Автор(-ы):
Насирова Лилия Рамисовна
13 декабря 2023
Секция
Государственное и муниципальное управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье представлены механизмы организации взаимодействия в системе местного самоуправления в городском округе города Агидель Республики Башкортостан.
Текст статьи
Муниципальное управление в узком смысле представляет собой особый вид управленческой деятельности, осуществляемой местными органами власти на соответствующей территории. Особый статус данной системы закреплен на уровне Конституции РФ [1, гл. 8], а также расширен и уточнен в нормах Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2].
Данная деятельность имеет основной своей целью повышение уровня жизнеобеспечения населения, проживающего на территории муниципального образования. Достижение данной цели возможно через решение соответствующих задач, включая:
В рамках реализации принципов, методов и форм муниципального управления неизбежно формирование и поддержка взаимодействия с определенными заинтересованными сторонами. Данная необходимость объясняется тем, что само по себе муниципальное образование является частью системы государственного устройства Российской Федерации. Следовательно, реализация управленческих функций в системе местного самоуправления предполагает учет высших ориентиров. К числу таких ориентиров относятся, например, программы стратегического развития Российской Федерации, региональные программы развития и другие стратегические документы.
Кроме этого, невозможно не отметить необходимость выстраивания взаимодействия между органами власти муниципального образования и его жителями, поскольку именно население муниципального образования выступает в качестве основы самого существования местного самоуправления. Таким образом, организация взаимодействия – один из необходимых элементов системы муниципального управления.
В настоящее время принято выделять достаточно большое количество видов взаимодействий, присущих муниципальным образованиям, в том числе:
Международное взаимодействие в отношении муниципальных образований закреплено в нормах Федерального закона от 26.07.2017 № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества». Указанным федеральным законом определены полномочия муниципальных образований приграничных субъектов Российской Федерации в части взаимодействия с субъектами приграничного сотрудничества, расположенных в сопредельных государствах.
При этом к числу субъектов приграничного сотрудничества сопредельных государств отнесены «сопредельные государства, государственно-территориальные, административно-территориальные и муниципальные образования сопредельных государств, рассматриваемые в качестве приграничных в соответствии с законодательством этих государств» [3, ст. 2].
Рассматривая взаимодействие муниципальных образований с органами федеральной власти, стоит указать на то, что данное взаимодействие, как правило, предусмотрено в следующих случаях:
Кроме этого, не стоит забывать о том, что именно в соответствии с нормами федерального законодательства определяются общие принципы организации местного самоуправления, осуществляется правовое регулирование деятельности муниципальных образований [2, ст. 5].
В свою очередь, гораздо шире взаимодействие муниципальных образований с региональными органами власти, поскольку именно данный уровень взаимодействия во многом определяет состояние местного самоуправления. Выражается данное взаимодействие, прежде всего, во властных проявлениях со стороны органов региональной власти. Так, данные полномочия заключаются в осуществлении правового регулирования по следующим направлениям:
Можно выделить две основных группы форм взаимодействия между органами местного самоуправления и региональными органами власти – прямое и косвенное взаимодействие.
Так, например, прямое взаимодействие выражается в следующих формах:
К числу косвенных форм взаимодействия между органами местного самоуправления и региональными органами власти относится кураторство и деятельность созданных в регионе ассоциаций муниципальных образований. Например, в Республике Башкортостан создана Ассоциация «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан», деятельность которой направлена на достижение следующих целей:
Межмуниципальное взаимодействие – один из наиболее развитых видов внешнего взаимодействия в системе муниципального управления. Данный вид сотрудничества представляет собой механизм, предполагающий объединение совместных усилий муниципальных образований, их финансовых и материальных ресурсов.
Для целей организации взаимодействия органов местного самоуправления в каждом субъекте образуется региональный совет муниципальных образований, пример которого приведен выше. Необходимость формирования данной ассоциации обусловлена законодательным закреплением. Так, в нормах Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ на это указывают ст. 8 и ст. 66. Помимо этого, допускается создание иных объединений муниципальных образований.
Данный вид взаимодействия принято разделять на политическое и хозяйственное взаимодействие. Так, основной целью политического межмуниципального взаимодействия является защита интересов муниципалитетов, а также решение вопросов, связанных с их развитием. Реализация данного вида взаимодействия осуществляется путем создания региональных советов муниципальных образований.
В свою очередь, хозяйственное межмуниципальное взаимодействие имеет своей основной целью решение экономических задач. Реализация данного вида взаимодействия осуществляется путем учреждения соответствующих хозяйственных обществ либо иных межмуниципальных организаций, а также путем заключения необходимых договоров и соглашений.
Как отмечают специалисты Ассоциации «Совет муниципальных образований Хабаровского края», межмуниципальное взаимодействие затрагивает широкий перечень вопросов. При этом чаще всего сюда входят такие сферы, как экономика, торговля, сельское хозяйство, водоснабжение, утилизация отходов, туризм, организация транспортного обслуживания, экология [5].
Взаимодействие органов местного самоуправления с коммерческими, общественными и другими видами организаций, не отнесенными к муниципальной собственности, строится, прежде всего, на принципе сотрудничества и предполагает проведение консультаций, публичных слушаний, а также обмен информацией. Итогом такого взаимодействия является разработка и реализация тех или иных проектов.
Наконец, еще одним видом взаимодействия органов местного самоуправления является взаимодействие с населением. В настоящее время данное взаимодействие осуществляется органами местного самоуправления по принципу соучастия, который предполагает обязательное наличие развитых связей. Практическая реализация данного взаимодействия происходит по следующим направлениям:
О важности и неоспоримости данного вида взаимодействия говорит тот факт, что именно местное самоуправление из всех ветвей власти наиболее близко к гражданскому обществу. На практике такое взаимодействие реализуется путем применения следующих механизмов:
Можно сделать вывод, что организация взаимодействия муниципальных образований с различными заинтересованными лицами является необходимым аспектом их существования. Данное взаимодействие имеет своей целью повышение качества и уровня жизни граждан, субъекта местного самоуправления, а также государства в целом. Во многом именно от качества выстроенного взаимодействия зависит эффективность функционирования всего института публичной власти в нашей стране.
Список литературы
Поделиться
Насирова Л. Р. Механизмы организации взаимодействия в системе местного самоуправления // Актуальные исследования. 2023. №50 (180). Ч.III.С. 43-46. URL: https://apni.ru/article/7800-mekhanizmi-organizatsii-vzaimodejstviya