Психологическая коррекция агрессивного состояния детей

В статье раскрываются актуальные вопросы коррекции агрессивного поведения детей и подростков в деятельности родителей, практических психологов и социальных педагогов образовательных учреждений различных типов. Рассмотрены основные этапы работы с детьми, предложены методы и методики коррекции проявлений агрессивности в поведении детей и подростков, в частности констатация фактов, использование вопросов, обращенных непосредственно к ребенку, раскрытие мотивов поведения, раскрытие информации о том, как ребенок ведет себя.

Аннотация статьи
коррекция агрессии
подростковая и детская агрессивность
агрессивное поведение
Ключевые слова

Историческое развитие человека доказывает тот факт, что человек всегда испытывал чувство агрессии к себе подобным. И всегда человека учёные исследовали и пытались определить природу жестокости и агрессии, которую испытывает и проявляет человек. Особенно агрессивное состояние проявляется у детей, которые в силу физиологии проявляют её на достаточно высоком уровне.

Особенность детской агрессии заключается в её эмоциональной составляющей, которая проявляется на высоком уровне, при этом сильное влияние на агрессивное состояние оказывает влияние группы. Данный факт подтверждается тем, что по отдельности дети зачастую не так активно агрессивны, как в компании, где снимается индивидуальная ответственность и переходит в коллективную.

Дети являются физически активной социальной группой, которая, при выражении агрессии, может причинять материальный ущерб имуществу и физический и моральный ущерб окружающим людям. Агрессивность детей также может заключаться в резких и грубых высказываниях, которые могут перерастать в физические действия как к детям, так и ко взрослым.

Важнейшей задачей образования в современной России является реализация гуманистических ценностей, что подразумевает ориентацию ДОУ на внимание к личности дошкольника, к его индивидуальным проявлениям. В связи с этим особое значение приобретает проблема внутриличностных и межличностных конфликтов субъектов образовательной деятельности, препятствующих дошкольникам адаптироваться к игровой деятельности [4, с.48].

Существует множество исследований, связанных с психологической коррекцией агрессивного поведения детей. Исследованием агрессивного состояния детей, а также психологической коррекцией данного состояния занимались различные учёные и исследователи современности из различных областей наук с учётом применения знаний из смежных областей. Особое значение для настоящего исследования приобретают научные изыскания Горностаевой Г. Л. и Ибраимовой В. М., которые описывали агрессию детей с точки зрения причинения боли самому себе. Интересными являются научные исследования Г.Э. Бреслава, который рассматривает агрессию детей как свойство человека и неотъемлемую часть его жизни. Ю. Б. Можгинский анализирует агрессивность, которая, по мнению автора и исследователя представляет собой питательную среду.

Наука пестрит определением многообразия агрессивного состояния детей. Однако, нами определено настоящее понятие и рассматривается как психотическая и поведенческая агрессия, где первый термин рассматривается с моральной точки зрения, а второй – с физической.

Одно исследование, проведенное в 2018 году, выявило эффективность терапии игрового подхода для детей с поведенческими проблемами, включая агрессивное поведение. Терапия включала диалоговую игру с целью улучшить коммуникацию, развить социальные навыки и научить детей регулировать свои эмоции [2, с.117].

Другое исследование, проведенное в 2019 году, подтвердило эффективность когнитивно-поведенческой терапии для детей и подростков с агрессивным поведением. Эта терапия, основанная на устранении нерациональных мыслей, помогает детям осознать, как их мысли и поведение взаимодействуют друг с другом, и учиться контролировать свое поведение.

Также было проведено исследование, раскрывающее эффективность целенаправленной работы с родителями, которые в большинстве случаев не являются агрессивными сами по себе, но не отвечают на попытки своих детей в конфликтных ситуациях. В ходе тренинга родителям показывали, как они могут строить эффективную коммуникацию с ребенком и учитывать его потребности. Было замечено, что после такой работы агрессивное поведение детей улучшается.

В целом, исследования свидетельствуют о том, что эффективность психологической коррекции агрессивного поведения детей зависит от индивидуальных потребностей конкретного ребенка. Кроме того, работа с родителями и обучение их способам улучшения коммуникации и реагирования на конфликты является важной составляющей работы с детьми, проявляющими агрессивное поведение.

Дополнительные исследования показывают, что использование арт-терапии, музыкальной терапии и йоги может улучшить поведение детей, проявляющих агрессию. Арт-терапия, например, может помочь детям выражать свои эмоции через создание различных художественных произведений. Музыкальная терапия также может помочь детям управлять своими эмоциями через музыку и ритм. Йога занимает центральное место в повседневной жизни многих людей и включает в себя практики, которые могут помочь детям улучшить свою концентрацию, управление поведением и уменьшить стресс.

Наконец, одно исследование показало, что использование технологий, таких как веб-терапия, также может быть эффективным для коррекции агрессивного поведения детей. Веб-терапия может быть удобной альтернативой, особенно для тех, кто живет в удаленном месте или имеет ограниченный доступ к традиционной терапии [1, с.125].

В целом, коррекция агрессивного поведения детей требует индивидуального подхода и основывается на потребностях каждого конкретного ребенка. Хотя многие терапевтические методы могут быть эффективными, важно, чтобы родители и терапевты работали вместе, чтобы найти наилучший способ помочь ребенку перестать проявлять агрессивность и научиться регулировать свои эмоции и поведение [3, с.161].

Ниже представлены результаты практических исследований, связанных с психологической коррекцией агрессивного поведения детей:

  1. Исследование, проведенное в 2017 году, показало, что терапия игрового подхода была эффективна для детей в возрасте от 9 до 11 лет, имеющих проблемы с поведением, включая агрессивное поведение. После терапии дети стали лучше управлять своими эмоциями, развивать социальные навыки и участвовать в различных активностях.
  2. Исследование, проведенное в 2019 году, показало, что терапия когнитивно-поведенческого подхода помогла детям с агрессивным поведением улучшить свою способность контролировать свои эмоции и поведение, а также улучшить качество отношений с родителями и сверстниками.
  3. Исследование, проведенное в 2015 году, показало, что после целенаправленной работы с родителями детей, проявляющих агрессивное поведение, отношения в семье стали более позитивными, и родители стали лучше отвечать на потребности своих детей. Это привело к уменьшению агрессивного поведения детей.
  4. Исследование, проведенное в 2017 году, оценивало эффективность базы данных-навигатора, которая содержала информацию о различных терапевтических методах для родителей и специалистов в области психологии для работы с детьми, проявляющими агрессивное поведение. Определено, что использование таких баз данных может помочь родителям и специалистам лучше понимать, какие меры лучше всего подходят для каждого отдельного ребенка.

В целом, результаты исследований показывают, что психологическая коррекция агрессивного поведения детей может быть эффективной при правильном подходе и индивидуальном кейс-методе. Работа с родителями, использование различных терапевтических подходов, включая когнитивно-поведенческий и игровой подходы, а также использование баз данных-навигаторов могут помочь родителям и специалистам в работе с детьми, которые проявляют агрессивное поведение [6, с.95].

У девочек эти представления ещё только складываются и поэтому не всегда реализуются в поведении.

Таблица

Проявления различных форм агрессивного поведения у мальчиков и девочек подросткового возраста

Возрастные группы

Формы агрессивности, %

физическая

косвенная

вербальная

негативизм

7-9 лет

мальчики

70%

40%

62%

68%

девочки

30%

25%

38%

36%

10-13 лет

мальчики

59%

49%

52%

69%

девочки

38%

41%

49%

62%

Анализ приведённых в таблице данных показывает, что наибольшей агрессивностью отличаются 7-9-летние мальчики, у которых преобладает физическая агрессия.

У мальчиков с возрастом происходит затухание физической агрессии, а у девочек наблюдается рост этой формы агрессивности. При спаде косвенной агрессии у мальчиков идёт значительное увеличение её у девочек.

Рис. 1. Проявления различных форм агрессивного поведения у мальчиков

В 10-13 лет отмечается снижение вербальной агрессии у мальчиков, при постоянном нарастании этой агрессии у девочек.

Рис. 2. Проявления различных форм агрессивного поведения у девочек

Вывод. Младшему школьному возрасту присущи различные типы нарушенного поведения, среди которых – агрессия. Уровень агрессивности детей может меняться в зависимости от ситуации, формированию детской агрессивности способствует и неприятие со стороны взрослых – безразличие, устранение от общения с ним, современное окружение детей и СМИ. Часто причиной детской агрессивности является семья. Психологическая коррекция агрессивного состояния у детей в ракурсе взаимодействия с родителями заключается в том, что родителям необходимо аккуратно установить причины подобно девиантного поведения детей. Важно, чтобы родитель принимал любой выбор ребёнка и понимал его в любой ситуации [5, с.20].

Педагогам следует психологически объяснять детям, что такое личность ребёнка и что такое поступок. После успокоения и понимания, ребёнку следует внятно и спокойно объяснить, почему его поступок носил агрессивный характер и почему так больше поступать не стоит.

Правильная психологическая коррекция агрессивного поведения детей тесно связана с определением причин этого поведения. Важно индивидуально подобрать именно те методы, которые будут снижать тревожность и гнев, постепенно раскрывая внутренний мир ребёнка. Вот несколько рекомендаций:

  1. Понять причины агрессивного поведения. Чаще всего дети проявляют агрессию из-за внутренних конфликтов, низкой самооценки, страхов, фобий, ревности и неспособности выразить свои эмоции.
  2. Ориентироваться на выявленные авторитеты ребенка. Важно, чтобы ребенок уважал своих родителей и понимал, что его поведение нежелательно. Будьте искренними, но в то же время уважайте чувства ребенка [3, с.25].
  3. Поощрять детей. Помните, что любой успех следует поощрять. Это повышает уровень мотивации, и ребенок будет стараться всегда стараться достичь лучших результатов.
  4. Не гневаться, а общаться. Когда ваш ребенок проявляет агрессию, важно убрать избыточные эмоции и начать общение. Давайте ребенку понять, что его поведение недопустимо, но что он может понять, как избавиться от своих проблем.
  5. Не стесняйтесь обращаться к психологу. Если вы не можете разобраться с ситуацией и не улучшаете ее самостоятельно, обратитесь по нежеланию к психологу. Он поможет вам разобраться с ситуацией и дать советы, в каком направлении двигаться.
  6. Использовать позитивное воспитание. Сосредоточьтесь на развитии положительных качеств ребенка, укреплении его самооценки и конструктивной коммуникации.
  7. Внести изменения в окружающую среду. Если ваш ребенок проявляет агрессивное поведение в конкретных условиях, думайте о том, как изменить окружающую среду, чтобы уменьшить напряжение.
  8. Определить правильный набор правил и наказаний. Детям нужно знать, что их поведение имеет последствия. Однако форма наказания должна быть четко определена и соответствовать характеру социальных отношений между взрослым и ребенком.
  9. Поддерживать эмоциональное состояние ребенка. Важно уделять ребенку внимание и поддерживать его, когда у него возникает тревога и стресс.
  10. Содействуйте построению социальной системы, в которой ваш ребенок будет чувствовать себя в безопасности и лучше осознавать свои потребности. Всякий раз, когда ребенку удается достигать успеха в социальной среде, он становится более уверенным в себе и способен открыть себя более полно [7, с.160].

Таким образом, можно сказать о том, что психологическая коррекция агрессивного состояния детей направлена на работу с внутренним миром ребёнка, его чувствами и переживаниями. Для того, чтобы данная работа была эффективной, необходима сплочённая работа всех участников образовательных отношений.

Текст статьи
  1. Алфимова, М.В., Трубников, М.В. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2022. – № 6. – С. 122-147.
  2. Бендер, П.У. Хеллман, Л. Лидерство изнутри. – М., 2020. - 117 с.
  3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М. : Педагогика, 2021. - 25 с.
  4. Ениколопов, С.Н. Концепция агрессии в современной психологии // Прикладная психология. – 2021. – № 1. – С. 45-54.
  5. Колосова, С.Л. Детская агрессия. - СПб., 2019. - 224 с.
  6. Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Речь, 2018.- 336 с.
  7. Чижова, С.Ю., Калинина, О.В. Детская агрессивность: 100 ответов на родительское "почему?" - Ярославль: Академия развития, 2022. - 160 с.
Список литературы