Главная
АИ #50 (180)
Статьи журнала АИ #50 (180)
Ведение дневника индивидуального сопровождения молодого специалиста как инструме...

Ведение дневника индивидуального сопровождения молодого специалиста как инструмент взаимодействия с наставником (из опыта работы)

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

форма работы
наставника
молодой специалист
педагог

Аннотация статьи

В статье мы делимся собственным опытом работы наставника с молодым педагогом, а также тем, как выбранная нами и реализованная форма организации подтверждает свою значимость и результативность.

Текст статьи

Название проекта – Ведение «Дневника индивидуального сопровождения молодого специалиста» как инструмент взаимодействия с наставником.

Участники реализации: наставник: Терешкина Айталина Николаевна, старший воспитатель МБДОУ Д\с №5 «Радуга», педагогический стаж 23 года, в должности 5 лет; молодой специалист: Данилова Виктория Дмитриевна, воспитатель МБДОУ Д\с №5 «Радуга».

Срок реализации – долгосрочный, предусматривает систематическое внесение дополнений, изменений, коррекцию в зависимости от изменяющихся условий деятельности

Цель – создание условий для успешной адаптации и развития профессиональной компетентности и профессиональная поддержка молодого специалиста.

Задачи реализации проекта:

  • Создание условий, обеспечивающих осознанную потребность молодого педагога в непрерывном профессиональном образовании, предполагающую рефлексивный самоанализ деятельности, освоение способов самообразования и саморазвития;
  • оказание методической помощи в организации образовательного процесса;
  • оказание методической поддержки молодым специалистам в инновационной деятельности, организации опытно-экспериментальной работы;
  • организация выявления, изучения инновационного педагогического опыта;
  • разработка системы мероприятий по усилению ответственности молодых специалистов за результаты своей профессиональной деятельности;
  • ведение дневника, как форма формирования доверительного взаимоотношения между наставником и молодым специалистом.

Основная идея заключается в индивидуализации процесса профессионального становления молодого педагога посредством методического сопровождения и фиксации процесса взаимодействия в дневнике сопровождения. Индивидуализация образования предполагает переход на субъект-субъектные отношения.

Так получилось, что мы с молодым коллегой начали свою работу в данном дошкольном учреждении в одно время (с сентября 2022 года). До декабря проходили адаптацию, привыкали к новому месту работы, коллективу, укладу. Когда, в конце года президент страны В.В. Путин объявил о том, что новый 2023 год будет посвящен году педагога и наставника, мы решили: все совпало. Нужно друг другу помогать.

На начальном этапе реализации совместной деятельности в рамках наставничества мы сообща решили как будет происходить наше общение с целью развития профессиональной компетенции молодого педагога.

Нам обеим не хотелось, чтобы это было сухим, бездушным контролем.

Какую форму работы между наставляемым и наставником выбрать?

За основу ведения дневника был взят опыт работы специалистов нашего ДОУ, которые ведут дневники воспитанниками.

Мы определились, что:

  • у нас будет «открытое» планирование, т.е. у нас не было заранее запланированных тем, нам хотелось, ориентироваться именно на то что волнует молодого специалиста «здесь и сейчас», весь запрос исходит от молодого специалиста, из ходя из ситуаций, из его личных соображений.
  • в первой неделе месяца «Дневник» находится у молодого педагога, он за это время заполняет его, пишет проблему/вопрос, который его волнует. Описывает направление, в котором он чувствует, что сам не справляется и нужна помощь.
  • вторая неделя месяца – неделя «наставника», где наставник, получив запрос начинает его «обрабатывать», ищет актуальные статьи в интернете, делиться ссылками интересных материалов, предлагает план работы, как можно в ближайшее время справиться с задачей. Например, на запрос «страх выступления», было запланировано выступление на педагогическом часе, велась предварительная работа, консультация.
  • 3 и 4 недели месяца, реализации плана, работа над устранением проблемы, изучение предлагаемой литературы и разнообразного материал молодым специалистом и его наставником;
  • 3 и 4 недели самые трудоемкие, требующие от педагогов полного погружения в проблему. В этот момент используется разные формы работы: организация консультаций с узкими специалистами (более опытными воспитателями, педагогом-психологом, учителем –логопедом, музыкальными руководителями), подготовка и взаимопросмотры открытой НОД. Наставник полностью введет наставляемого;
  • обязательное обсуждение, рефлексия сделанного, реализованного. Проводится в конце 4 недели.

На сегодняшний момент нами полностью раскрыты 12 волнующих тем молодого специалиста, проведены различные мероприятия. По истечению года молодой воспитатель выступал на различных педагогических фестивалях и конкурсах нашего города. У воспитателя появилась вера в свои силы, он не упускает возможности раскрывать свой потенциал, в скором времени, планируется аттестация на СЗД.

Рис.

Мы с уверенностью можем сказать, что ожидаемые результаты перед началом проекта подтверждены, а именно:

  • мы считаем, что это – эффективная модель методического сопровождения развития профессиональной компетентности молодого специалиста. Такая форма взаимодействия способствует успешной адаптации молодого специалиста в образовательном учреждении, профессиональных сообществах;
  • влияет на развитие профессиональной компетентности и педагогического мастерства молодого педагога;
  • данный дневник, в будущем, служит как справочник для педагога;
  • с данной темой мы выступали на различных педагогических форумах, фестивалях нашей республики.

Выводы. Учитывая, что в условиях модернизации системы образования, управление профессиональным развитием молодых специалистов ориентировано на создание условий для ценностно-смыслового самоопределения и профессионально-личностной самореализации молодого педагога, мы считаем, что методическое руководство становлением молодого педагога как компетентного специалиста будет эффективна только при условии обновления самой методической работы, где функция контроля сменяется функцией оказания методической помощи молодым специалистам, с тем, чтобы сформировать у них самостоятельное, творческое поведение.

Необходимость использовать личностно-ориентированную технологию методической работы и оказание практической помощи, сподвигло нас на поиск интересных форм работы наставника.

Мы считаем, что ведение дневника индивидуального сопровождения, как инструмента взаимодействия, диалогичности и равноправного партнёрства является эффективной формой работы с молодыми специалистами.

Список литературы

  1. Парслоу Э., Лидхем М. Коучинг и наставничество. Практические методы обучения и развития.

Поделиться

1055

Терешкина А. Н. Ведение дневника индивидуального сопровождения молодого специалиста как инструмент взаимодействия с наставником (из опыта работы) // Актуальные исследования. 2023. №50 (180). Ч.IV.С. 112-114. URL: https://apni.ru/article/7829-vedenie-dnevnika-individualnogo-soprovozhdeni

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января