Главная
АИ #50 (180)
Статьи журнала АИ #50 (180)
Правовой статус глав субъектов Российской Федерации

Правовой статус глав субъектов Российской Федерации

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

субъект Российской Федерации
конституция
устав
руководство
исполнительный орган
избрание
прямые выборы
законодательный орган

Аннотация статьи

Данная научная статья рассматривает организацию высших должностных лиц в субъектах Российской Федерации с точки зрения их наименования, статуса и способов избрания. Обсуждаются особенности, связанные с руководством высшим исполнительным органом в регионах, где должностное лицо одновременно является и губернатором и председателем правительства, а также ситуации, когда эти должности разделены.

Текст статьи

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации может иметь различное наименование (губернатор, глава и др.), которое закрепляется в конституции или уставе данного региона.

В субъектах Российской Федерации различается правовой статус высшего должностного лица и его место в системе государственных органов. В одних регионах высшее должностное лицо в соответствии с конституцией (уставом) по должности одновременно является руководителем высшего исполнительного органа (администрации или правительства). Такая модель, в частности, предусмотрена Уставом Новосибирской области, где Губернатор одновременно является председателем областного Правительства. В других субъектах предусматривается модель, в соответствии с которой высшее должностное лицо руководитель высшего исполнительного органа – разные лица (например, в Свердловской области).

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» возможны два варианта избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации:

  • на прямых всеобщих выборах;
  • законодательным органом субъекта Российской Федерации.

Конкретный способ избрания закрепляется в конституции или уставе субъекта Российской Федерации.

Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации выдвигаются политическими партиями или в порядке самовыдвижения [1]. Причем политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на эту должность лицо, как являющееся членом данной политической партии, так и иное лицо.

При выдвижении кандидата на пост высшего должностного лица предусмотрена процедура, получившая название «муниципальный фильтр» – выдвижение кандидата должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации. Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения. Эта процедура предусмотрена для того, чтобы исключить выдвижение кандидатов, не известных широкой общественности, заведомо не компетентных в вопросах государственного управления.

Если избрание высшего должностного лица осуществляет законодательный орган субъекта Российской Федерации, то кандидаты для избрания представляются в этот орган Президентом Российской Федерации по предложениям политических партий.

Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации проводятся в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации:

  1. Представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Российской Федерации;
  2. Подписывает и обнародует законы субъекта Российской Федерации;
  3. Формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает решение о его отставке;
  4. Представляет в законодательный орган субъекта Российской Федерации ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа;
  5. Вправе участвовать в работе законодательного органа субъекта Российской Федерации с правом совещательного голоса;
  6. Обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
  7. Осуществляет иные полномочия в соответствии с конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации прекращаются досрочно в случае:

  1. Его смерти;
  2. Отрешения его от должности президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия законодательным органом субъекта Российской Федерации;
  3. Его отставки по собственному желанию;
  4. Отрешения его от должности президентом российской федерации в связи с утратой доверия, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных законом;
  5. Признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  6. Признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
  7. Вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
  8. Его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
  9. Утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства;
  10. Его отзыва избирателями.

Отзыв высшего должностного лица субъекта Российской Федерации возможен в связи с нарушением им федерального законодательства или законодательства субъекта Российской Федерации, факт совершения которого установлен соответствующим судом, а также в связи с неоднократным грубым без уважительных причин неисполнением своих обязанностей, установленное соответствующим судом.

В поддержку инициативы проведения голосования по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации должны быть собраны подписи избирателей, количество которых определяется законом субъекта Российской Федерации и должно составлять не менее одной четверти от числа избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации.

Отзыв признается состоявшимся, если за него проголосовало более половины от числа участников голосования, включенных в списки для голосования.

Правовой статус глав субъектов Российской Федерации определен российским конституционным и законодательным порядком. В соответствии с Конституцией России и законами, регулирующими федеральное устройство страны, главы субъектов обладают определенными правами, обязанностями и полномочиями.

Общий статус:

  • Главы субъектов Российской Федерации, как правило, могут иметь титулы губернатора или президента в зависимости от юридического статуса соответствующего субъекта. Например, республики имеют президента, а края и области - губернатора;
  • Исполнительная власть. Они являются главами исполнительной власти в своих регионах. Это означает, что они несут ответственность за выполнение законов, реализацию политики и обеспечение общественного порядка в пределах своего субъекта;
  • Полномочия. Полномочия глав субъектов фиксируются в Конституции Российской Федерации, федеральных законах и конституциях соответствующих регионов. Они могут включать в себя управление экономическим, социальным, культурным и другими аспектами развития региона;
  • Реализация федеральной политики. Главы субъектов обязаны обеспечивать реализацию федеральной политики в своих регионах. Они являются своеобразным мостом между федеральным и региональным уровнями власти;
  • Выборы. Главы субъектов России выбираются народом соответствующего региона. Их выборы проводятся на основе избирательных процедур, предусмотренных федеральным и региональным законодательством;
  • Ответственность. Главы субъектов несут ответственность перед своими избирателями, федеральными органами власти и законом за свою деятельность. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей они могут подвергнуться правовым мерам;
  • Взаимоотношения с федеральным центром: главы субъектов России взаимодействуют с федеральными органами власти, осуществляя координацию действий и обмен информацией в рамках федерального устройства страны.

Таким образом, правовой статус глав субъектов Российской Федерации определяется сложной системой нормативных актов, предоставляющих им определенные полномочия и обязанности в контексте регионального управления.

Список литературы

  1. Закон Новосибирской области от 28.06.2012 № 243-ОЗ (ред. от 27.02.2023) «О выборах Губернатора Новосибирской области» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: https://docs.cntd.ru/document/465703876?section=text (Дата обращения: 21.10.2023).

Поделиться

1145

Рудик М. В. Правовой статус глав субъектов Российской Федерации // Актуальные исследования. 2023. №50 (180). Ч.III.С. 22-24. URL: https://apni.ru/article/7797-pravovoj-status-glav-subektov-rossijskoj-fede

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января