Главная
АИ #51 (181)
Статьи журнала АИ #51 (181)
Трансформация роли женщины в обществе через призму строительства Братска и Братс...

Трансформация роли женщины в обществе через призму строительства Братска и Братской ГЭС

Рубрика

История, археология, религиоведение

Ключевые слова

Братская ГЭС
трансформация социальных институтов ролевой конфликт
гендерное неравенство
сфера трудовых отношений
профессиональная социализация

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются проблемы адаптации советской женщины к новым экономическим, социально-политическим и культурным обстоятельствам, которые складываются в стране во время «хрущевского» десятилетия. Исследование проводится в рамках социальной истории, с позиций которой женщины рассматриваются как особая социальная группа со своими специфическими интересами и потребностями. В качестве метода для анализа выступает гендерный подход, который предполагает экспертизу социально-исторических явлений с учетом фактора пола.

Текст статьи

Рассматриваемый период характеризуется эволюционными процессами, постепенной перестройкой в иерархии социальных ролей в советском обществе. Если изначально власти определяли для советской женщины роль строительницы коммунизма, активной в общественной сфере, то в рассматриваемый период официальная модель советской идентичности утрачивает первоначальную направленность на аскетизм.

Новые ценностные ориентиры предполагают, что женщина в качестве дополнения к основным ролям может исполнять роль хозяйки и потребителя. Наиболее ярко процесс перехода к новым ценностям советского общества проявился в городах, так как он был связан с городским образом жизни. Поэтому мы рассматриваем повседневную жизнь реально существовавших советских женщин, проживавших во вновь строящемся городе с различным социальным статусом и культурным уровнем.

Актуальность исследования определяется тем, что несмотря на то, что с начала XX в. положению женщин в российском обществе уделялось большое внимание, и многое было сделано в этом отношении, сегодня женское население по-прежнему остается одной из самых незащищенных групп. Женщины несут на себе двойную нагрузку – экономическую (труд наравне с мужчинами) и социальную (рождение и воспитание детей).

Особый интерес к «женской теме» обусловлен разнообразием ролевых функций, которые осваивают женщины в современном обществе. Российское общество, в котором не так давно акцент был сделан на предоставлении женщине возможности реализовать свои карьерные амбиции, в последнее время в связи с нестабильностью в экономическом секторе, а также обострившейся демографической проблемой, обращается к патриархальной государственной политике. Проявляется это в форме ограничения участия женщин в государственно-профессиональных сферах, что порождает недовольство женщин и напряженность. В результате чего перед государством становится задача по выработке политики, предоставляющей равные условия реализации для женщин.

Таким образом, изучение исторического опыта вовлечения женщин в трудовую и общественно-политическую жизнь является значимой и актуальной темой. Это важно для выработки современной политики по отношению к женщинам, которая позволит им гармонично развиваться. Исследование данной темы поможет оценить основные тенденции в области решения женского вопроса в Братске, использовать достижения и учесть ошибки.

Необходимо учитывать при рассмотрении данной темы, что «фокус анализа истории повседневности – изучение социального с точки зрения индивида не просто повседневность, но повседневное сознание и поведение».

Изучив материал по данной теме и побеседовав с женщинами первостроителями, мы пришли к выводу, в ходе перемен в политической и социально-экономической жизни страны в 1950-60 гг. повышалась роль женщины в социалистическом обществе. Особенностью этого периода в истории страны является рост занятости женщины в народном хозяйстве, одновременно женщины шире привлекаются к работе в общественных организациях. Со стороны государства усиливается внимание к социальной роли женщины в советском обществе и ее потребностям. Повышается образовательный уровень женщины, что способствует ее продвижению по служебной лестнице и материальной независимости.

Повседневная жизнь женщин строителей г. Братска включала работу на производстве, семейно-бытовые обязанности, участие в общественной и культурной жизни общества.

Стоит заметить, что на призыв комитета ВЛКСМ стройки откликнулись везде, но отправляли самых достойных. По данным исследования, кроме того, как приезжали на строительство Братска и Братской ГЭС по комсомольским путевкам, другого способа попасть на «стройку века» выявлено не было. Но известны случаи, когда благодаря своему стремлению и рвению к труду, девушкам отдавали путевки, принадлежавшие ранее другим.

Так же не всегда молодых девушек, особенно не достигших совершеннолетия, отпускали в неизведанную тайгу родители, тогда они тайком сбегали на поезд, билет на который получали, путем продажи своей собственной одежды. Мотивы приезда были различны: бежали от не устраивавшей жизни дома, ехали в поисках перспективной работы и большого стабильного заработка, но в большинстве своем респонденты отвечают, что ехали за романтикой – «за запахом тайги». Но в любом случае им приходилось непросто.

Несмотря на то, что еще до вручения комсомольских путевок, девушек предупреждали о трудностях, возникающих в глухой тайге, они все равно ехали на стройку. В большей степени, на такие твердые волевые решения девушек, оказало влияние советское воспитание, при котором каждый человек считал значимым свой вклад на благо государства. И женщины отправлялись на строительство Братска и Братской ГЭС, невзирая на трудности, потому что понимали, что без них не обойтись, их труд очень важен для построения города и гидроэлектростанции.

В результате проведенных нами интервью удалось выяснить, что большинство отвечавших воспринимали приезд в Сибирь как значительное событие в своей жизни. Отвечая на вопрос, когда они приехали, все называли не просто год, а точную дату. Чувствовалось, что для них это было важной жизненной вехой. И подавляющее большинство воспринимало работу в Сибири как нечто важное, прежде всего для них самих, для их судьбы, а саму Сибирь – как место, где они нашли себя, построили свою жизнь.

Таких людей, для которых Братск стал судьбой, которые обосновались здесь навсегда, которые сложили здесь свои семьи, были десятки тысяч. В середине 1960-х годов в этом городе возникало 100 новых семей ежемесячно. В городе рождалось каждый день 10-15 детей.

Английский писатель и журналист Джон Рассел, побывав в Братске, рассказывал: «Нас поразило, что строители, с которыми мы беседовали, довольны своей работой и жизнью и, несмотря на это, полны решимости переезжать на строительство следующей гидростанции, где неизбежны трудности. И хочется верить, что не только они, но и их сыновья будут строить гидростанции на огромных сибирских реках». Из выступления ветерана комсомола В. Свиридовой: «Мне кажется, что, несмотря на все трудности, нам было проще, мы были легки на подъем, считали, что строительство – дело нашей чести и комсомольской совести, жизни не мыслили без напряженного труда, взаимовыручки и товарищества... За становления наших характеров, за то, что мы стали специалистами, спасибо Братску!» [3].

Но, стоит заметить, что на основе материалов, представленных в данной работе, можно рассмотреть образ идеальной женщины рабочей: юной комсомолки, готовой, невзирая на тяжелейшие климатические и бытовые условия, благодаря самоотверженному труду, их мужеству и силе духа, энтузиазму, стремлению принести пользу людям, трудиться на благо государству.

Такими были и машинист башенного крана Жанна Болдина, которая, чтоб приехать на стройку, в после учебное время, постигала азы этой профессии у себя дома, и бетонщицы Анна Костина и Лиза Бердина, которые, чтоб не замерзнул бетон? грели его вечерами у костра [4]. На 1962 год количество девушек готовых трудиться на благо Родины в далекой Сибири составляло 843.

Изучив специфику рабочего времени женщин строителей Братска и Братской ГЭС, можно отметить, что труднее всего девушкам было работать по профессии бетонщик. В первую очередь из-за того, что исходя из климатических условий Братска, где сильные морозы и тепла почти нет, в обязанности женщин, помимо изготовления бетонных изделий, выгрузки бетонной смеси в подготовленный заранее котлован, входило слежение за температурой затвердевающего бетона, утепление его, так как бетон необходимо высушивать определенное время при определенной температуре. А при морозе в -50 градусов поддерживать температуру возможно было только согревая бетон у костра в течение суток, не прерываясь на сон.

Помимо профессии бетонщик, среди женской половины рабочих были популярны профессии арматурщика и монтера пути, которые так же требуют большой физической силы и выносливости. Так же девушки преуспели и в профессиях маляр, машинист компрессора, облицовщик, плиточник, столяр, монтер связи, штукатур, электрогазосварщик.

Еще одним существенным недостатком, связанным с женским трудом, являлась проблема низкой квалификации работниц, в первую очередь это связано с тем, что часто девушки приезжали на стройку, не имея профессионального образования. И, тем не менее, одной из отличительных черт тех девушек было огромное стремление к учебе.

Большое значение в сфере организации труда женщин имеет создание благоприятных условий, учитывающих физиологические, психологические и другие их особенности. Но на строительстве Братска и Братской ГЭС это замечено не было. Норму женщины выполняли такую же, как и мужчины. Спрашивали с девушек не меньше, чем с мужчин.

Таким образом, несмотря на все трудности, девушки, приезжавшие часто без образования, добивались значительных успехов в профессиях, которые им были предоставлены. Трудовые достижения женщин и количественные показатели говорят об успешности процесса вовлечения их в сферу общественного производства.

Такие девушки Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1966 года были награждены орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и орденами «Знак почета». Всего к наградам было представлено 644 женщины строителя Братска и Братской ГЭС [1].

Но были и девушки, о жизни которых мало что известно. И, тем не менее, им тоже было нелегко, но несмотря на то, что их орденами никто не наградил, они все же с честью прошли все испытания на своем трудовом пути и благодаря им, стало возможным воплотить в жизнь проект под названием Братская ГЭС. О таких людях корреспондент американского журнала «Новости США» Чарльз Фольц, побывавший в Братске, в книге отзывов 23 октября 1963 г. оставил следующую запись: «Сила Братска лежит не в могущественных водах его реки и даже не в самой плотине. Она заключается в энергии и идейном духе его людей, рабочих и инженеров. Я горжусь, что встретился с ними и видел их во время работы» [2].

Рассмотрев жизнь и быт первостроителей, мы выяснили, что первоначально рабочие жили в палатках, которые в сибирские морозы не особо спасали, разве что от ветра, поэтому стоявшие в палатках железные печки топились круглосуточно. С 1956 года наблюдается улучшение жилищных условий, связи с ликвидацией палаток и переселением людей в общежития. Но и там, еще много чего не было. Так, 2 августа 1956 г. Иркутским обкомом партии обсуждался вопрос «О неудовлетворительных жилищных и культурно-бытовых условиях рабочих на строительстве Братской ГЭС» [2].

Помимо отсутствия жилищных условий, также наблюдается нехватка продовольственных товаров: часто в магазинах не было хлеба, сахара, отсутствовала свежая рыба, редко бывали колбасные изделия, мало было кисло – молочных продуктов, яиц.

Рассмотрев жизнь и быт женщин строителей Братска и Братской ГЭС, можно сделать вывод, рабочее время занимало у женщин строителей большую часть всего времени. Свободное время составляло шесть-восемь часов. В него были включены: время на удовлетворение физиологических потребностей (уход за собой, прием пищи и др.), труд по дому, воспитание детей, досуг.

На протяжении всего исследуемого периода власть постоянно в своих решениях затрагивала проблему «свободного времени и досуга трудящихся». Было принято, чтобы люди свое свободное время посвящали культурному общению, умственному и физическому развитию, общественной деятельности, художественному творчеству. Поэтому, в городе периодически проходили спортивные соревнования, смотры художественной самодеятельности и соревнования на лучшие комнаты в общежитии.

Стоит заметить, что женщины принимали активное участие в общественной жизни комсомольско-молодежной стройки. Так в формировании различных клубов по интересам большинство девушек выступало инициаторами. Для создания более уютной атмосферы первоначально в палатках, а затем в общежитиях девушки взяли под свой контроль быт проживающих, и, не редко, они успевали помочь в наведении порядка мужчинам.

Чтоб сделать жизнь на стройке более разнообразной, девушки организовывали клубы. Одной из таких женщин была Тамара Петровна Новикова, которая активно интересовалась творческими наклонностями строителей, а после приглашала их принять участие в художественной самодеятельности клуба «Геолог», с появлением которого городок сразу ожил.

Так же девушки принимали активное участие в художественной самодеятельности, и, стоит заметить, не редко показывали хороший результат. Например, Инна Литвинова и Галина Новицкая, начинавшие танцевать с азов в клубе «Ангара», вскоре уже выступали одна с номером из балета «Рагнеда», другая солировала в татарском танце.

Семь девушек – участниц хора, организованного Алексеем Шохиным в 1957 году выезжали на областной смотр художественной самодеятельности с песней «Едут новоселы», где заняли первое место.

Таким образом, мы видим большой вклад женщин первостроителей в развитие в городе художественной самодеятельности. Благодаря которой стройка зажила яркой и интересной жизнью. Невзирая на трудности быта, тяжелейшие условия труда, женщины строители города Братска и Братской ГЭС не падали духом, а верили в создание замечательного города, можно сказать, жили строительством Братска.

В целом, результаты данного исследования позволяют сделать вывод, что строителями Братска и Братской ГЭС накоплен большой опыт по вовлечению женщин в трудовую и общественно-политическую жизнь. За прошедшие десятилетия женщины стали многочисленной группой взрослого трудоспособного населения страны и г. Братска, повысился их профессиональный, образовательный уровень. Соответственно, привлечение их к активной общественной деятельности было и есть необходимое условие для нормального функционирования государства.

Список литературы

  1. Имена Братска. URL: http://imenabratska.ru/spisok-1646-nagrazhdyonnyx-za-stroitelstvo-bratskoj-ges-23-fevralya-1966-goda (дата обращения 30.05.2023)
  2. Никифоров В.С. Социальные аспекты строительства Братской ГЭС // Иркутский историко-экономический ежегодник. – 2010. – С. 340-345.
  3. Огни Ангары. – 1981. – 19 января. – С. 2.
  4. Это было на Ангаре [сост.: В. Енишерлов, Д. Иванов; ред. Б. Никифоров]. – М.: «Молодая гвардия», 1974. – С. 213.

Поделиться

514

Киряшина Ю. В. Трансформация роли женщины в обществе через призму строительства Братска и Братской ГЭС // Актуальные исследования. 2023. №51 (181). Ч.II.С. 79-82. URL: https://apni.ru/article/7858-transformatsiya-roli-zhenshchini-v-obshchestv

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря