Главная
АИ #50 (180)
Статьи журнала АИ #50 (180)
Подготовка к самостоятельной жизни выпускников учреждений для детей-сирот и дете...

Подготовка к самостоятельной жизни выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор(-ы):

Голованова Алёна Алексеевна

Голованова Полина Алексеевна

15 декабря 2023

Научный руководитель

Волкова Ксения Вадимовна

Секция

Социология

Ключевые слова

дети-сироты
выпускники сиротских учреждений
социальная адаптация
психологическая поддержка
формирование личности
подготовка к самостоятельной жизни

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема подготовки к самостоятельной жизни выпускников сиротских учреждений.

Текст статьи

Одной из важных аспектов дальнейшей социализации и адаптации детей-сирот после выхода из учреждений является проблема подготовки к самостоятельной жизни выпускников сиротских учреждений, эта проблема является актуальной и требует внимания общества и государства. Выпускники сиротских учреждений часто сталкиваются с трудностями при переходе в самостоятельную жизнь из-за отсутствия поддержки и необходимых навыков.

Отметим, что численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по данным «Росстат» в возрасте до 18 лет, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации за 2022 год составляет 454,699 человек [4]. В настоящее время в каждом Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей есть категория «выпускник», которая подразумевает под собой дальнейшее жизнеустройство молодого человека.

В России есть несколько категорией детей, проживающих в центрах:

  1. Дети, оставшиеся без попечения родителей или социальные сироты – это дети, родители которых лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, оставили детей в медицинских и иных учреждениях, находятся в местах лишения свободы [3].
  2. Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель [3].

В России выпускники сиротских учреждений сталкиваются с множеством трудностей, которые им нужно преодолеть самостоятельно или с помощью различных социальных, государственных или иных организаций. Перечислим основные проблемы, которые мы выделяем в данной работе: недостаток навыков самообслуживания, планирования бюджета, недостаточность социально приемлемых навыков и полезных контактов, психологические трудности.

  1. Многие молодые люди испытывают недостаток навыков самообслуживания, таких как приготовление пищи, уборка, стирка, уход за личной гигиеной. Они не имеют достаточного опыта в этих областях из-за отсутствия соответствующего родительского влияния и необходимости самостоятельно обеспечивать себя.
  2. Также они часто не обладают навыками планирования бюджета и управления финансами, из-за того, что не получили достаточного опыта в управлении своими финансами и не знают, как строить бюджет, платить счета, экономить деньги и избегать долгов.
  3. Выпускники сиротских учреждений часто не имеют достаточно социальных навыков и контактов для успешной самостоятельной жизни. Они могут испытывать трудности в установлении и поддержании здоровых отношений с другими людьми, в том числе в поиске работы, адаптации к новой среде и налаживании социальных связей.
  4. Кроме того, выпускники сиротских учреждений нередко сталкиваются с психологическими проблемами, такими как низкая самооценка, тревожность, депрессия, связанные с их неблагоприятным детством. Это может затруднять их способность принимать решения, решать проблемы и уверенно двигаться вперед. Из-за этого они сталкиваются с риском социальной и экономической исключенности.

Для решения данных проблем необходимы комплексные программы поддержки выпускников сиротских учреждений, включающие в себя подготовку к самостоятельной жизни, психологическую поддержку, образовательные программы и программы поддержки в трудоустройстве. Государство, благотворительные организации и общество в целом могут сотрудничать для создания эффективных механизмов поддержки и интеграции этих молодых людей в общество.

Обозначим возможные и реализуемые методы формирования самостоятельности у выпускников сиротских учреждений:

а) обучение жизненным навыкам (управление финансами, управление домашним хозяйством, планирование времени, основы покупок и приготовления пищи)

б) работа и стажировки (сотрудничество с различными предприятиями и организациями)

в) психологическая поддержка (предоставление доступной психологической поддержки, консультирование, тренинги)

г) социальная адаптация (установление социальных связей между воспитанниками, участие в общественных мероприятиях и групповых занятиях)

д) финансовая поддержка (содействие трудоустройству, предоставление информации о возможных стипендиях, грантах, субсидиях) и др.

Формирование личности у выпускников сиротских учреждений требует совместных усилий различных специалистов и институтов, работающих над психологической, образовательной и социальной адаптацией. Так, специалисты по социальной работе, старшие воспитатели, воспитатели работают в сиротских учреждениях или службах опеки, обеспечивая базовые потребности детей и подростков, а также помогая в решении практических вопросов. Они также играют роль посредников и координаторов взаимодействия между различными учреждениями и организациями.

Педагоги и психологи помогают в образовательном и психологическом сопровождении детей и подростков, обеспечивая развитие интеллектуальных и эмоциональных компетенций.

Медицинский персонал играет важную роль в обеспечении здоровья и физического развития детей и молодежи, а также в диагностике и лечении возможных заболеваний.

Волонтеры и некоммерческие организации часто оказывают дополнительную поддержку, предоставляя программы досуга, менторство, обучение навыкам, культурные мероприятия и другие формы помощи.

Общественные организации и государственные институты разрабатывают политику и программы, заботясь о правах детей-сирот, обеспечивая финансовую и правовую поддержку, а также контролируя соблюдение соответствующих стандартов и законов.

Совместная работа этих участников обеспечивает комплексную поддержку и формирует личностные качества у выпускников сиротских учреждений, помогая им успешно интегрироваться в общество и строить своё будущее.

Подготовка к самостоятельной жизни выпускников сиротских учреждений очень важна, так как от самостоятельности граждан в значительной степени зависит будущее страны, ее развитие, совершенствование социальных и экономических отношений. Самостоятельность помогает человеку успешно проявить себя в различных жизненных ситуациях, быстрее и лучше адаптироваться в социуме, а также сознательно и целенаправленно участвовать в разностороннем развитии собственной личности.

Список литературы

  1. Дети в трудной жизненной ситуации: подготовка к самостоятельной жизни. – Издательство Перо, Москва, 2021.
  2. Социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / О.В. Афанасьева, Н.Ю. Кучукова, А.А. Семенов – Санкт-Петербург : СПбГИПСР, 2021. – 148 с.
  3. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ (последняя редакция) URL: Офиц. Сайт: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/079e7b4a2591f06b6af03599d9aabef165d65ec6/?ysclid=lq422hhsd8875195732
  4. Федеральная служба государственной статистики URL: Офиц. сайт: https://rosstat.gov.ru/
  5. Журнал первичного учёта детей, оставшихся без попечения родителей. – Москва : Наука, 2020. - 635 с.

Поделиться

284

Голованова А. А., Голованова П. А. Подготовка к самостоятельной жизни выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Актуальные исследования. 2023. №50 (180). Ч.III.С. 72-74. URL: https://apni.ru/article/7838-podgotovka-k-samostoyatelnoj-zhizni-vipusknik

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Социология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля