Главная
АИ #50 (180)
Статьи журнала АИ #50 (180)
Механизмы организации взаимодействия в системе местного самоуправления

Механизмы организации взаимодействия в системе местного самоуправления

Автор(-ы):

Насирова Лилия Рамисовна

13 декабря 2023

Секция

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

муниципальное управление
решение задач
организация
взаимодействие
система местного самоуправления
международное взаимодействие
взаимодействие с государством
взаимодействие с населением

Аннотация статьи

В статье представлены механизмы организации взаимодействия в системе местного самоуправления в городском округе города Агидель Республики Башкортостан.

Текст статьи

Муниципальное управление в узком смысле представляет собой особый вид управленческой деятельности, осуществляемой местными органами власти на соответствующей территории. Особый статус данной системы закреплен на уровне Конституции РФ [1, гл. 8], а также расширен и уточнен в нормах Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2].

Данная деятельность имеет основной своей целью повышение уровня жизнеобеспечения населения, проживающего на территории муниципального образования. Достижение данной цели возможно через решение соответствующих задач, включая:

  • создание социальной инфраструктуры в рамках развития территорий;
  • регулирование социально-экономических процессов в рамках стабилизации муниципальной экономики и сохранения единого экономического пространства;
  • развитие соответствующих связей;
  • поддержание благоприятной экологической обстановки и др.

В рамках реализации принципов, методов и форм муниципального управления неизбежно формирование и поддержка взаимодействия с определенными заинтересованными сторонами. Данная необходимость объясняется тем, что само по себе муниципальное образование является частью системы государственного устройства Российской Федерации. Следовательно, реализация управленческих функций в системе местного самоуправления предполагает учет высших ориентиров. К числу таких ориентиров относятся, например, программы стратегического развития Российской Федерации, региональные программы развития и другие стратегические документы.

Кроме этого, невозможно не отметить необходимость выстраивания взаимодействия между органами власти муниципального образования и его жителями, поскольку именно население муниципального образования выступает в качестве основы самого существования местного самоуправления. Таким образом, организация взаимодействия – один из необходимых элементов системы муниципального управления.

В настоящее время принято выделять достаточно большое количество видов взаимодействий, присущих муниципальным образованиям, в том числе:

  • международное взаимодействие;
  • взаимодействие с государством (федеральным центром);
  • взаимодействие с регионами;
  • межмуниципальное взаимодействие;
  • взаимодействие с коммерческими, общественными и другими видами организаций, не отнесенными к муниципальной собственности;
  • взаимодействие с населением.

Международное взаимодействие в отношении муниципальных образований закреплено в нормах Федерального закона от 26.07.2017 № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества». Указанным федеральным законом определены полномочия муниципальных образований приграничных субъектов Российской Федерации в части взаимодействия с субъектами приграничного сотрудничества, расположенных в сопредельных государствах.

При этом к числу субъектов приграничного сотрудничества сопредельных государств отнесены «сопредельные государства, государственно-территориальные, административно-территориальные и муниципальные образования сопредельных государств, рассматриваемые в качестве приграничных в соответствии с законодательством этих государств» [3, ст. 2].

Рассматривая взаимодействие муниципальных образований с органами федеральной власти, стоит указать на то, что данное взаимодействие, как правило, предусмотрено в следующих случаях:

  • в рамках исполнения органами местного самоуправления таких отдельных государственных полномочий, которые отнесены к предмету ведения Российской Федерации;
  • в рамках передачи того или иного объекта федеральной собственности в муниципальную собственность [2, ст. 20].

Кроме этого, не стоит забывать о том, что именно в соответствии с нормами федерального законодательства определяются общие принципы организации местного самоуправления, осуществляется правовое регулирование деятельности муниципальных образований [2, ст. 5].

В свою очередь, гораздо шире взаимодействие муниципальных образований с региональными органами власти, поскольку именно данный уровень взаимодействия во многом определяет состояние местного самоуправления. Выражается данное взаимодействие, прежде всего, во властных проявлениях со стороны органов региональной власти. Так, данные полномочия заключаются в осуществлении правового регулирования по следующим направлениям:

  • вопросы организации местного самоуправления;
  • права, обязанности и ответственность органов региональной власти в области местного самоуправления;
  • права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления в части ведения субъекта Российской Федерации;
  • права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления в процессе осуществления отдельных государственных полномочий [2, ст. 6].

Можно выделить две основных группы форм взаимодействия между органами местного самоуправления и региональными органами власти – прямое и косвенное взаимодействие.

Так, например, прямое взаимодействие выражается в следующих формах:

  • правовое регулирование деятельности местного самоуправления;
  • обеспечение информационного и методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • формирование совместных консультационных, координационных, а также совещательных органов;
  • взаимодействие в рамках реализации органами местного самоуправления соответствующих государственных полномочий;
  • бюджетно-финансовое взаимодействие.

К числу косвенных форм взаимодействия между органами местного самоуправления и региональными органами власти относится кураторство и деятельность созданных в регионе ассоциаций муниципальных образований. Например, в Республике Башкортостан создана Ассоциация «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан», деятельность которой направлена на достижение следующих целей:

  • оказание содействия развитию местного самоуправления в регионе, укрепление его правовых, экономических, организационных и территориальных основ;
  • оказание защиты общих интересов региональных муниципальных образований;
  • содействие развитию межмуниципального сотрудничества на территории Республики Башкортостан;
  • налаживание эффективного взаимодействия между органами местного самоуправления тех муниципальных образований, которые являются Членами Совета;
  • налаживание эффективного взаимодействия Членами Совета и органами государственной власти;
  • налаживание взаимодействия муниципальных образований региона с муниципальными образованиями, расположенными в других субъектах Российской Федерации [4, п. 2.1].

Межмуниципальное взаимодействие – один из наиболее развитых видов внешнего взаимодействия в системе муниципального управления. Данный вид сотрудничества представляет собой механизм, предполагающий объединение совместных усилий муниципальных образований, их финансовых и материальных ресурсов.

Для целей организации взаимодействия органов местного самоуправления в каждом субъекте образуется региональный совет муниципальных образований, пример которого приведен выше. Необходимость формирования данной ассоциации обусловлена законодательным закреплением. Так, в нормах Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ на это указывают ст. 8 и ст. 66. Помимо этого, допускается создание иных объединений муниципальных образований.

Данный вид взаимодействия принято разделять на политическое и хозяйственное взаимодействие. Так, основной целью политического межмуниципального взаимодействия является защита интересов муниципалитетов, а также решение вопросов, связанных с их развитием. Реализация данного вида взаимодействия осуществляется путем создания региональных советов муниципальных образований.

В свою очередь, хозяйственное межмуниципальное взаимодействие имеет своей основной целью решение экономических задач. Реализация данного вида взаимодействия осуществляется путем учреждения соответствующих хозяйственных обществ либо иных межмуниципальных организаций, а также путем заключения необходимых договоров и соглашений.

Как отмечают специалисты Ассоциации «Совет муниципальных образований Хабаровского края», межмуниципальное взаимодействие затрагивает широкий перечень вопросов. При этом чаще всего сюда входят такие сферы, как экономика, торговля, сельское хозяйство, водоснабжение, утилизация отходов, туризм, организация транспортного обслуживания, экология [5].

Взаимодействие органов местного самоуправления с коммерческими, общественными и другими видами организаций, не отнесенными к муниципальной собственности, строится, прежде всего, на принципе сотрудничества и предполагает проведение консультаций, публичных слушаний, а также обмен информацией. Итогом такого взаимодействия является разработка и реализация тех или иных проектов.

Наконец, еще одним видом взаимодействия органов местного самоуправления является взаимодействие с населением. В настоящее время данное взаимодействие осуществляется органами местного самоуправления по принципу соучастия, который предполагает обязательное наличие развитых связей. Практическая реализация данного взаимодействия происходит по следующим направлениям:

  • прямая связь, устанавливаемая от органов управления к населению муниципального образования;
  • обратная связь, предполагающая обратный порядок (от населения к органам местного самоуправления).

О важности и неоспоримости данного вида взаимодействия говорит тот факт, что именно местное самоуправление из всех ветвей власти наиболее близко к гражданскому обществу. На практике такое взаимодействие реализуется путем применения следующих механизмов:

  • непосредственный (прямой) контакт представителей местного самоуправления с населением. Данный механизм предполагает необходимость организации приема граждан и, следовательно, предусматривает предоставление информации о том, как нужно записаться на прием, время приема, а также вопросы, которые могут обсуждаться в рамках этого приема;
  • контакты со СМИ, которое предполагает взаимодействие органов местного самоуправления с местными СМИ. Данный механизм предполагает проведение пресс-конференций, написание пресс-релизов, а также сбор материалов с публичных выступлений;
  • проведение PR-компаний, что необходимо для формирования благоприятного имиджа органов местного самоуправления в глазах населения;
  • создание и ведение сайтов и социальных сетей муниципального образования. Данный механизм в значительной степени расширяет охват населения, а также упрощает получение обратной связи от населения.

Можно сделать вывод, что организация взаимодействия муниципальных образований с различными заинтересованными лицами является необходимым аспектом их существования. Данное взаимодействие имеет своей целью повышение качества и уровня жизни граждан, субъекта местного самоуправления, а также государства в целом. Во многом именно от качества выстроенного взаимодействия зависит эффективность функционирования всего института публичной власти в нашей стране.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 007.2020 № 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237.
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 40 ст. 3822.
  3. Федеральный закон от 26.07.2017 № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) от 26 июля 2017 г. № 0001201707260027.
  4. Устав Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан» // Утв. Учредительным Съездом Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан», протокол №1 от 27.05.2006 г.
  5. Межмуниципальное сотрудничество: рекомендации, которые помогут избежать ошибок. – Ассоциация «Совет муниципальных образований Хабаровского края»: сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cmokhv.ru/materials/mat20210712/ (дата обращения: 01.12.2023).

Поделиться

213

Насирова Л. Р. Механизмы организации взаимодействия в системе местного самоуправления // Актуальные исследования. 2023. №50 (180). Ч.III.С. 43-46. URL: https://apni.ru/article/7800-mekhanizmi-organizatsii-vzaimodejstviya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (207)

Прием материалов

15 июня - 21 июня

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

26 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 июля