Автор(-ы):
Рудик Марина Вячеславовна
12 декабря 2023
Секция
Юриспруденция
Ключевые слова
Аннотация статьи
Данная научная статья рассматривает организацию высших должностных лиц в субъектах Российской Федерации с точки зрения их наименования, статуса и способов избрания. Обсуждаются особенности, связанные с руководством высшим исполнительным органом в регионах, где должностное лицо одновременно является и губернатором и председателем правительства, а также ситуации, когда эти должности разделены.
Текст статьи
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации может иметь различное наименование (губернатор, глава и др.), которое закрепляется в конституции или уставе данного региона.
В субъектах Российской Федерации различается правовой статус высшего должностного лица и его место в системе государственных органов. В одних регионах высшее должностное лицо в соответствии с конституцией (уставом) по должности одновременно является руководителем высшего исполнительного органа (администрации или правительства). Такая модель, в частности, предусмотрена Уставом Новосибирской области, где Губернатор одновременно является председателем областного Правительства. В других субъектах предусматривается модель, в соответствии с которой высшее должностное лицо руководитель высшего исполнительного органа – разные лица (например, в Свердловской области).
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» возможны два варианта избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации:
Конкретный способ избрания закрепляется в конституции или уставе субъекта Российской Федерации.
Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.
Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации выдвигаются политическими партиями или в порядке самовыдвижения [1]. Причем политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на эту должность лицо, как являющееся членом данной политической партии, так и иное лицо.
При выдвижении кандидата на пост высшего должностного лица предусмотрена процедура, получившая название «муниципальный фильтр» – выдвижение кандидата должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации. Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения. Эта процедура предусмотрена для того, чтобы исключить выдвижение кандидатов, не известных широкой общественности, заведомо не компетентных в вопросах государственного управления.
Если избрание высшего должностного лица осуществляет законодательный орган субъекта Российской Федерации, то кандидаты для избрания представляются в этот орган Президентом Российской Федерации по предложениям политических партий.
Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации проводятся в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации:
Полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации прекращаются досрочно в случае:
Отзыв высшего должностного лица субъекта Российской Федерации возможен в связи с нарушением им федерального законодательства или законодательства субъекта Российской Федерации, факт совершения которого установлен соответствующим судом, а также в связи с неоднократным грубым без уважительных причин неисполнением своих обязанностей, установленное соответствующим судом.
В поддержку инициативы проведения голосования по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации должны быть собраны подписи избирателей, количество которых определяется законом субъекта Российской Федерации и должно составлять не менее одной четверти от числа избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации.
Отзыв признается состоявшимся, если за него проголосовало более половины от числа участников голосования, включенных в списки для голосования.
Правовой статус глав субъектов Российской Федерации определен российским конституционным и законодательным порядком. В соответствии с Конституцией России и законами, регулирующими федеральное устройство страны, главы субъектов обладают определенными правами, обязанностями и полномочиями.
Общий статус:
Таким образом, правовой статус глав субъектов Российской Федерации определяется сложной системой нормативных актов, предоставляющих им определенные полномочия и обязанности в контексте регионального управления.
Список литературы
Поделиться
Рудик М. В. Правовой статус глав субъектов Российской Федерации // Актуальные исследования. 2023. №50 (180). Ч.III.С. 22-24. URL: https://apni.ru/article/7797-pravovoj-status-glav-subektov-rossijskoj-fede