Главная
АИ #50 (180)
Статьи журнала АИ #50 (180)
Формирование эмоциональной сферы младшего школьника средствами театральной деяте...

Формирование эмоциональной сферы младшего школьника средствами театральной деятельности

Автор(-ы):

Бочарова Анастасия Анатольевна

15 декабря 2023

Научный руководитель

Филатова Ольга Валерьевна

Секция

Психология

Ключевые слова

театральная деятельность
эмоции
младшие школьники

Аннотация статьи

В статье раскрываются возможности театральной деятельности для формирования эмоциональной сферы младшего школьника. Театр является важным условием формирования всесторонне развитой гармоничной личности. Эмоциональная жизнь младшего школьника претерпевает изменения в результате значительных перемен, происходящих на фоне общего развития. Формирование у детей приемов эмоциональной регуляции поведения, значительно снизит колебания нестабильного эмоционального фона.

Текст статьи

В. Сухомлинский сравнил бездуховную жизнь ребенка с засушенным цветком. Но если добавить в мир детей сказки, творчество, воображение и фантазию, тогда его духовная жизнь будет полной.

Современное общество стремится дать детям знания, но не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая направленность на развитие мышления отодвигает эмоционально-духовную сферу ребенка на второй план. В свою очередь, современные школьники сейчас не знают о чем поговорить без телефона, боятся читать вслух, стали менее отзывчивы к чувствам других. Различные влияния на психоэмоциональное состояние детей, приводит к нарушению психоэмоционального равновесия в поведении, к негативным реакциям – замкнутости, тревожности, конфликтности, обидчивости. Эмоциональное раскрепощение ребенка, снятие зажатости, развитие чувствования и художественного воображения возможно через театральную игру и фантазирование. Таким образом, театральная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.

Театральная деятельность – это близкий и понятный ребенку вид творчества. Без творчества нет полноценного развития личности. При кропотливом изучении своей роли дети учатся понимать и выражать словом, движением, мимикой, жестом тончайшие оттенки мысли, раскрывать самые глубокие чувства. Ребята учатся пользоваться языком как средством общения. У человека с рождения уже готов механизм выражения эмоций, которые он проявляет с помощью мимики. Поэтому многие ученые считают главным каналом выражения и опознания эмоций – лицевую экспрессию. Экспрессия проявляется через речевые, мимические, пантомимические средства. Помимо жестикуляции при сильно выраженных эмоциях наблюдаются двигательные акты – эмоциональные действия (подпрыгивание при радости, закрывания лица руками при стыде, плаче и т. д.) [6]. На сцене ребенок учится преодолевать страх перед зрителем. Зачастую, именно неуверенность в себе тормозит развитие личности. Театральная деятельность помогает формировать волевые качества: упорство и целеустремленность.

В театральной деятельности происходит развитие и воспитание личности ребенка, а самое главное, обогащается эмоциональный опыт. Мы обратили внимание на то, что в театрализованных играх существует особый эмоциональный мир. Где главный смысл состоит в разнообразных переживаниях, важных для ребенка. Сами театральные этюды побуждают в ребенке многообразные чувства, которые способствуют преобразованию начальных аффектов. Во время игры ребенок принимает на себя различные роли, которые требуют собственных игровых действий для развития сюжета в быту или сказках. Именно здесь и необходимы эмоциональные проявления в поведении учащихся младшего школьного возраста [8]. Большое значение уделяется взаимосвязи между эмоциональным состоянием и театрализованной деятельностью детей. Здесь нужно отметить два главных аспекта: влияние игровой деятельности на возникновение и развитие эмоций; на развитие игр конкретного содержания, которые оказывают влияние на сформировавшиеся эмоции.

Существует несколько основных линий развития эмоционального поведения детей в театральной деятельности. Они развиваются исходя из определенного конкретного содержания, которое способствует выражению детских эмоций:

  • отношение ребенка к театральной деятельности, как к деятельности в целом, показывает его эмоциональное отношения к другим деятельностям неигрового типа;
  • дети, передавая свое отношение к происходящему, занимаясь сказочной или игровой деятельностью, развивают эмоциональную сферу;
  • в процессе театрализованной деятельности (инсценировки, кукольные спектакли и т.д.) и взаимодействии со сверстниками происходит развитие эмоциональных отношений [9].

Наблюдая за детьми на репетициях, мы выделили два типа эмоционального поведения детей младшего школьного возраста. Эмоционально активные дети легко играют свои роли, у них особенно выражен интерес к театральным действиям, свои действия они сопровождают ярко выраженными эмоциональными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д. Эмоционально пассивные дети не могут репетировать длительное время, быстро пропадает интерес к игре. Они болезненно переживают повышенное внимание окружающих к себе. Нужно стимулировать у ребенка необходимость в активном речевом общении.

Отечественные педагоги и психологи рассматривают театрализованную деятельность как специфический вид художественно-творческой деятельности, которая имеет огромное значение для всестороннего развития школьников (Л. В. Артёмова, Л. С. Выготский, Д. Б. Менджерицкая, Л. Г. Стрелкова, Б. М. Теплов). Отечественными педагогами были сформулированы принципы театральной работы с детьми младшего школьного возраста: принцип доступности драматического материала и сценического выражения; принцип последовательного и целесообразного накопления художественных впечатлений; принцип единства анализа театральной постановки и изучения литературной первоосновы; принцип опоры на игровую деятельность, что соответствует психическим особенностям ребенка; принцип синтезирования различных видов искусства в ходе театральной работы; принцип правдивого действенного исполнения. [10].

Проблемой развития эмоционального состояния детей занимались многие ученые, педагоги, психологи (Л.С. Выготский, С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Т.А. Маркова, А.П. Усова и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и в развитии его мышления. От эмоций зависит отношение к событиям, людям, оценки собственных действий и поступков. Учеными доказано, что эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, оказывают влияние на здоровье человека. По мнению Е.П. Ильина, «для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому важно не просто научить младших школьников их проявлять себя в процессе какого-либо действия с помощью положительных эмоций, но не бояться отрицательных, которые неизбежно возникают в процессе деятельности» [11].

Экспериментальное исследование проводилось на базе театрального коллектива «Пестрый квадрат», МБУК ДК «Родина», г. Ковров, Владимирская область. В экспериментальной работе приняли участие младшие школьники театрального коллектива «Пестрый квадрат» в возрасте от 9 до 10 лет. Общее количество испытуемых составило 25 человек. Для исследования эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста нами использовались следующие методики: методика «Эмоциональная пиктограмма» и методика «Эмоциональная идентификация», разработанные Е.И. Изотовой.

По результатам методики «Эмоциональная идентификация», выяснилось, что из 25 испытуемых 12 детей (48%) имеют низкий уровень сформированности восприятия мимических средств, выражения эмоций и умения их вербализировать. В ходе диагностики им потребовалась и содержательная и предметно действенная помощь. Дети смогли правильно обозначить, соотнести и воспроизвести 1-3 эмоциональных состояний.

Для 5 (20%) детей характерен средний уровень эмоциональной идентификации. При выполнении задания этим детям потребовалась содержательная помощь; они смогли определить 4-5 эмоций, правильно назвали эти эмоции и смогли их выразительно изобразить. 8 испытуемых имеют высокий уровень эмоциональной идентификации. Эти дети смогли соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями; правильно назвали все эмоциональные состояния, изобразили различные эмоциональные состояния.

Рис. 1. Результаты первичной диагностики по методике «Эмоциональная идентификация»

Рассмотрим результаты диагностики детей по методике «Эмоциональная пиктограмма». Только для 4 (16%) детей характерен высокий уровень развития эмоциональной сферы. Испытуемые правильно назвали все эмоциональные состояния, изобразили их, смогли соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями. У 13 (52%) младших школьников выявлен средний уровень развития эмоциональной сферы. Они смогли определить 5-6 эмоций, правильно назвали их и смогли эти эмоции выразительно изобразить. У 8 испытуемых (32%) низкий уровень развития эмоциональной сферы.

Рис. 2. Результаты первичной диагностики по методике «Эмоциональная идентификация»

По результатам констатирующего эксперимента нами было выявлено, что для младших школьников характерен как средний, так и низкий уровень развития эмоциональной сферы. Мы предположили, что развитие эмоциональной сферы младших школьников возможно средствами театральной деятельности.

Нами была разработана программа занятий, рассчитанная на 12 месяцев. Целью занятий стало создание условий для развития эмоциональной сферы личности младшего школьника средствами театральной деятельности. Работа может строиться с учетом принципов единства диагностики и коррекции, с учетом выявленных возрастных и индивидуальных особенностей развития эмоциональной сферы, а также с учетом деятельностного подхода, последовательности, систематичности и вариативности заданий. Комплекс занятий предназначен для осуществления на специально организованных занятиях. Длительность одного занятия составляет 40 минут. Этюды на выражение различных эмоций способствуют осознанию способов их адекватного проявления. Дети учатся выражать свои эмоции. В комплексе наших занятий представлены этюды на выражение разнообразных эмоций с целью освоения максимально широкого спектра эмоционального реагирования. Содержание этюдов детям не читается, а предложенная в этюде ситуация эмоционально пересказывается. В результате проведенных занятий дети овладеют такими навыками, как: мимика, пантомимика, жесты, научатся входить в образ героя и передавать его эмоциональное состояние. У школьников возникает адекватная реакция на разные явления окружающей жизни, они учатся глубже понимать и чувствовать себя и других. Обучение способствует формированию эмоциональной сферы ребенка. Ниже представлено содержание комплексных занятий по развитию эмоций детей младшего школьного возраста средствами театральной деятельности:

Вводный этап. Занятие 1.

  • Создание благоприятных условий для совместной работы путем музыкального сопровождения. Определение правил взаимодействия с помощью игрушки.
  • Самопрезентация учеников. Игра «Угадай, кто Я?»
  • Упражнения: дыхательное «Задуй свечу», артикуляционное: «Сказка о веселом язычке», на релаксацию: «Тяжелая ваза».

Основной этап. Занятие 2. Восприятие и понимание причин эмоций.

  • Многообразие эмоций. Беседа (название эмоций, мимические признаки их проявления)
  • Причины и способы выражения радости и удивления. Почему мы радуемся и удивляемся. Этюды на выражение удивления: «Круглые глаза», «Раздумье». Этюды на выражения радости: «Первый снег», «Встреча с другом».
  • Упражнение на развитие выразительной мимики «Мое настроение».

Занятие 3. Восприятие и понимание причин эмоций.

  • Причины и способы грусти и печали. Беседа на тему: Почему мы грустим и печалимся. Этюды: «Северный полюс», «Я так устал», «Остров плакс».

Занятие 4. Восприятие и понимание причин эмоций.

  • Причины и способы выражения страха. Беседа на тему: Почему мы боимся. Этюды: «Страх», «Ночные звуки».

Занятие 5. Восприятие и понимание причин эмоций.

  • Причины и способы выражения злости и гнева. Беседа на тему: Почему мы злимся. Этюд «два сердитых мальчика». Стихотворения: «Хмурый орел», «Король Боровик».

Занятие 6. Восприятие и понимание причин эмоций.

  • Интерес и как мы его проявляем. Этюды: «Что там происходит», «Любопытный».
  • Внимание и как мы его проявляем. Этюды: «Раздумье», «Сосредоточенность».

Занятие 7. Восприятие и понимание причин эмоций.

  • Причины и способы выражения отвращения и презрения. Этюды на выражение отвращения и презрения: «Соленый чай», «Грязь», «Гадкий утенок».

Занятие 8. Восприятие и понимание причин эмоций.

  • Вина. Почему нам стыдно. Познать принятые в обществе правила и соответственно на них реагировать. Этюд «Чуня просит прощение», рассказ «Ваське стыдно».

Занятие 9. Ритмопластика. Произвольное реагирование на сигналы. Способность передавать в свободных импровизациях характер и настроение.

  • Как мы двигаемся. Упражнение «Снеговик»
  • Как мы дышим. Упражнение «Дрессированные собачки»
  • Упражнение на дыхание «Пьем чай»

Завершающий этап. Занятие 10. Разные люди разные эмоции. Интенсивность эмоций. Беседа. Игра «Угадай эмоцию».

Занятие 11. Элементарные навыки саморегуляции. Как управлять эмоциями? Дидактический театр.

Занятие 12. Итоговое занятие. Закрепление полученных навыков. Упражнение «Наши эмоции». Рисунок «Важная эмоция».

Работа над сценическим образом включает в себя: 1) разучивание реплик; 2) работа над выражением эмоций; 3) работа над выразительностью жестов; 4)работа по развитию сценической речи (дыхательные упражнения; артикуляционная гимнастика); 5) отработка поз и движений актера. Организация и проведение театрализованных занятий не может существовать без творчества, поэтому большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от необходимости заучивать реплики, позы, движения.

С.Т. Шацкий особенно выделял драматизацию для развития учащихся начальной школы и отмечал ее практическую значимость. Л. С. Выготский выделял театрализацию как самый широкий вид развития детей. При использовании такой формы эмоционального отражения окружающей действительности дети выражают свои эмоции самостоятельно независимо от мнения взрослых. Он показал саму ценность развития эмоций детей в театральном творчестве, в его процессе; в развитии эмоций и творческого воображения, моделируя в игре жизненные ситуации [5].

По утверждению К.С. Станиславского: «Театр – это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств». Таким образом, применяя театрализацию равно как особый способ художественного развития личности ребенка, рассматриваются возможности театральной деятельности как средство для формирования эмоциональной сферы в целом.

Список литературы

  1. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций / П.К. Анохин – М., 1984. – 380 с.
  2. Богданова О.А. Воспитательные возможности внеклассной театральной деятельности / О.А. Богданова// Методист.– 2006.- №1 – С.49- 51.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович - М., Просвещение, 2005–102 с.
  4. Вудвортс Р. Выражение эмоций / Р. Вудвортс Экспериментальная психология. – М., 2000. – 798 с.
  5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. [Текст] / Л.С. Выготский. Вопросы психологии. – 1966. - № 6 – С. 62-68.
  6. Зайцев А. О социальной роли театра / А.Зайцев// Искусство в школе. – 2013. - №4. – С.49-50
  7. Изард К.Э. Эмоции человека / К.Э. Изард / СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 464 с.
  8. Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах. / Т.Б.Мазепина // Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 32с.
  9. Зотова И.В. Школьный театр в развитии самостоятельности и активности школьников / И.В. Зотова // Искусство и образование. – 2008. - №3. – С.127-132.
  10. Генералова И.А. Театр в школе: история вопроса и современная ситуация / И.А. Генералова // Науч. Школа Плюс До и После. – 2008. - №5. – С.84-87.
  11. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: в 4 т. / по ред. И.А. Каирова (и др.); Акад. Пед. Науки РСФСР. – М.: Просвещение, 1962-1965.
  12. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 752 с.

Поделиться

584

Бочарова А. А. Формирование эмоциональной сферы младшего школьника средствами театральной деятельности // Актуальные исследования. 2023. №50 (180). Ч.IV.С. 77-81. URL: https://apni.ru/article/7840-formirovanie-emotsionalnoj-sferi-mladshego-sh

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля