов рассматривает авиационную систему как комплекс подсистем, включая "экипаж – воздушное судно", управление полетами и адаптацию к условиям окружающей среды. Но из практики видно, что безопасность определяется не только в ходе эксплуатации ВС. Понимание характеристик безопасности ВС начинается при разработке его требований, формируется в процессе проектирования, реализуется во время изготовления, определяется на стадии практического испытания самолетов, уточняется и поддерживается в ходе непосредственной эксплуатации. Выходит, что в нынешнюю систему безопасности полетов не входит учет ключевых этапов формирования и поддержания характеристик безопасности ВС.

Решение задач по обеспечению безопасности полетов строится на применении случайных (вероятностных) и статистических методов, но в основном решается проблема контроля обеспеченности безопасности полетов. Однако управление безопасностью практического полета выполняется косвенно через летчика, путем повышения его подготовленности к правильным действиям в сложных ситуациях и ограничений во время выполнения полетных задач. Здесь управление осуществляется с помощью нормативной базы документов. Этот подход значительно поднял уровень безопасности полетов и свел вниз аварийность в авиации Министерства обороны РФ, однако теоретические возможности такого подхода на практике почти исчерпаны.

Наступила пора необходимости разделения определения «безопасность полетов». Все, что связано с разработкой правовой базы в сфере безопасности, расследованием авиационных происшествий и авиационных инцидентов, реализаций программ по профилактической работе в государственной авиации и контроля за их исполнением – это стратегический подход, который направлен на управление системы обеспечения безопасности полетов. Его следует дополнить тактическим уровнем – направленное управление безопасностью в конкретной летной смене.

Сегодня управление безопасностью, как правило, использует вероятностные методы и методы статистики, но требует перехода к информационному методу. Этот метод предполагает выделение жизненно важных систем для функционирования ВС, определение их параметров, установку границ допустимых значений и автоматическую коррекцию при приближении к ним. Информация от систем датчиков направляется в бортовую информационную систему (БИС), где обрабатывается. В случае отклонений без системы автоматического управления формируются указания для летчика по коррекции параметров.

Реализация системы управления безопасностью полетов включает в себя выполнение задач в двух замкнутых контурах управления на трех подуровнях. Первый – это стратегические принципы реализации системы безопасности полетов, осуществляемые Службой безопасности полетов государственной авиации и главными командованиями видов Вооруженных Сил. Второй контур – это оперативное управление безопасностью, предоставленной соединениями и объединениями. Третий – тактическое обеспечение безопасности полетов, осуществляемое на уровне части.

В течение долгого срока причины авиационных происшествий (АП) классифицировались как человеческий фактор (65-75% АП), отказы техники самолета (27-39% АП) и факторы внешней среды (15-24% АП). Этот подход использовался для разработки стратегии повышения безопасности полетов. Однако такое деление слишком обобщенное, что значительно затрудняет выявление конкретных направлений для предотвращения АП.

Зарубежные исследования в последние годы предложили иную практику: внимание уделяется не отдельным факторам, а категориям наиболее часто встречающихся происшествий. Были выделены следующие категории событий: потеря управляемости в полете, столкновения исправных воздушных судов с землей, происшествия в зоне аэродрома. Анализ этих происшествий показывает, что в их основе лежит один общий фактор, который можно охарактеризовать как недостаточное или отсутствующее у пилотов понимание долго развивающейся ситуации. Этот фактор можно назвать "ситуационное понимание", поскольку важно не только осознавать ситуацию, но и знать, что делать в таких случаях

На основе описанного подхода можно сделать следующие выводы:

  1. Повышение эффективности текущей системы обеспечения безопасности полетов возможно достичь путем оптимизации ее организационной структуры.
  2. При дальнейшем развитии системы безопасности полетов необходимо использование новых теоретических подходов и методов.
  3. Создание вышеописанной системы управления безопасностью полетов в государственной авиации РФ является одним из таких подходов, где ключевыми будут подсистемы управления обеспечением безопасности полетов и направленного управления безопасностью конкретного летного дня.
  4. Полезность реализации этой задачи может быть достигнуто через использование имеющегося уровня безопасности полетов и последних достижений в области информационных технологий.
  5. Основной фокус модернизации направлен на кардинальное улучшение информационного обеспечения системы управления безопасностью полетов.

Список литературы

  1. Ерусалимский М.А. Ситуационное понимание – как фактор авиационных происшествий. Роль бортовых ВС в предотвращении потери экипажем понимания полетной ситуации / Труды конференции «Разработки авиационной промышленности по предотвращению АП, связанных с недостаточным пониманием экипажами ВС особых полетных ситуаций». М., 2013. С. 4-11.
  2. Несоленов Г.Ф. Система авиационной безопасности: Учебник для вузов. Самара: Самарский государственный аэрокосмический университет. 2011. С. 138-156.
  3. О Службе безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № 801.
  4. Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России). [Электронный ресурс]. URL: http://www.mil.ru/index.htm.
  5. Петрова О.С. Современные средства обеспечения авиационной безопасности // Вестник магистратуры. 2019. № 3-2 (90). С. 68-89.

Поделиться

353

Кабдулкаликов А. И., Федоров В. В., Рышманов А. И. Эволюция управления безопасностью полетов: информационный подход и системная стратегия // Актуальные исследования. 2023. №50 (180). Ч.I.С. 53-55. URL: https://apni.ru/article/7795-evolyutsiya-upravleniya-bezopasnostyu-poletov

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Военное дело»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля