Автор(-ы):
Пирмагомедова Аида Султанахмедовна
Шахова Марьям Хиличевна
Эфендиев Исрафил Исмаилович
15 декабря 2023
Секция
Филологические науки
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье анализируются проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты в процессе изучения русского языка как иностранного: низкий уровень мотивации обучения; низкий уровень репродуктивных способностей; психологическая адаптация к изменению социокультурного пространства; культурологические и ментальные различия и др. В статье рассматриваются некоторые пути устранения указанных проблем. Подчеркнута важная роль коммуникативного подхода, ориентированного на овладение языком через общение.
Текст статьи
Проанализировав опыт, приобретенный нами в процессе работы с иностранными студентами, выделим проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели и учащиеся при изучении русского языка как иностранного:
Рассмотрим некоторые из возможных путей решения указанных выше проблем.
У студентов должны быть сформированы навыки при диалогической речи участвовать в диалоге с достаточной степенью непринуждённости и спонтанности, чтобы произошла естественная интеракция с носителями языка; а также умение активно участвовать в дискуссии в знакомом контексте. При монологической речи – высказывать свою точку зрения на предложенную тему, аргументируя ее. Контингент студентов подготовительного отделения чрезвычайно разнообразен, что, в свою очередь, выдвигает высокие требования к преподавателю по организации учебных занятий и использованию различных форм, методов и средств обучения. Коммуникативная направленность процесса обучения иностранных студентов должна стать ведущим звеном их речевой подготовки.
Формирование коммуникативных навыков на начальном этапе изучения русского языка как иностранного в условиях довузовской подготовки происходит на основе изучаемого лексико-грамматического материала и общения в их новом окружении («В общежитии», «В магазине», «В университете», «В транспорте» …). Студентам предлагается создавать короткие диалоги с носителями языка или в группе, запоминая их путем многократного повторения. Парная работа (диалог-беседа, диалог-расспросы) и работа в группах способствуют развитию монологической и диалогической речи, а также учат умению слушать и понимать собеседника.
Важным для студентов на этом этапе является преодоление психологического барьера и страха общаться на новом языке. В зависимости от способностей студентов следует дифференцировать задачи. Для учащихся со средним и достаточным уровнем знаний желательно подбирать упражнения репродуктивного характера (воспроизведение диалога), а для студентов с высоким уровнем – упражнения творческого характера (импровизация и расширение диалога на предлагаемую тему). Отдельного внимания заслуживают занятия по развитию культуры речи. Первое знакомство с постоянными языковыми конструкциями типа «Спасибо», «Извините», «Пожалуйста», «Доброе утро», «Спокойной ночи», «Рад познакомиться» и т.п. происходит в начале обучения, а по мере усвоения нового лексического материала задания могут усложняться.
Рассмотренные виды работы на занятиях позволяют развивать и совершенствовать навыки речевой деятельности и культуры общения, помогают создать позитивную эмоциональную атмосферу, заинтересовать студентов, повысить мотивацию и эффективность обучения.
Список литературы
Поделиться
Пирмагомедова А. С., Шахова М. Х., Эфендиев И. И. Повышение учебной мотивации иностранных учащихся как средство повышения эффективности учебной деятельности // Проблемы и вызовы научно-технологического развития в глобализирующемся мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 декабря 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 109-112. URL: https://apni.ru/article/7830-povishenie-uchebnoj-motivatsii-inostrannikh