Социально-педагогическая работа по профилактике девиантного поведения учащихся с умственной отсталостью в общеобразовательном учреждении (на базе Кренгольмской гимназии г. Нарва, Эстония)

В статье проводится обзор исследований профилактики девиантного поведения учащихся с умственной отсталостью, идентификация причин и факторов, способствующих его проявлению, а также эффективные стратегии и методы профилактики девиантного поведения. Даётся описание результатов исследования форм поведения учащихся с нарушением интеллекта, уровней агрессивных реакций и школьной мотивации у детей с умственной отсталостью, а также описание программы профилактики девиантного поведения учащихся с нарушением интеллекта.

Аннотация статьи
умственная отсталость
профилактика девиантного поведения
социально-педагогическая программа профилактики девиантного поведения умственно отсталых детей
Ключевые слова

Проявление девиантного поведения у детей (младшего школьного возраста) и подростков, в рамках проблемы дезадаптивного поведения, является основной социально-психологической и социально-педагогической проблемой, которая оказывает влияние на общество в целом и привлекает внимание исследователей, а также является объектом беспокойства родителей и учителей.

Особенно остро, проблема девиантного поведения, стоит перед умственно отсталыми детьми. Дети с задержкой психического развития находятся в особо уязвимом положении, так как дети с интеллектуальной недостаточностью, испытывают сложности при восприятии абстрактных понятий, зачастую они с трудом могут контролировать своё поведение, а эмоциональная нестабильность, низкая потребность в общении, непоследовательность и импульсивность затрудняет приспособление умственно отсталого человека к жизни. Поэтому их поведение может быть непредсказуемым и часто вызывает недоумение и страх у окружающих. Проблема девиантного поведения умственно отсталых детей требует дополнительных ресурсов и поддержки со стороны общества. Необходимо обеспечить специализированные услуги и программы для работы с этой группой детей, чтобы помочь им развивать социальные и адаптивные навыки.

В последнее время педагоги всё больше рассуждают о методах и приемах работы с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии по профилактике девиантного поведения, так как большинство случаев легкой умственной отсталости впервые выявляются в школьном возрасте, так как их всё чаще отмечают учителя. Согласно исследованию, проведенному в Атланте, легкая умственная отсталость увеличивается с 0,5% у детей в возрасте 2-4 лет до 1,2% у детей школьного возраста. Неспособность к адаптации интеллекту становится более выраженной с увеличением возраста, так что, по оценкам, 50% детей имеют психические проблемы уже с детства.

В России проводится исследование на практике по внедрению инклюзивной модели образования. Для детей, у которых имеются физические или умственные отклонения, создаются специальные условия в обычных школах, где они обучаются вместе с другими здоровыми детьми. Если в некоторых европейских странах существует богатая история и обширный опыт инклюзивного образования, в то время как Россия только начинает делать первые шаги в этом направлении. К сожалению, пока не разработаны никакие педагогические рекомендации и методические материалы для учителей, работающих в инклюзивной системе. Программы все еще находятся в стадии испытания и адаптации. Существуют планы уроков, конспекты и домашние задания, учитывающие диагнозы и индивидуальные потребности учащихся, но они распространяются лишь на начальную школу. Педагоги уже сделали для себя некоторые важные выводы, например, что самыми сложными учениками являются аутисты. Кроме того, отсутствует взаимодействие между педагогами обычных школ и коррекционных, которые могли бы поделиться опытом. Для каждого инклюзивного ученика требуется пять-семь разных специалистов. Однако, школы нуждаются в дополнительной поддержке логопедов, дефектологов, социальных педагогов, психологов, а их не хватает.

Вопросы, связанные с качеством подготовки к самостоятельной жизни в обществе учащихся с умственной отсталостью, в настоящее время привлекают особое внимание специалистов.

Научные работы С. Д. Забрамной, Д. Н. Исаевой, В.Г. Петровой, И.В. Беляковой, С.Я. Рубинштейна и других специалистов, посвящены изучению когнитивных, эмоциональных и двигательных отклонений, а также области умственной отсталости, определяющие необходимость специального образования и существенно мешающие социальному становлению личности. Из-за сниженной психической и интеллектуальной регуляции дети с нарушениями интеллекта не всегда могут контролировать свое поведение.

Проблемы девиантного поведения у умственно отсталых детей, рассматривают Ю.Н. Кислякова, Л.И. Аксенова, О.П. Гаврилушкина, И.М. Бгажнокова, В.В. Воронкова, О.И. Кукушкина, Е.Т. Логинова, Е.А. Стребелева, Л.С. Выготский, О.В. Гаврилова, Л.М. Шипицина, М.С. Певзнер, А.Е. Личко и другие, в своих научных работах, они затрагивают темы развития и формирования социального поведения, навыков общения и адаптацию к повседневной жизни у детей с нарушениями интеллекта. Конфликтное поведения детей с умственными отклонениями, предупреждение и методы профилактики освещались в трудах Б.С. Волкова, Г.В. Ложкина, В.М. Нагаева, Ф.М. Гайдук, Л.И. Головань, Н.К. Асановой, Г.Е. Сухаревой и другие.

Однако, главным образом, они сосредотачивались на анализе психолого-педагогических характеристик и уникальных аспектов коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями развития. Тем не менее, недостаточно исследованы особенности предупреждения и противодействия девиантному поведению у детей школьного возраста с подобными проблемами. Развитие детей с ограниченными возможностями не соответствует увеличению девиантного поведения в этой группе детей, поскольку это связано с недостаточной зрелостью их личности в целом, проблемами в эмоционально-волевой сфере, повышенной подверженностью детей с ограниченными возможностями влиянию внешних факторов и неблагоприятными условиями. Кроме того, наличие ограниченного количества исследований, посвященных проблеме девиантного поведения у детей с нарушением интеллекта, также является фактором.

Социально-педагогическая программа профилактики девиантного поведения среди детей с отсталостью в развитии «Рост и Гармония» была составлена с учетом возрастных, индивидуальных и социально-психологических особенностей учащихся. Программа опиралась на основные принципы профилактической деятельности и была направлена на снижение девиантного поведения учащихся с отклонениями интеллекта.

Для определения форм девиантного поведения умственно отсталых детей, с которыми учитель сталкивается чаще всего в своей работе, степени агрессивных и враждебных реакций и уровня школьной мотивации, было проведено исследование в Нарвской Кренгольмской гимназии г. Нарва, Эстония, в котором приняли участие ученики 3-9ых специальных классов, общее количество - 46 учащихся, в данных классах обучается от 3-8 детей, а так же 8 учителей (классных руководителей) с 3-9 классы, которые работают в малых классах с детьми с умственной отсталостью. При проведении исследования использовался следующий диагностический инструментарий: анкета для учителей, которая является электронной и расположена на Google диске, «Опросник враждебности Басса – Дарки (вар. Цукерман)». Он адаптирован для детей и состоит из 40 вопросов, анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой.

Полученные результаты первичной диагностики позволяют сделать выводы о преобладании у детей с умственной отсталостью различных форм девиантного поведения, так же у детей выражен высокий индекс враждебности и агрессии, наблюдаются все виды агрессивного поведения. Уровень школьной мотивации находится на низком уровне. Все эти факторы выражаются в следующих показателях:

Опрос классных руководителей, работающих в классах с детьми с умственной отсталостью, показал, что агрессивное поведение (словесное оскорбление составляет 80,4%, стереотипное поведение (кричать и имитация звуков 73,9%, самоповреждающее поведение чаще всего выражается в почёсывании себя и составляет 56,5%. Диагностика младших школьников с умственной отсталостью на проявление агрессии в поведении по опроснику Басса-Дарки показала, что у 70,0% зафиксирован – высокий уровень, у 30,0% – средний уровень. Среди младших школьников преобладает вербальная агрессия, 90% имеют высокий уровень вербальной агрессии. Диагностика старших школьников с умственной отсталостью на проявление агрессии в поведении по опроснику Баса-Дарки показала, что у 12 учащихся из 18 присущ высокий уровень враждебности (67%). Но у 6 учащихся он находится в норме (33%). У старшеклассников на высоком уровне находятся косвенная агрессия, раздражение и чувство вины 15 человек (83%). 10 учащихся из 18 имеют равный процент физической агрессии, негативизма и обиды (56%) на высоком уровне, вербальная агрессия у старшеклассников составляет 50% на высоком уровне и 50% имеют средний уровень. Опрос выявления уровня школьной мотивации у детей с умственной отсталостью показал, что все учащиеся с умственной отсталостью имеют достаточно низкую школьную мотивацию, 9 учащихся (37%), почти 26% процентов имеют средний уровень школьной мотивации, 16,5 % испытывают положительное отношение к школе, но через внеучебную деятельность, 12% имеют негативное отношение к школе и 2 ученика (8%) имеют высокий уровень мотивации. Общие данные первичной и вторичной диагностики представлены в (рис 2, 3).

Рис. 1. Результаты диагностики по анкете Н. Г. Лускановой уровень школьной мотивации

Исходя из полученных данных, была составлена и реализована социально-педагогическая программа по профилактике девиантного поведения умственно отсталых детей «Рост и Гармония».

Цель программы – развитие социально-педагогических навыков, формирование эмоциональной компетентности, повышение самоэффективностии умения управлять своими эмоциями у обучающихся с умственной отсталостью, для снижения асоциального поведения и проявления агрессии.

Методы социально-педагогической программы по профилактике девиантного поведения у умственно отсталых детей:

  • групповая и индивидуальная работа (в рамках программы предусмотрены занятия как для всей группы, так и для отдельных участников, исходя из их потребностей и особенностей);
  • объяснение и беседа (общение участников на заданные темы, обмен мнениями, анализ ситуации, выдвижение собственного предложения и решения);
  • демонстрация (участникам программы определенные навыки, модели поведения или возможности применения изучаемых материалов в практической жизни);
  • соревнование, викторины и игры (командные игры, спортивные мероприятия);
  • творческая деятельность (рисование, письмо, создание коллажей, музыкальные композиции);
  • физическая активность (развитие командного духа, дисциплины, целеустремленности и других социально-педагогических навыков).

Ожидаемые результаты реализации социально-педагогической программы: реализация социально-педагогической программы по профилактике девиантного поведения умственно отсталых детей будет способствовать:

  1. снижению частоты проявления агрессивного;
  2. улучшению навыков социальной адаптации – научатся эффективно взаимодействовать с другими людьми и приспосабливаться к изменяющейся среде;
  3. развитию эмоциональной компетентности – овладеют навыками управления своими эмоциями, адекватной реакции на стрессовые ситуации и снижения агрессии;
  4. повышению самооценки – разовьют позитивное отношение к себе, поверят в свои способности и будут лучше понимать, и принимать себя, улучшению отношений с взрослыми;
  5. развитию навыков управления конфликтами и примирения – научатся находить конструктивные пути разрешения конфликтов и справляться с негативными эмоциями.

*ФА – физическая агрессия, КА – косвенная агрессия, ВА – вербальная агрессия, ПД – первичная диагностика, ВД – вторичная диагностика
Рис. 2. Сводная диаграмма вторичных результатов младших школьников по опроснику Басса-Дарки

*ФА – физическая агрессия, КА – косвенная агрессия, ВА – вербальная агрессия, ПД – первичная диагностика, ВД – вторичная диагностика
Рис. 3. Сводная диаграмма вторичных результатов старших школьников по опроснику Басса-Дарки. Данные представлены в процентах

Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования подтверждают успешность и эффективность социально-педагогической программы. Исследование выявило стабильные и прочные положительные изменения в поведении умственно отсталых детей, продолжающиеся даже после завершения программы. Дети проявляют более адекватное и адаптивное поведение, большую самостоятельность, улучшенные коммуникативные навыки и общую социальную адаптацию. В то же время, сравнительный анализ данных, позволяет сделать вывод о том, что социально-педагогическая программа, направленная на профилактику девиантного поведения, доказала свою эффективность. Полученные результаты, указывают на уменьшение форм агрессивного поведения, снижение уровня агрессии, преобладание у большинства из них высокого и среднего уровня мотивации, а также выявили положительное отношение к школе. Также удалось довольно успешно способствовать формированию у них командной работы и управления своими эмоциями.

Эти результаты подтверждают значимость и необходимость разработки и внедрения эффективных программ профилактики девиантного поведения для умственно отсталых детей. Вышеперечисленные результаты повторной диагностики дают нам возможность говорить о высокой эффективности, проделанной социально-педагогической работы, в рамках программы по профилактике девиантного поведения детей с умственной отсталостью.

Текст статьи
  1. Ларионова С. О. Психологическое сопровождение профилактики девиантности у младших школьников с задержкой психического развития. / С. О. Ларионова – URL: https://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2019/11/Larionova-S.O.-Dissertatsiya_podpis-1.pdf (дата обращения 9.12.2023).
  2. Михейкина О.В. Эпидемиология умственной отсталости (обзор литературы), 2012, 28 с. – URL: https://psychiatr.ru/files/magazines/2012_09_obozr_357.pdf (дата обращения 9.12.2023).
  3. Тараканова Е.В. Девиантное поведение подростков как следствие органического генеза. / Е. В. Тараканова // Новый Уренгой: Филиал Тюменского государственного университета. 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-podrostkov-kak-sledstvie-organicheskogo-geneza (дата обращения 9.12.2023).
  4. Шаповалова О. Е, Отношение умственно отсталых учащихся к правилам поведения в школе. / О. Е. Шаповал – Наука и Школа. 2020 – 113с. – URL: http://nauka-i-shkola.ru/sites/default/files/112117.pdf (дата обращения 9.12.2023).
Список литературы