Одной из важных аспектов дальнейшей социализации и адаптации детей-сирот после выхода из учреждений является проблема подготовки к самостоятельной жизни выпускников сиротских учреждений, эта проблема является актуальной и требует внимания общества и государства. Выпускники сиротских учреждений часто сталкиваются с трудностями при переходе в самостоятельную жизнь из-за отсутствия поддержки и необходимых навыков.
Отметим, что численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по данным «Росстат» в возрасте до 18 лет, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации за 2022 год составляет 454,699 человек [4]. В настоящее время в каждом Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей есть категория «выпускник», которая подразумевает под собой дальнейшее жизнеустройство молодого человека.
В России есть несколько категорией детей, проживающих в центрах:
- Дети, оставшиеся без попечения родителей или социальные сироты – это дети, родители которых лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, оставили детей в медицинских и иных учреждениях, находятся в местах лишения свободы [3].
- Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель [3].
В России выпускники сиротских учреждений сталкиваются с множеством трудностей, которые им нужно преодолеть самостоятельно или с помощью различных социальных, государственных или иных организаций. Перечислим основные проблемы, которые мы выделяем в данной работе: недостаток навыков самообслуживания, планирования бюджета, недостаточность социально приемлемых навыков и полезных контактов, психологические трудности.
- Многие молодые люди испытывают недостаток навыков самообслуживания, таких как приготовление пищи, уборка, стирка, уход за личной гигиеной. Они не имеют достаточного опыта в этих областях из-за отсутствия соответствующего родительского влияния и необходимости самостоятельно обеспечивать себя.
- Также они часто не обладают навыками планирования бюджета и управления финансами, из-за того, что не получили достаточного опыта в управлении своими финансами и не знают, как строить бюджет, платить счета, экономить деньги и избегать долгов.
- Выпускники сиротских учреждений часто не имеют достаточно социальных навыков и контактов для успешной самостоятельной жизни. Они могут испытывать трудности в установлении и поддержании здоровых отношений с другими людьми, в том числе в поиске работы, адаптации к новой среде и налаживании социальных связей.
- Кроме того, выпускники сиротских учреждений нередко сталкиваются с психологическими проблемами, такими как низкая самооценка, тревожность, депрессия, связанные с их неблагоприятным детством. Это может затруднять их способность принимать решения, решать проблемы и уверенно двигаться вперед. Из-за этого они сталкиваются с риском социальной и экономической исключенности.
Для решения данных проблем необходимы комплексные программы поддержки выпускников сиротских учреждений, включающие в себя подготовку к самостоятельной жизни, психологическую поддержку, образовательные программы и программы поддержки в трудоустройстве. Государство, благотворительные организации и общество в целом могут сотрудничать для создания эффективных механизмов поддержки и интеграции этих молодых людей в общество.
Обозначим возможные и реализуемые методы формирования самостоятельности у выпускников сиротских учреждений:
а) обучение жизненным навыкам (управление финансами, управление домашним хозяйством, планирование времени, основы покупок и приготовления пищи)
б) работа и стажировки (сотрудничество с различными предприятиями и организациями)
в) психологическая поддержка (предоставление доступной психологической поддержки, консультирование, тренинги)
г) социальная адаптация (установление социальных связей между воспитанниками, участие в общественных мероприятиях и групповых занятиях)
д) финансовая поддержка (содействие трудоустройству, предоставление информации о возможных стипендиях, грантах, субсидиях) и др.
Формирование личности у выпускников сиротских учреждений требует совместных усилий различных специалистов и институтов, работающих над психологической, образовательной и социальной адаптацией. Так, специалисты по социальной работе, старшие воспитатели, воспитатели работают в сиротских учреждениях или службах опеки, обеспечивая базовые потребности детей и подростков, а также помогая в решении практических вопросов. Они также играют роль посредников и координаторов взаимодействия между различными учреждениями и организациями.
Педагоги и психологи помогают в образовательном и психологическом сопровождении детей и подростков, обеспечивая развитие интеллектуальных и эмоциональных компетенций.
Медицинский персонал играет важную роль в обеспечении здоровья и физического развития детей и молодежи, а также в диагностике и лечении возможных заболеваний.
Волонтеры и некоммерческие организации часто оказывают дополнительную поддержку, предоставляя программы досуга, менторство, обучение навыкам, культурные мероприятия и другие формы помощи.
Общественные организации и государственные институты разрабатывают политику и программы, заботясь о правах детей-сирот, обеспечивая финансовую и правовую поддержку, а также контролируя соблюдение соответствующих стандартов и законов.
Совместная работа этих участников обеспечивает комплексную поддержку и формирует личностные качества у выпускников сиротских учреждений, помогая им успешно интегрироваться в общество и строить своё будущее.
Подготовка к самостоятельной жизни выпускников сиротских учреждений очень важна, так как от самостоятельности граждан в значительной степени зависит будущее страны, ее развитие, совершенствование социальных и экономических отношений. Самостоятельность помогает человеку успешно проявить себя в различных жизненных ситуациях, быстрее и лучше адаптироваться в социуме, а также сознательно и целенаправленно участвовать в разностороннем развитии собственной личности.