Главная
АИ #50 (180)
Статьи журнала АИ #50 (180)
Сущность, содержание и особенности внедрения цифровых инноваций в среднем профес...

Сущность, содержание и особенности внедрения цифровых инноваций в среднем профессиональном образовании

Научный руководитель

Белоконова Светлана Сергеевна

Рубрика

Информационные технологии

Ключевые слова

образование
цифровизация
цифровые инновации
среднее профессиональное образование

Аннотация статьи

В статье рассматриваются цифровые инновации в образовании, их сущность и особенности.

Текст статьи

Понятие цифровизации подразумевает в себе использование всевозможных программ и других цифровых ресурсов с целью получения электронного обучения в удалённом формате или при получении знаний в школе или вузе. Например, задания, которые выполняются в классе с применением электронных средств таких, как компьютер либо планшет.

Цифровые образовательные технологии – инновационный способ организации процесса обучения, основывающийся на внедрении электронных систем, которые в свою очередь обеспечивают наглядность. Целью применения таких технологий является повышение качества, эффективности учебного процесса, а вместе с тем успешной социализации студентов [1, с. 10].

Цифровые инновации в профессиональной подготовке обучающихся заключают в себе различные виды их применения.

Медиаконтент в сети, а вдобавок и интерактивные цифровые учебники заслуживают всё большую репутацию и постепенно замещают привычные источники знаний. Это ролики, компьютерные тесты и другие предметы виртуальной реальности, содействующие усвоению знаний.

При использовании такого контента необходимо, чтобы учитель смог конструктивно выстроить учебный процесс с целесообразным применением прогрессивных технологий.

Обмен информацией в интернете стал весьма значительным для учеников и преподавателей, а также играет огромную значимость в инновациях образования. На нём построена работа всех онлайн-курсов, и этот способ взаимодействия, очевидно, будет актуален в школах будущего.

В настоящее время дистанционное образование завоевало великую репутацию из-за пандемии, во время которой многочисленные занятия велись онлайн посредством сервисов, где возможно было организовывать «классы» для обучения крупного количества людей [2, с. 53].

Интернет - это огромное пространство для извлечения знаний, но именно его масштабность порой может являться проблемой. Для инноваций в образовательной сфере характерно присутствие проверенных образовательных ресурсов, доступных ученикам по всему миру.

Есть, например, такие доверенные сайты, как различные онлайн-библиотеки и вебинары от профессионалов по всевозможным направлениям.

Причины внедрения инноваций:

  1. Без затруднения вписываются в учебный процесс и самое главное, что никак не затрагивают содержание обучения;
  2. Способствуют достижению поставленных программами и стандартами целей по тому или иному предмету;
  3. Гарантируют продвижение основных направлений стратегии в педагогике: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
  4. Создают условия для интеллектуального развития детей, их самостоятельности;
  5. Упор на развитие творческой деятельности;
  6. Повышение уровня качества образовательной системы;
  7. Создание благоприятных условий для выбора будущей профессии.

Но одной из значительных причин бурного развития цифровых инноваций в образовании ученые называют уменьшение аудиторной нагрузки и увеличение процентного соотношения самостоятельной работы. Для того чтобы сохранить и в какой-то мере повысить уровень и качество усвоения учебного материала активно используются цифровые образовательные технологии, которые обеспечивают коммуникацию между педагогом и обучающимися, устраняют пробелы в обучении [3, с. 17].

Среди возможностей в подготовке выделяют:

  1. Повышение уровня мобильности выполнения заданий и изучения материалов;
  2. Индивидуализация обучения;
  3. Наглядность рассматриваемых материалов;
  4. Взаимодействие с преподавателем;
  5. Моментальный доступ обучающихся к результатам своей деятельности.

Именно цифровые технологии делают процесс обучения дифференцированным, выстраивают его в соответствии с уровнем знаний каждого учащегося, дают знания, которые соответствуют уровню подготовки и тем самым повышают качество познаний. Использование таких инструментов создает условия, при которых ученик становится активных субъектов образовательного процесса. Таким образом, от пассивного восприятия он переходит к активным действиям и включается в выполнения заданий.

В современном мире в среднее профессиональное образование (сокращенно СПО) активно внедряются стандарты третьего поколения – ФГОС СПО, основой которых является компетентная основа [4, с. 20].

Программа ставит высокую планку к освоению студентами основных профессиональных программ, овладение ими общими и специальными компетенциями, которые необходимы в будущем каждому специалисту. Все это достигается путем увеличения практической части, именно в это время учащиеся могут получить нужный первоначальный опыт по выбранной профессии.

Требования ФГОС СПО требуют от преподавателей и методистов развивать инновационные технологии и инновационные методы, ведь именно их использование повышает не только эффективность подготовки кадров, но и привлекает внимание и заинтересованность к предмету [2].

При формировании профессиональной готовности учащихся СПО электронно-образовательные ресурсы рассматриваются как вспомогательные средства, дополняющие традиционную методику обучения.

Важным условием реализации является требования к информационной образовательной среды: наличие компьютерной техники и обеспечение программным обеспечением, профессиональными программами. Вот поэтому условия организации учебного процесса определяются Санитарно-эпидемиологическими нормами:

  1. Не больше 20 мин. – просмотр статических материалов на учебных досках и экранах;
  2. Не больше 30 мин. – просмотр динамических материалов на досках и экранах;
  3. Не больше 25 мин. – индивидуальная работа за ПК.

При организации учебного времени необходимо основываться на данные требования, так как рутинная работа приводит к физической усталости, снижение активности и вовлеченности в тему. Наиболее правильным будет чередование различных форм работы, например, работа с тетрадью и учебником чередуется с практической за ПК, коллективной работой на интерактивной доске.

Список литературы

  1. Балыхин Г.А., Профессиональное образование №4 2006: Периодическое издание / Г.А. Балыхин – Федеральная целевая программа развития образования: новаторские решения на перспективу, 2006.
  2. Казаков В.Г., Профессиональное образование №1 2006: Периодическое издание / В.Г. Казаков – Новое время – новые технологии профессиональной подготовки, 2006.
  3. Ларина В.Д., Профессиональное образование №7 2006: Периодическое издание / В.Д. Ларина – Модель инновационной деятельности учреждения профобразования, 2006.
  4. Мельникова Е.Ю. Профессиональное образование №9 2006: Периодическое издание / Е.Ю. Мельникова – Высшему образованию столицы – инновационный режим развития, 2006.

Поделиться

768

Ворощук И. Н. Сущность, содержание и особенности внедрения цифровых инноваций в среднем профессиональном образовании // Актуальные исследования. 2023. №50 (180). Ч.I.С. 64-66. URL: https://apni.ru/article/7841-cushchnost-soderzhanie-i-osobennosti-vnedreni

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря