Основные тенденции развития электронного портала государственных услуг: получение повесток в военкомат в электронном виде

В данной статье рассматривается использование Единого портала государственных услуг Российской Федерации для получения повесток в военкомат в электронном виде. Обсуждаются основные тенденции развития электронного портала и его перспективы в период специальных военных операций.

Аннотация статьи
тенденции
перспективы
электронный портал Госуслуг
специальные военные операции
повестки
Ключевые слова

Введение

Современный мир стремительно меняется и электронные технологии все больше внедряются во все сферы жизни. Одним их таких примеров стала государственная служба и оказание услуг населению. Использование Единый портал государственных услуг Российской Федерации стало современной реальностью, которая значительно упрощает и ускоряет процедуры получения соответствующих услуг. Это относится и к военной сфере, где в период специальной военной операции (далее – СВО) особую роль играет оперативность и точность информирования. В ситуации, когда страна проводит СВО, электронный портал государственных услуг становится еще более актуальным, так как позволяет получать повестки в военкомат в электронном виде. Рассмотрим основные тенденции развития электронного портала государственных услуг на примере получения повесток в военкомат в электронном виде. Обсуждение этой темы может способствовать более эффективному использованию электронных технологий для обеспечения гражданских прав и свобод в периоды нестабильности и кризиса.

Обзор литературы

Исследованиям в области «развития электронного портала государственных услуг: получение повесток в военкомат в электронном виде» научных трудов не посвящено, в связи с этим проанализируем научные труды по теме «развития электронного портала государственных услуг». Цель данного обзора литературы - представить основные тенденции и подходы в развитии электронного портала государственных услуг. В этом обзоре будут рассмотрены примеры трудов, исследующих данную тематику, с кратким описанием основных положений каждого исследования.

«Управление электронными документами: проблемы и перспективы» Сабенникова И.В., Дегтярева И.А., Ловцов А.С., Зверева Н.Е. // Вестник ВНИИДАД. 2021. № 2. С. 71-81.

В статье рассматривается опыт Соединенных Штатов Америки, стран Европы и Российской Федерации в формировании системы электронного правительства. Также в статье анализируются перспективы внедрения государственной программы «Информационное общество» и подпрограммы «Информационное государство» в Российской Федерации, роль Росархива в цифровой трансформации в архивной сфере, а также проблемы, возникающие при принятии электронных документов в архивы, включая Государственный архив Российской Федерации. Анализ результатов исследования показал, что уровень цифровизации в Российской Федерации неуклонно растет, и что до 2025 года возможно перевести все государственные услуги в электронный вид.

Основные тренды и новые возможности цифровой трансформации системы государственного управления» Осипова И.В. // ЭФО: Экономика. Финансы. Общество. 2022. №4. С.77-85. DOI:10.24412/2782-4845-2022-4-77-85

В данной статье проанализированы основные направления модернизации информационных технологий, которые указывают на то, что цифровизация и связанные с ней изменения приведут к новому этапу социально-экономического развития нашей страны, стимулируя развитие новых цифровых производств и услуг. Особое внимание уделено изучению перспектив и проблем цифровой трансформации системы государственного управления, являющейся сложным процессом преобразований, требующим глубокого анализа проблем и разработки действенных инструментов их решения. По данному вопросу был проанализирован ряд нормативно-правовых документов, что позволило определить основные направления дальнейшего реформирования институтов государственного управления в рамках Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2030 года. В статье также рассмотрены цифровые преобразования с точки зрения повышения эффективности государственного управления, которым отводится ключевая роль в обеспечении национальной безопасности и конкурентоспособности страны в цифровой экономике.

Рассмотрены исследования, посвященные анализу проблем и перспектив цифровой трансформации государственных услуг, анализу зарубежного опыта, аспектам развития электронного портала государственных услуг, технологическим тенденциям и инновациям, сравнительному анализу преимуществ и недостатков, а также оценке социально-экономического эффекта от их внедрения.

Удобство и оперативность электронных повесток

Военные действия требуют быстрого и эффективного мобилизационного ресурса. Электронные повестки в военкомат позволят значительно ускорить процесс уведомления призывников о необходимости явиться в военкомат независимо от их местонахождения, что станет значительным шагом в обеспечении удобства и оперативности в период специальных военных операций. Благодаря внедрению электронных повесток процесс учета и контроля будет автоматизирован, что даст возможность увеличить прозрачность
и точность в области мобилизационной работы. Итогом данного процесса должно стать существенное ускорение процесса подготовки и реализации мероприятий, связанных с мобилизацией населения.

Положительные аспекты электронных повесток в данном исследовании включают упрощение процедуры получения и подтверждения получения повесток, регистрацию и дальнейший мониторинг повесток, а также ускорение всего процесса мобилизации населения.

Проблемы и вызовы

Помимо очевидных преимуществ, внедрение электронных повесток влечет за собой ряд существенных проблем. В первую очередь, это кибербезопасность и защита персональных данных граждан. Также серьезными недостатками являются отсутствие возможности и навыков использования современных интернет-технологий у определенных слоев населения, а также недостаточная проработка законодательной базы для урегулирования вопросов, связанных с использованием электронных повесток.

1. Кибербезопасность и защита персональных данных

Поскольку электронные повестки предполагают хранение и обработку большого объема персональной информации, существует риск утечки данных, взлома системы и использования полученной информации злоумышленниками.

Для решения этой проблемы важно внедрять современные методы и технологии информационной безопасности, такие как: шифрование данных, аутентификация пользователей и многоуровневая система доступа. Кроме того, необходима регулярная проверка и обновление системы, обучение персонала и повышение осведомленности граждан о мерах по защите своих данных.

2. Ограниченный доступ и навыки использования интернет-технологий

Еще одной проблемой при внедрении электронных повесток является то, что не все граждане обладают необходимыми навыками и возможностью использовать интернет-технологий. Это может быть связано с недоступностью интернета в некоторых регионах, возрастными или социальными особенностями, а также низким уровнем компьютерной грамотности.

В этом контексте необходимо предпринять активные меры по расширению доступа к интернету, развитию сети публичных точек доступа, обучению граждан основам работы с компьютером и интернетом, а также информированию о новых возможностях, предоставляемых электронными повестками.

3. Доработка законодательной базы

Использование электронных повесток требует корректировки законодательства для урегулирования ряда вопросов, связанных с их применением. Наиболее вероятные вопросы могут касаться юридической силы таких документов, порядка их исполнения, а также ответственности сторон в случае нарушения требований и условий использования.

Для решения данной проблемы необходимо проводить комплексную работу по анализу и доработке законодательной базы с учетом опыта других стран, где электронные повестки уже внедрены и успешно функционируют. Это может включать в себя внесение изменений в действующие законы, разработку новых нормативных актов и постоянное обновление правовой базы в соответствии с изменяющимися потребностями общества и технологическим прогрессом.

Тенденции развития и перспективы

В настоящее время электронные порталы государственных услуг активно развиваются и совершенствуются. В период ведения военных операций перспективы развития электронного портала государственных услуг и использования электронных повесток выглядят многообещающими. Во-первых, это развитие мобильных приложений и интеграция с различными платформами и сервисами. Во-вторых, это улучшение защиты данных с использованием передовых технологий в сфере информационной безопасности. В-третьих, это дальнейшее развитие функционала портала и улучшение его удобства для пользователей.

Заключение

Цифровизация государственных услуг, включая получение повесток в военкомат в электронном виде, является важным направлением развития современного общества. Несмотря на ряд проблемных вопросов, перспективы в данной области выглядят прогрессивно. Это открывает новые возможности для повышения оперативности предоставления государственных услуг для граждан в период специальных военных операций, а также улучшения качества и доступности данных услуг.

В заключение следует отметить, что использование электронных повесток является важным шагом в направлении цифровой трансформации и совершенствования государственных услуг. Однако для успешной реализации данного проекта необходимо проявить внимание к решению всех вышеуказанных проблем, обеспечивая таким образом безопасность, доступность и юридическую определенность новых технологических решений. Для достижения максимальной эффективности и положительного экономического и социального эффекта от электронных повесток, до их внедрения обязательно должна быть проведена комплексная работа над всеми аспектами.

Текст статьи
  1. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».
  2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.».
  3. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.».
  4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (с изм. на 29 апреля 2023 года // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. АО «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/499091768 (дата обращения: 13.11.2023)
  5. «Управление электронными документами: проблемы и перспективы» Сабенникова И.В., Дегтярева И.А., Ловцов А.С., Зверева Н.Е. // Вестник ВНИИДАД. 2021. № 2. С. 71-81.
  6. «Основные тренды и новые возможности цифровой трансформации системы государственного управления» Осипова И.В. // ЭФО: Экономика. Финансы. Общество. 2022. №4. С.77-85. DOI: 10.24412/2782-4845-2022-4-77-85
  7. «Организационно-правовые и технические основы защиты конфиденциальной информации в МЧС России» А.Н. Метельков, О.В. Уткин // уч.пособие для вузов МЧС России. СПб.: С.-Петерб. Ун-т ГПС МЧС России, 2022.
  8. Портал государственных услуг Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/ - (Дата обращения: 13.11.2023).
Список литературы