Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности

Статья освещает важность эмоционального благополучия детей в контексте их обучения и развития. Особое внимание уделяется эмоциональной сфере младших школьников, подчеркивая их уязвимость в новых социальных условиях учебного процесса. Авторы рассматривают эмоциональное самочувствие и интерес учащихся к учению, указывая, что создание положительной эмоциональной атмосферы способствует успешному обучению.

Аннотация статьи
создание положительной атмосферы
стимулирование интересов
младшие школьники
эмоциональная сфера
педагогическая работа
учебный процесс
эмоциональное благополучие
интерес к учению
Ключевые слова

Сегодня проблема эмоционального благополучия как важнейшего условия полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья стоит особенно остро, и её практическое решение во многом зависит от перевода этого вопроса в педагогическую категорию. Эмоциональное благополучие положительно окрашенное эмоциональное самочувствие человека в условиях определенной социально среды (школа, семья, неформальные группы и т. д.), характеризуемые ощущением защищенности, принятия, нужности, возникающем на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, в уважении, потребности в самовыражении, общении.

Особенно уязвима и восприимчива эмоциональная сфера учащихся начальной школы. Это связано с необходимостью их адаптации к изменениям в социально-общественных условиях жизнедеятельности: длительное пребывание в школе, монотонное и непрерывное выполнение учебных заданий, новый режим дня. Зачастую неблагоприятные санитарно-гигиенические условия.

У младших школьников преобладает эмоциональное отношение к окружающей действительности и широта интересов. Они не принимают утомительное, скучное сидение за партой без «огонька» и вдохновения. Учение в школе должно основываться на подлинном интересе, на достижении успеха. На переживании радости успеха. На переживании радости познания. Положительные эмоции в совокупности образуют атмосферу эмоционального комфорта как одной из составляющих эмоционального благополучия в процессе учения. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения. Особенно учителю следует позаботиться о создании или восстановлении положительного эмоционального климата в том случае, если у ученика сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха в учении, закрепившееся негативное отношение к учителю или даже к школе, конфликт с товарищами, тревожность.

В наше время, когда для ребенка открыт широкий мир развлечений, стола сложно заинтересовать его учебой. Ведь умению трудиться, относиться ответственно к учебе противопоставляется широкий набор игр, мультфильмов. Родители и учителя обеспокоены таким явлением и часто пытаются оградить детей от современных развлечений, но пробудить интерес и ответственность к учению получается не всегда.

Одна из причин потери интереса к учению заключается в том, что школа в обучении и воспитании недостаточно опирается на потребности и интересы самих детей. Интерес – это важнейший побудитель любой деятельности. Таким образом, положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса. Ребенок приходит в школу, преисполненный желания учиться. Так почему же теряет интерес к учебе? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу? О том как лучше организовать обучение детей, рассуждал К.Д.Ушинский. Он пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание учиться.

Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение – стать школой радости, радости познания, радости творчества, радости общения. Великий педагог утверждал, что если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становиться равнодушным к добру и красоте.

Используя опыт современных педагогов, стараюсь творчески подходить к выстраиванию своей системы обучения и воспитания детей.

Положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса, поэтому я стараюсь заинтересовать ребенка. Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению.

Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения:

  1. положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней, являются следствиями умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи ребенка;
  2. положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива;
  3. эмоции, связанные с созданием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач;
  4. положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом;
  5. положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приёмами самостоятельного добывания знаний.

Чтобы эти положительные эмоции сформировались, свой учебный день я начинаю с приветствия, говорю детям, что снова рада видеть их, что мне приносит радость общение с ними. Радуюсь вместе с ними их успехам и огорчаюсь, если вдруг что-то не так.

При создании ситуации успеха учитываю следующее:

  • Нет единых для всех школьников предпосылок успеха.
  • Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности.
  • Нельзя требовать от ученика невозможного.
  • Раскрыть силы и возможности каждого ребенка, дать ему радость успеха в умственном труде.
  • Определить индивидуальную тропинку успеха в учебной деятельности каждого ученика. Беречь эту тропинку и огонек желания быть хорошим.

Я часто хвалю детей, говорю, что он «молодец», «умничка». Ведь ребенку очень важно почувствовать, что он в моем лице найдет поддержку и опору. А получая веру в успех, дети не боятся сделать следующий шаг в раскрытии нового. Это воспитывает уверенность в своих силах, пробуждает интерес к учению.

Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов образовательного процесса за счет высокой степени наглядности.

Введение ФГОС предполагает широкое использование современных технологий в обучении. Одна из этих технологий – это использование ИКТ в учебном процессе, которое способствует:

  • повышению мотивации к учению;
  • повышению эффективности образовательного процесса за счет высокой степени наглядности;
  • активации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости обучающихся;
  • развитию наглядно-образного, информационного мышления;
  • совершенствованию навыков самообразования и контроля у младших школьников;
  • повышению активности обучающихся на уроке.

При проведении на уроках использую мультимедийные презентации, что позволяет реализовать принципы доступности, наглядности. Использование презентаций на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную компетенции.

Метод проектов – еще одна педагогическая технология, ориентированная на применение новых знаний, это самостоятельная творческая работа обучающихся, выполняемая под руководством учителя.

Метод проектов очень часто используется на уроках окружающего мира и технологии. Главное при выполнении проектов не перегружать детей, ориентировать на выделение самого главного. Стараться нацелить детей так, чтобы эта работа доставляла им удовольствие, чтобы выполнить проект они могли самостоятельно, по минимуму привлекая родителе. Это способствует развитию самостоятельности, формирует активное отношение к окружающему миру, способствует сопереживанию и причастности к нему.

Еще одна из технологий – это технология проблемного обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность по их разрешению. В результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения:

  • решение научных проблем (научное творчество) – теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем;
  • решение практических проблем (практическое творчество) – поиск практического решения, т. е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида лежат постановка и решение практических учебных проблем;
  • создание художественных решений (художественное творчество) –художественное отображение действительности на основе творческого отображения, включающее рисование, игру и т. д.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является игра. Поддерживая интерес ребенка к учебе через игру, мотивируется радость в учении. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняют задания различной трудности. Она стимулирует воображение и фантазию детей, именно оно дает импульс творческому процессу, именно через воображение лежит путь к нахождению интуитивных решений.

Реализуя принцип индивидуального подхода к обучению, использую различные формы организации учебной деятельности на уроке и вне урока: групповые, индивидуальные, работу в парах, в группах и т. д. очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому сопутствует рефлексия, к которой я стараюсь подвести учащихся в конце урока.

Активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения здоровья использую различные виды деятельности для снятия умственного и физического напряжения: физминутку, гимнастику для глаз, музыкальную паузу, пальчиковую гимнастику, минутный «сон».

И в заключении могу сказать, что только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своем единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении, поддерживать его интерес к обучению.

Наша жизнь продолжает стремительно изменяться, а это значит, будут изменения и в образовании. Мы – учителя, нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи в работу, уважая старые традиции.

Приоритет в работе педагога должен быть отдан активным формам обучения. Именно творческие задания, игровые ситуации представляют их участникам возможности эмоционального раскрепощения, чувство сопричастности общему делу, настроению, дают повод для обмена идеями, мыслями, переживаниями.

Мой девиз в работе – это слова Песталоцци: Дети должны видеть на моём лице, что их счастье – моё счастье, их радость – моя радость».

Текст статьи
  1. Выготский Л.С. Психология. Изд-во ЭКСМО-Пресс, серия Мир психологии, - М., 2000, 1008 с.
  2. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. - СПб., 2010.
  3. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 2005.
  4. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание, 2004.
  5. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. - М.: Просвещение, 2000.
Список литературы