Главная
АИ #50 (180)
Статьи журнала АИ #50 (180)
Регулирование и контроль за выполнением требований ОСАГО на стороне страховых ко...

Регулирование и контроль за выполнением требований ОСАГО на стороне страховых компаний

Автор(-ы):

Кокушенкова Елена Алексеевна

13 декабря 2023

Научный руководитель

Тропская Светлана Сергеевна

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

ОСАГО
обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев
правовое регулирование
страховые компании

Аннотация статьи

В статье представлены результаты исследования особенностей организации правового регулирования и внешнего контроля за выполнением требований системы обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев (ОСАГО) на стороне страховых компаний. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что несоблюдение и невыполнение требований ОСАГО приводит к формированию конфликту интересов между страховщиками и страхователями, приведя к убыткам всех сторон данных правоотношений.

Текст статьи

За период последних лет (2020-2022 гг.) сегмент страхования в экономике России – ОСАГО, продемонстрировал максимальные темпы прироста с 225,5 млрд руб. до 273 млрд руб. [1]. Данная динамика отражает, что обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев имеет важную роль для данной сферы экономики, а значит регулирование и контроль за выполнением его требований имеет важную практическую значимость.

Актуальность научного исследования по тематике регулирования и контроля требований ОСАГО обусловлена тем, что несоблюдение и невыполнение данных требований приводит к формированию конфликту интересов между страховщиками и страхователями, приведя к убыткам всех сторон данных правоотношений. Страховые компании заинтересованы в том, чтобы обеспечить экономическую эффективность своей коммерческой деятельности, из-за чего по некоторым кейсам страховых случаев по пакетам ОСАГО проводятся неправомерные действия и игнорирование. В результате происходит невыполнение определенных требований документов на стороне страховых компаний, с чем необходимо бороться путем правового регулирования и внешнего контроля.

Понятие договора ОСАГО содержится в ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ. Для реального обеспечения прав индивидов, пострадавших при использовании транспортных средств другими лицами, законодатель предусмотрел целый механизм действий, направленных на обеспечение надлежащего исполнения обязательств страховыми компаниями. Однако вопросы их соблюдения и целесообразности принимаемых мер правового регулирования и внешнего контроля остаются дискуссионными до нынешнего времени [3].

С учетом практической важности вопроса правового регулирования ОСАГО, со стороны государства проводятся реформы, направленные на совершенствование регуляторных действий и контроля за выполнением требований на стороне страховых компаний. Однако применяемые мероприятия не всегда позволяют достичь положительного результата. Причиной тому, по мнению экспертов, являются следующие факторы [2]:

  • недостаточная продуманность принимаемых мер на этапе подготовки законопроектов;
  • отсутствие первоначального комплексного анализа сложившейся на рынке ОСАГО ситуации;
  • отсутствие экономических и иных стимулов для страховщиков к осуществлению восстановительного ремонта по договору ОСАГО.

Соблюдение и выполнение требований ОСАГО на стороне страховых компаний имеет важнейшую роль для социально-экономического развития России. Это обусловлено:

  1. Влиянием компенсации по ОСАГО на восстановление пострадавших людей в ДТП;
  2. Наличием весомого экономического значения, поскольку гарантируется сбор страховой премии, необходимо для развития страхового бизнеса в российской экономике.

Наиболее частым примером невыполнения требований ОСАГО на стороне страховых компаний является несоответствие величины страховых выплат страхователю реальному уровню причиненного ущерба. Для застрахованных лиц в действительности автострахование не должно иметь финансовую выгоду, поскольку страховщики должны выплатить ту сумму денежных средств, которые позволят восстановить транспортное средство до доаварийного состояния. Однако в практике используются всевозможные методы, позволяющие искусственного занизить реальную величину ущерба для страхователя, из-за чего данные выплаты происходят по меньшим суммам, и не способны обеспечить восстановление транспортного средства.

Еще одной проблемой правового регулирования и контроля за выполнением требований ОСАГО на стороне страховых компаний является использование разных форм мисселинга. Под данным понятием подразумевается намеренное искажение информации по объему страхования (транспортного средства) в процессе продажи страхового продукта страхователю. Банк России, как орган государственного регулирования рынка страхования в российской экономике, разработал требований по раскрытию сведений о том или ином финансовом продукте страхования со стороны страховщиков. Однако данные критерии не всегда надлежащим образом раскрываются.

В России частым примером судебной практики являются споры по ненадлежащему исполнению договора ОСАГО, где в содержание включается условие об обязательном страховании жизни. Со стороны страховых компаний – это навязывание страхователям дополнительных финансовых услуг, чтобы увеличить средний чек продаж на одного клиента.

Тенденцией развития сферы ОСАГО в России выступает комплексное реформирование, в части электронного договора ОСАГО, тарифного коридора и базовых ставок, что позволяет сделать вывод о том, что тарифы для страхователей будет применяться индивидуально, а не для регионов отдельно, что должно улучшить ситуацию по соблюдению условий и требований на стороне страховых компаний. Не будет необъективной оценки стоимости страхового случая и ущерба, после чего происходит возмещение денежных средств для восстановления транспортного средства [4].

По мнению экспертов, для решения проблем правового регулирования и контроля за выполнением требований ОСАГО на стороне страховых компаний, необходимо реформирование институтов, осуществляющих правоприменительную деятельность, в том числе особую роль следует отвести усиленному контролю со стороны правоохранительных органов, а также взаимодействию последних с подразделениями службы безопасности страховых компаний [5].

Таким образом, регулирование и контроль за выполнение требований ОСАГО на стороне страховых компаний в современных условиях развития российского страхового рынка характеризуется наличием актуальных проблем, решение которых возможно при помощи комплексного реформирования и совершенствования системы государственного управления вопросов обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев.

Список литературы

  1. Итоги 2022 года на страховом рынке и прогноз на 2023-й: возвращение к росту. РА Эксперт. URL: https://www.raexpert.ru/researches/insurance/ins_2022/ (дата обращения: 30.10.2022).
  2. Клепоносова М.В., Лушина Л.А., Логинова А.С. Эффективность правового регулирования порядка возмещения вреда по договору ОСАГО // Российский юридический журнал. 2019. № 2 (125). С. 116-125.
  3. Боброва В.Д. Актуальные вопросы, связанные с правовым регулированием отношений, возникающих из договора ОСАГО // Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых ученых. 2021. С. 74-79.
  4. Кузьменко Ю.А., Любаков А.В. Современные проблемы и перспективы законодательного регулирования ОСАГО в условиях цифровизации // Юридическая деятельность в условиях цифровизации. 2021. С. 329-336.
  5. Калугина И.А., Изотова Е.Ю. Проблемы правового регулирования ОСАГО в Российской Федерации // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. 2022. С. 620-625.

Поделиться

207

Кокушенкова Е. А. Регулирование и контроль за выполнением требований ОСАГО на стороне страховых компаний // Актуальные исследования. 2023. №50 (180). Ч.III.С. 14-16. URL: https://apni.ru/article/7801-regulirovanie-i-kontrol-za-vipolneniem

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля