Главная
Конференции
Проблемы и вызовы научно-технологического развития в глобализирующемся мире
Методы и приёмы формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошк...

Методы и приёмы формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор(-ы):

Золотова Анна Дмитриевна

Ситникова Наталия Вячеславовна

Ерошкина Лилия Борисовна

14 декабря 2023

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дошкольное воспитание
безопасность дошкольников
методы обучения
воспитательная работа
наглядные методы

Аннотация статьи

Статья обращается к важности формирования безопасной среды и поведения для дошкольников в дошкольных учреждениях. Подчеркивается, что обеспечение безопасности предполагает не только устранение потенциальных опасностей, но и воспитание безопасных навыков и привычек у самих детей.

Текст статьи

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников в дошкольной организации необходимо осуществлять в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций в помещении и на участке, а также воспитание безопасного поведения у самих дошкольников. Методы подразделяются на словесные (рассказ, беседа, вопросы к детям и пр.), наглядные (показ, демонстрация и пр.) и практические (выполнение творческих проектов, игры и упражнения и пр.). Следует подчеркнуть, что при взаимодействии педагога с детьми старшего дошкольного возраста используются преимущественно те же методы, что и при обучении младших дошкольников, но на материале, отражающем специфику возрастных возможностей детей. Воспитателю необходимо избегать излишнего запугивания детей и заканчивать общение вселением уверенности в то, что в большей безопасности всегда тот, кто предупрежден, и если соблюдать правила личной безопасности, то беды непременно можно избежать. Так, рассказывая о явлении природного электричества – грозе, необходимо обязательно подчеркнуть, что люди научились спасаться от попадания молнии, используя специальные устройства – громоотводы, которые устанавливают на зданиях и сооружениях. Поэтому хотя гроза и страшное природное явление, но дети и взрослые в домах надежно защищены от неё. Следует поддерживать заинтересованность детей, совмещая упражнения с эмоциональными разминками и забавами. Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным. Лучший урок безопасного поведения для дошкольников – это пример окружающих ребёнка взрослых.

Наглядные методы. Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов, иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий - метод позволяющий вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме. Просмотр обучающих мультфильмов – это метод наиболее привлекателен для детей. По заказу Министерства по чрезвычайным ситуациям России созданы мультипликационные сериалы «Стасик и его друзья», раскрывающие темы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности детей дома, на улицах города и на природе. Показ мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов электронных энциклопедий – современные разновидности наглядного метода.

Ситуационное индивидуальное и групповое общение относится к словесным методам. Для данного метода характерно обсуждение взрослого с детьми ситуации из жизни. Такое общение чаще бывает спонтанным, обусловленным возникновением каких-либо ситуаций, но может быть и специально спланировано.

Со старшими дошкольника во время группового общения в качестве введения в тему последующего занятия можно побеседовать о том, что такое пожар. Спросить у детей: «Кто из вас видел пожар? Что может стать причиной пожара? Что надо сделать, если возник пожар?» а затем предложить найти ответы на эти вопросы в ходе совместной деятельности со взрослым и сверстниками.

Объяснение, напоминание, словесная инструкция – самые распространенные разновидности данной группы методов, позволяющие детям осваивать опыт поведения и устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками. В процессе объяснения дети узнают об основных источниках и видах опасностей в быту, природе, на улицах города, в общении с незнакомыми людьми; получают знания о том, как следует себя вести в случае возникновения опасности; узнают о наиболее распространенных ошибках, совершаемых в чрезвычайных ситуациях, и путях их разрешения.

Словесные инструкции являются для дошкольника своеобразным алгоритмом действий, которые необходимо выполнить. Применение словесных инструкций: «Вспомни и расскажи, выложи с помощью наглядных моделей последовательность мытья рук после прогулки» – позволяет формировать у детей произвольность действий, способствовать развитию навыков самоконтроля.

Чтение художественной литературы, загадывание и сочинение загадок весьма востребованная разновидность словесного метода. Сочинение загадок, как метод обучения, используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Н-р: «Жжется, да не огонь, зеленая, да не кузнечик (крапива)». Составленные вместе с детьми загадки можно оформить в альбом следующим образом: в центре листа располагается закрытая картинка-отгадка, а по углам приклеиваются картинки, с которыми сравнивается загаданный предмет.

Рассказ, рассказ-пояснение, составление рассказов из личного опыта детей. Первые две разновидности словесного метода используются, начиная со второй младшей группы. При этом рассказ-пояснение сопровождается показом конкретных приемов выполнения заданных действий: «Что значит быть хорошим дежурным по столовой», «Как мы с братом мы спасали кошку». Рассказ также целесообразно сопровождать наглядностью, чтобы облегчить детям восприятие вербальной информации. Старших дошкольников целесообразно поупражнять в составлении рассказов из личного опыта по заданному взрослым словесному образцу и визуально представленной схеме-алгоритму.

Беседы, обсуждение и решение проблемных ситуаций. Беседа – запланированный диалог на заданную тему со всей группой или с подгруппой детей. Обсуждая со старшими дошкольниками тему, связанную со сбором и употреблением в пищу съедобных грибов, целесообразно предложить детям вспомнить и рассказать, как они собирали грибы в лесу: с кем они ходили в лес; кто им объяснял, какие грибы можно, а какие нельзя собирать; как правильно собирать грибы в лесу? Какие блюда из грибов они знают, какие любят. Поинтересоваться, кто из детей знает, как лучше сохранить грибы на зиму? Такой прием, как решение проблемных ситуаций, целесообразно использовать в общении с детьми начиная со средней группы.

Практические методы. Игровые упражнения, игры с правилами (в том числе и с использованием презентаций), компьютерные игры, игры-придумывания.

Игровые упражнения и игры с правилами используются во всех возрастных группах и являются действенным средством для уточнения и закрепления представлений дошкольников об основах безопасности жизнедеятельности. Так, задание «Сгруппируй опасные и безопасные предметы в доме (на улице, в лесу, в транспорте)», предложенное для выполнения одному ребенку или подгруппе воспитанников, является игровым упражнением. А это же задание, предложенное в форме соревнования: «Чья команда быстрее сгруппирует опасные и безопасные предметы в доме», является игрой с правилами, т.к. у игроков появляется возможность сравнить результаты собственных игровых действий с результатами соперников.

Игры – придумывания также вводятся в практику взаимодействия с детьми старших групп и представляют собой рассуждения на тему « Что было бы, если бы...», а также их разновидности: «Рассмотри картинку и расскажи, что потом случилось с изображенными героями», «Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?» и др.

Выполнение творческих проектов, проведение викторин, конкурсов, командных игр – традиционно используемые в работе со старшими дошкольниками.

Изготовление книжек-самоделок доставляют большое удовольствие воспитанникам, т.к. даёт им возможность почувствовать себя авторами книг. Тематика книжек-самоделок отражает актуальные детские интересы детей. Тематика в младшем дошкольном возрасте: «Я расту», «Азбука эмоций», «Наш друг – светофор», «Что я люблю» и т.д. Тематика для детей старшего дошкольного возраста: «Наши достижения», «Кладовая природы, «Планета наш общий дом», «Аптека в лесу» и т.д. Привлекать к изготовлению книжек-самоделок можно и родителей воспитанников.

Встречи с сотрудниками МЧС, ГИБДД, пожарной охраны позволяют детям приобрести уникальные опыт общения с людьми этих профессий и обсудить волнующие их проблемы, связанные с личной безопасностью в различных жизненных ситуациях.

В старшем дошкольном возрасте внедряется приём мнемотехника, используя мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация с целью подведения детей к формулированию правил безопасного поведения по темам: взаимосвязь и взаимодействие в природе, съедобные и несъедобные грибы, здоровье и болезнь, витамины и полезные продукты, безопасное поведение на улице; знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь?; опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома.

С помощью игровых персонажей (мальчика с собакой, девочки с бантом) обыгрывается ситуация, как дети выходят из дома и идут через дорогу в ближайший магазин, соблюдая все дорожные правила. Ситуации постепенно усложняться: действие происходит в различное время года, на пути детям встречаются другие персонажи, вводятся разнообразные ограничения (строительные работы, велосипедист).

Используя опорные схемы, дети самостоятельно добывают информацию, проводят исследование, применяют полученные знания и правила на практике. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека.

Работа с опорными схемами, символами – это лишь небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения с ребёнком. Всегда главным есть и остаётся живое общение, мимика, жесты, эмоции.

Мы хотим, чтобы их жизнь была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению, наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

Таким образом, можно сделать вывод: применение методик учебно-наглядных пособий способствуют повышению методического мастерства учителей-предметников.

Использование технических средств обучения на уроках ОБЖ – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера и другой техники многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность проведения урока.

Список литературы

  1. Авдеева, Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – С.Пб., 2010.
  2. Виноградова, Н.Ф., Куликова Т.А. «Дети, взрослые и мир вокруг». – М., 1993.
  3. Князева, О.Л. Мои помощники. //Дошкольное воспитание, 2000 №2.
  4. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт.сост.: Н.В. Коломеец. – Волгоград: Учитель, 2011. – 168 с.
  5. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 240 с.
  6. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. - М.: Книголюб, 2004.
  7. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5–8 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2011,
  8. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5–8 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2013.
  9. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ «Сфера», 2012.

Поделиться

355

Золотова А. Д., Ситникова Н. В., Ерошкина Л. Б. Методы и приёмы формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы и вызовы научно-технологического развития в глобализирующемся мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 декабря 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 69-73. URL: https://apni.ru/article/7825-metodi-i-priyomi-formirovaniya-navikov-bezopa

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля