Главная
АИ #50 (180)
Статьи журнала АИ #50 (180)
Межкультурная коммуникация в современном мире: преимущества и вызовы

Межкультурная коммуникация в современном мире: преимущества и вызовы

Научный руководитель

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

зык
культура
коммуникация
межкультурная коммуникация
преимущества межкультурной коммуникации

Аннотация статьи

В статье рассматривается понятие межкультурной коммуникации, представлены преимущества и вызовы межкультурной коммуникации в условиях развития современного мира.

Текст статьи

Межкультурное общение в современном мире стало неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Глобализация, миграция, современные технологии связи и другие немаловажные факторы влияют на наш современный мир, на наше мировоззрение, а также на язык. В последнее время мы можем наблюдать, как мир стал интернациональным. Однако, несмотря на все достижения в технической и научной областях, межкультурное общение все равно остается сложным и актуальным вопросом.

Межкультурная коммуникация в современном мире не только расширяет наши горизонты, но и играет важную роль в создании взаимопонимания, снижении предрассудков и построении гармоничного общества. Но прежде, чем перейти к преимуществам и вызовам, нам необходимо понять, что такое межкультурная коммуникация?

Согласно Гузиковой М. О. и Фофановой П. Ю.: «межкультурная коммуникация – это обмен информацией, осуществляемый носителями разных культур, причем то, что коммуниканты являются носителями разных культур, значительнейшим образом влияет на их коммуникацию и в некоторой степени определяет ее ход» [4, с. 8]. Представители-коммуниканты, которые относятся к разным языковым группам, сталкиваются с огромным количеством трудностей. Недопонимания в общении препятствуют потоку передачи информации, а также могут повести за собой серьезные недопонимания, которые иногда превращаются в конфликт между представителями разных культур.

Также мы можем сказать о том, что межкультурная коммуникация, т. е. общение языковых личностей, принадлежащих различным лингвокультурным сообществам, как и любая коммуникация, представляет собой взаимодействие «говорящих сознаний» [3, с. 361]. Взаимодействуя друг с другом, коммуниканты передают информацию, свои знания и переживания, ведь язык является источником культурно-национальной информации.

Так какие же могут быть вызовы и преимущества в современном мире у межкультурной коммуникации?

Одним из актуальных вопросов является языковой барьер, который сложно преодолеть, будучи незнакомым с языком и культурой другого человека. Различия в языках могут создавать недопонимание и затруднять коммуникацию между людьми из разных культур. Недостаточное знание языка может привести к ошибкам в интерпретации и даже повлечь за собой конфликты. Чтобы этого избежать, необходимо поощрять изучение языков и культуры других народов. Это позволит облегчить процесс общения и улучшить его качество.

Вторым вопросом, с которым сталкиваются в современном межкультурном общении, является различие в культурных ценностях и нормах поведения. C ростом глобальной мобильности, люди сталкиваются с проблемой различия в традициях, обычаях и ценностях. В связи с этим возникает необходимость развития навыков межкультурной компетенции, включающей в себя понимание и уважение культурного многообразия, умение адаптироваться к новым культурным контекстам и эффективно взаимодействовать с представителями других культур.

Рассмотрим пример, опираясь на Типология культурных измерений Хофстеде [1]. Преподаватель вуза в Южной Корее ошибся в расписании и начал вести пару раньше. Опаздывающие студенты заходят и садятся на свои места, сразу вникая в материал, который дает им преподаватель. Однако иностранный студент из США не понимает, почему никто не скажет преподавателю о его ошибке. Если мы обратимся к сравнению культурных особенностей Хофсетеде, то мы увидим, что Южная Корея набирает 60 баллов по измерению «дистанции власти», а США набирает 40 баллов. Следовательно, студенты из Южной Кореи верят в иерархию, которая существует в университете, и в которой преподаватель находится выше студента, поэтому они не могут указать на его ошибку, ведь они готовы подстраиваться под то, что им скажут. В то же время иностранный студент, который может свободно выразить свое мнение, захочет исправить преподавателя, однако находясь в чужой стране, он только нарушит принятые правила и обычаи и поставит себя в неловкое положение перед своими одногруппниками и самим преподавателем. Именно поэтому, знание тонкостей культуры другого коммуниканта может помочь избежать мелких недоразумений или конфликтов.

Третьим вопросом, который требует внимания, является стереотипное мышление. Люди часто прибегают к стереотипам при взаимодействии с представителями других культур. Они основывают свои мнения и предубеждения на предположениях, которые нередко являются искаженными или неполными. Чтобы это не мешало межкультурной коммуникации, необходимо развивать культурную осведомленность и открываться для новых знаний. Познавая истинную природу других культур, мы можем избежать стереотипов и научиться взаимодействовать на более глубоком уровне.

Однако мы можем выделить и положительные моменты. С развитием технологий связи, таких как интернет и мобильные приложения, межкультурное общение стало более доступным, нежели когда-либо ранее. Люди имеют возможность обмениваться информацией, идеями и опытом с представителями других культур, не выходя из дома. У каждого человека есть возможность изучить новый язык или ознакомиться с другой культурой. Также, культурная осведомленность и чувствительность позволяет глубже понять различные обычаи, традиции и ценности. В то же время, согласно Е. А. Бахтадзе: «культурная осведомленность охватывает три качества: а) осознание своего культурноиндуцированного поведения; б) осознание культурно-индуцированного поведения других; в) умение объяснять свою культурную точку зрения» [2, с. 343]. Следовательно, такое понимание способствует развитию эмпатии и снижает вероятность недопонимания или культурной невосприимчивости.

Следующим преимуществом можно считать улучшение навыков общения. Общение в разных культурах требует совершенствования коммуникативных навыков. Люди, участвующие в межкультурном общении, часто совершенствуют свою способность четко формулировать мысли, внимательно слушать и адаптировать свой стиль общения, чтобы быть более инклюзивными. Такое повышение квалификации выходит за рамки культурных контекстов, принося пользу людям в различных личных и профессиональных взаимодействиях.

Одним из важных преимуществ межкультурной коммуникации является возможность разнообразия мышления и взглядов. Возможность и способность посмотреть на что-то с другой стороны – это стимул для развития творческих способностей и для создания новых проектов в различных сферах общества. Межкультурная коммуникация объединяет людей с разными способами мышления, решения проблем и подхода к решению задач. Такое объединение различных точек зрения часто приводит к появлению новых идей и решений, которые не могли бы возникнуть в более однородной среде.

Как мы говорили ранее – ошибки в межкультурной коммуникации могут привести к разногласиям и конфликтам. Однако изучение культурных особенностей поможет избежать подобных ситуаций. Межкультурная коммуникация способствует созданию атмосферы, в которой конфликты решаются конструктивно. Люди, которые ведут открытый и уважительный диалог, преодолевая культурные различия, лучше умеют разрешать споры путем компромисса и сотрудничества. Этот навык неоценим как в личных отношениях, так и в профессиональной сфере, способствуя более здоровым и продуктивным результатам.

В заключение следует отметить, что преимущества межкультурной коммуникации многогранны и выходят далеко за рамки индивидуального развития. Будь то личные отношения, профессиональная деятельность или глобальное взаимодействие, способность к эффективному межкультурному общению – это навык, который не только обогащает человека, но и способствует созданию более взаимосвязанного и гармоничного мира. Принятие разнообразия через межкультурную коммуникацию – это инвестиция в будущее, где царит взаимопонимание и сотрудничество.

Список литературы

  1. Country comparison tool. URL: https://www.hofstede-insights.com/country-comparison-tool?countries=south+korea%2Cunited+states (дата обращения: 03.12.2023)
  2. Бахтадзе Е. А. Формирование культурной осведомленности средствами иностранного языка, URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/218879/1/340-345.pdf (дата обращения: 03.12.2023)
  3. Бахтин М. М. Тетралогия. М., 1998.
  4. Гузикова М. О., Фофанова П. Ю. Основы теории межкультурной коммуникации. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2015.

Поделиться

6102

Полокайнен А. П. Межкультурная коммуникация в современном мире: преимущества и вызовы // Актуальные исследования. 2023. №50 (180). Ч.II.С. 27-29. URL: https://apni.ru/article/7802-mezhkulturnaya-kommunikatsiya-v-sovremennom

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Филология, иностранные языки, журналистика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января