Главная
АИ #50 (180)
Статьи журнала АИ #50 (180)
Развитие исследовательской компетенции младших школьников во внеурочной деятельн...

Развитие исследовательской компетенции младших школьников во внеурочной деятельности на основе краеведческого материала

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

компетенция
младшие школьники
исследовательская компетенция
краеведческий материал
внеурочная деятельность

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается проблема и необходимость формирования исследовательской компетенции. Проанализированы особенности формирования исследовательской компетенции средствами краеведческого материала.

Текст статьи

Эпоха информатизации современного общества требует новых подходов в системе образования. Социальный заказ, который предъявляется к личности в рамках образовательного стандарта, заставляет учреждения искать новые способы формирования компетенций учеников. Сегодня знания и умения уже не являются целью обучения, а служат средством самореализации человека.

Самореализация начинается с раннего детства. Русская народная пословица "где родился, там и пригодился" по-прежнему актуальна. Не обязательно искать признание и возможности в других городах или странах. Можно успешно реализовывать себя на родине, делая полезные дела и работая на благо общества. Однако современные люди, в эпоху компьютеризации и стремительного прогресса, зачастую упускают из виду окружающий мир.

Одной из главных задач учителя является научить ребенка видеть и ценить красоту своей родины. В этом поможет использование краеведческого материала, который активизирует творческие способности учащихся и способствует их нравственному развитию.

Школьное краеведение предлагает разнообразные формы изучения родной территории – походы, экскурсии, уроки наблюдения, экспедиции. Однако эффективность такой работы зависит от активности учеников. В этом случае исследовательская деятельность является наиболее подходящим способом формирования их познавательной активности [3, с.142].

Творческая и исследовательская деятельность, в рамках которой дети познают окружающую действительность и открывают для себя новые знания, развивает их творческий, интеллектуальный и ценностный потенциал, а также формирует предметные и общие умения. Исследовательская компетенция школьника делает его равноправным участником образовательного процесса [1, с.14].

Мы выяснили, что мотивация и целеустремленность младших школьников играют важную роль в формировании исследовательской компетенции. При изучении литературы по данной теме мы обнаружили, что компетенция и компетентность имеют различное содержание. Компетенция – это готовность к успешной деятельности, основанной на организации внутренних и внешних ресурсов в ситуации неопределенности. Компетентность же – это уровень образованности или владения материалом, достаточный для решения задач социального или профессионального характера.

Самым сложным оказалось определение исследовательской компетенции. Мы полагаемся на исследования А. В. Хуторского, который определяет исследовательскую компетенцию как знания в определенной области, исследовательские умения (умение видеть проблемы, ставить цели, собирать и анализировать информацию) и способность применять эти знания и умения на практике [5].

Формирование исследовательской компетенции младшего школьника эффективно осуществляется через исследовательскую деятельность по краеведению. Белгородская область уникальна по своим историческим, географическим, экологическим и лингвистическим особенностям. Использование краеведческого материала позволяет вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность, формирует их интересы и склонности, а также помогает воспитать любовь к родине. Экскурсии в музеи, архивы, библиотеки и беседы с интересными людьми оставляют сильное впечатление на молодых исследователей.

Для успешного проведения исследовательской деятельности важно использовать различные источники информации, такие как документы из архивов, выставки и экспонаты музеев. Эти возможности могут быть полезными для привлечения учащихся к исследовательской работе. В процессе исследования становится ясно, что интеграция этой работы во внеурочные занятия вроде "Белгородоведения", ориентированного на краеведение, является необходимой. Краеведческий материал может также быть полезен для внеурочных занятий, связанных с исследовательской деятельностью. Такой обмен информацией помогает детям полюбить не только свое родное место, но и знать больше о его особенностях.

Исследования, связанные с краеведением, отражают интерес и заботу о месте, где мы живем - нашей родине и ее природе. Привязанность к месту, которое мы называем своим домом, помогает привлечь младших школьников к развитию интереса к краеведению. Краеведение - это неотъемлемая часть патриотического воспитания, поскольку оно способствует формированию хорошего вкуса, понимания добра и высоких норм поведения в обществе.

Независимо от того, на каком этапе находится технический прогресс, важно помнить об историческом развитии нашего региона, его обычаях и традициях. Вокруг нас есть прекрасные исторические места, памятники архитектуры и музеи.

Основные задачи включения краеведческого материала во внеурочные занятия "Белгородоведение" включают поддержку и сохранение индивидуальности каждого ребенка, формирование ключевых навыков на основе регионального краеведческого материала, развитие умений работы с разными источниками информации, воспитание бережного отношения к природе и результатам труда людей в регионе и в России в целом, а также формирование уважительного отношения к истории и современной жизни нашего родного края [4, с.3].

Исследовательская работа, связанная с краеведческими темами, предоставляет огромные возможности для развития учащихся, таких как навыки работы с различными источниками информации, поиск информации в средствах массовой информации, работа в библиотеках и многое другое. Осознанный выбор темы исследования является лишь началом пути, и исследования, связанные с нашим регионом, имеют множество преимуществ, включая расширение базы исследований, разнообразие методов, форм и средств и применение в различных областях жизни нашего края.

На последнем этапе молодые исследователи сортируют и анализируют полученную информацию и документы по теме работы. Младшие школьники уже способны проводить опросы, наблюдения, эксперименты самостоятельно, что приводит к созданию итогов трудоемкой работы - исследования, которое может оставить свой след в истории нашего родного края.

22 июля 2020 года депутаты Государственной Думы приняли поправки в закон "Об образовании в Российской Федерации" относительно воспитания обучающихся. Под воспитанием, согласно предложенным поправкам, понимается формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников и героев Отечества, предкам, закону, природе, культурному наследию и традициям народа.

Таким образом, формирование исследовательской компетенции у младших школьников во внеурочной деятельности основано на наблюдениях за окружающей их действительностью: бытом, трудом, природой и жизнью в целом. Это помогает детям осознанно относиться к обществу.

Мы считаем, что включение краеведческого материала в исследовательскую деятельность позволяет младшим школьникам узнать о взаимосвязи своей малой родины с общеисторическим материалом, стать объектами творчества, а не просто потребителями информации.

Список литературы

  1. Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика, организация, проведение / И.А. Зимняя. -М.: ИЦПКПС, 2000. – 28 с.
  2. Семенова Т.А. Теория и практика исследовательской деятельности, учащихся по историческому краеведению / Т.А. Семенова // Исследователь – 2009. - №2. – С. 140.
  3. Стручаева Т.М. Белгородоведение в начальной школе: примерные программы урочной и внеурочной деятельности / Т.М. Стручаева, И.В. Шиянова – Белгород: ИПЦ «Политерра», 2014. – 21 с.
  4. Хуторской А.В. Образовательные компетенции и методология дидактики. К 90-летию со дня рождения В.В. Краевского. [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 22.09.2016 г. – http://khutorskoy.ru/be/2016/0803/

Поделиться

308

Михайлюкова В. С., Рябухин М. Е. Развитие исследовательской компетенции младших школьников во внеурочной деятельности на основе краеведческого материала // Актуальные исследования. 2023. №50 (180). Ч.IV.С. 99-101. URL: https://apni.ru/article/7826-razvitie-issledovatelskoj-kompetentsii-mladsh

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#29 (211)

Прием материалов

13 июля - 19 июля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

24 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа