Понятие цифровизации подразумевает в себе использование всевозможных программ и других цифровых ресурсов с целью получения электронного обучения в удалённом формате или при получении знаний в школе или вузе. Например, задания, которые выполняются в классе с применением электронных средств таких, как компьютер либо планшет.
Цифровые образовательные технологии – инновационный способ организации процесса обучения, основывающийся на внедрении электронных систем, которые в свою очередь обеспечивают наглядность. Целью применения таких технологий является повышение качества, эффективности учебного процесса, а вместе с тем успешной социализации студентов [1, с. 10].
Цифровые инновации в профессиональной подготовке обучающихся заключают в себе различные виды их применения.
Медиаконтент в сети, а вдобавок и интерактивные цифровые учебники заслуживают всё большую репутацию и постепенно замещают привычные источники знаний. Это ролики, компьютерные тесты и другие предметы виртуальной реальности, содействующие усвоению знаний.
При использовании такого контента необходимо, чтобы учитель смог конструктивно выстроить учебный процесс с целесообразным применением прогрессивных технологий.
Обмен информацией в интернете стал весьма значительным для учеников и преподавателей, а также играет огромную значимость в инновациях образования. На нём построена работа всех онлайн-курсов, и этот способ взаимодействия, очевидно, будет актуален в школах будущего.
В настоящее время дистанционное образование завоевало великую репутацию из-за пандемии, во время которой многочисленные занятия велись онлайн посредством сервисов, где возможно было организовывать «классы» для обучения крупного количества людей [2, с. 53].
Интернет - это огромное пространство для извлечения знаний, но именно его масштабность порой может являться проблемой. Для инноваций в образовательной сфере характерно присутствие проверенных образовательных ресурсов, доступных ученикам по всему миру.
Есть, например, такие доверенные сайты, как различные онлайн-библиотеки и вебинары от профессионалов по всевозможным направлениям.
Причины внедрения инноваций:
- Без затруднения вписываются в учебный процесс и самое главное, что никак не затрагивают содержание обучения;
- Способствуют достижению поставленных программами и стандартами целей по тому или иному предмету;
- Гарантируют продвижение основных направлений стратегии в педагогике: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
- Создают условия для интеллектуального развития детей, их самостоятельности;
- Упор на развитие творческой деятельности;
- Повышение уровня качества образовательной системы;
- Создание благоприятных условий для выбора будущей профессии.
Но одной из значительных причин бурного развития цифровых инноваций в образовании ученые называют уменьшение аудиторной нагрузки и увеличение процентного соотношения самостоятельной работы. Для того чтобы сохранить и в какой-то мере повысить уровень и качество усвоения учебного материала активно используются цифровые образовательные технологии, которые обеспечивают коммуникацию между педагогом и обучающимися, устраняют пробелы в обучении [3, с. 17].
Среди возможностей в подготовке выделяют:
- Повышение уровня мобильности выполнения заданий и изучения материалов;
- Индивидуализация обучения;
- Наглядность рассматриваемых материалов;
- Взаимодействие с преподавателем;
- Моментальный доступ обучающихся к результатам своей деятельности.
Именно цифровые технологии делают процесс обучения дифференцированным, выстраивают его в соответствии с уровнем знаний каждого учащегося, дают знания, которые соответствуют уровню подготовки и тем самым повышают качество познаний. Использование таких инструментов создает условия, при которых ученик становится активных субъектов образовательного процесса. Таким образом, от пассивного восприятия он переходит к активным действиям и включается в выполнения заданий.
В современном мире в среднее профессиональное образование (сокращенно СПО) активно внедряются стандарты третьего поколения – ФГОС СПО, основой которых является компетентная основа [4, с. 20].
Программа ставит высокую планку к освоению студентами основных профессиональных программ, овладение ими общими и специальными компетенциями, которые необходимы в будущем каждому специалисту. Все это достигается путем увеличения практической части, именно в это время учащиеся могут получить нужный первоначальный опыт по выбранной профессии.
Требования ФГОС СПО требуют от преподавателей и методистов развивать инновационные технологии и инновационные методы, ведь именно их использование повышает не только эффективность подготовки кадров, но и привлекает внимание и заинтересованность к предмету [2].
При формировании профессиональной готовности учащихся СПО электронно-образовательные ресурсы рассматриваются как вспомогательные средства, дополняющие традиционную методику обучения.
Важным условием реализации является требования к информационной образовательной среды: наличие компьютерной техники и обеспечение программным обеспечением, профессиональными программами. Вот поэтому условия организации учебного процесса определяются Санитарно-эпидемиологическими нормами:
- Не больше 20 мин. – просмотр статических материалов на учебных досках и экранах;
- Не больше 30 мин. – просмотр динамических материалов на досках и экранах;
- Не больше 25 мин. – индивидуальная работа за ПК.
При организации учебного времени необходимо основываться на данные требования, так как рутинная работа приводит к физической усталости, снижение активности и вовлеченности в тему. Наиболее правильным будет чередование различных форм работы, например, работа с тетрадью и учебником чередуется с практической за ПК, коллективной работой на интерактивной доске.