Главная
АИ #51 (181)
Статьи журнала АИ #51 (181)
Малый и средний бизнес в России: проблемы и перспективы

Малый и средний бизнес в России: проблемы и перспективы

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

малый и средний бизнес
проблемы
государство
поддержка
тенденции

Аннотация статьи

В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкивается малый и средний бизнес в нашей стране. Рассмотрены ключевые требования отнесения к малому и среднему бизнесу, представлены механизмы совершенствования политики в сфере малого и среднего бизнеса.

Текст статьи

Понятие «бизнес» представляет собой деятельность, главной целью которой является систематическое получение прибыли. Тождественным данному термину понятием является «предпринимательская деятельность». Такая деятельность может осуществляться за счет собственных и/или заемных средств, при этом риски и ответственность за возможные неудачи в процессе ведения бизнеса несет предприниматель.

Предпринимательская деятельность может классифицироваться по различным формам и видам. Малое и среднее предпринимательство (МСП) является одной из форм бизнеса, характеризующей его масштабность. Критерии, определяющие, к какому виду относится предприятие, представлены в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, статья 4, а также зафиксированы на сайте Федеральной налоговой службы РФ.

Предприятия делятся на микро-, малые и средние по двум основным критериям: сумме годового дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, а также по среднесписочной численности сотрудников. Бизнес относят к той или иной категории, если оба показателя не превышают установленных значений. Согласно критериям отнесения предприятий, к категории МСП, установленным на 2023 год, хозяйствующие субъекты должны соответствовать следующим требованиям:

  • микропредприятие: численность работников до 15 человек включительно, годовой доход до 120 млн. руб.;
  • малое предприятие: от 16 до100 работников, доход до 800 млн. руб.;
  • среднее предприятие: от 101 до 250 работников, доход до 2 млрд. рублей [3, с. 29].

Наиболее существенные проблемами малого бизнеса в Российской Федерации являются:

  • сложности оформления, регистрации, открытия малого предприятия, то есть организационные проблемы;
  • отсутствие необходимых производственных помещений, необходимого оборудования; нехватка квалифицированного персонала (или не достаточная квалификация персонала), то есть проблемы материально-технического характера;
  • высокие процентные ставки по кредитам для малого бизнеса, достаточно низкий уровень платежеспособности населения; высокая арендная плата и другие, то есть финансовые проблемы;
  • кредитная необеспеченность малого бизнеса, высокая налоговая нагрузка, то есть недостатки в налоговой системе Российской Федерации.

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 г. № 1083-р, на основании Федерального закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предполагает к 2030 г. рост валового внутреннего продукта до 40%, в настоящее время эта доля составляет всего 25% от общего числа занятых в экономике. Основными преимуществами малого бизнеса являются гибкость организационных структур управления и возможность быстрого реагирования на изменения внутреннего рынка, кроме того, малый бизнес создает новые рабочие места и тем самым снижет уровень безработицы [2, с. 75].

На сегодняшний день малый и средний бизнес в Российской Федерации часто является не успешным. Поэтому в России на сегодняшний день осуществляется поддержка бизнеса, но она скорее оперативного характера. Данная поддержка рассматривается в отношении мер, которые связаны как с налоговой, так и с административной деятельностью, а также с субсидированием.

Существуют некоторые специфические меры, которые представлены в разных направлениях – это как финансовые меры, базирующиеся на льготном кредитовании, так и продление или отсрочка выплаты существующих кредитов. Могут использоваться административные меры, которые касаются приобретения сырья, отечественного оборудования или принятия технологических решений. Для приобретения сырья и оборудования формируется реестр, где указываются поставщики, которые относятся к различным категориям.

Оказание государством финансовой помощи, субсидирование реализуются только в приоритетных проектных направлениях и организациям, задействованных в импортозамещении, в том числе импортерам оборудования. Кроме того, такая помощь реализуется для тех организаций, которым причинен ущерб, и они вынуждены из-за этого приостановить деятельность.

При осуществлении предпринимательской деятельности достаточно большое значение имеет профессиональный коллектив. Поэтому организации малого и среднего бизнеса ищут талантливых работников, которые нередко конкурируют между собой. Естественно, у крупного бизнеса больше активов и он может более широко доносить свои предложения до соискателя. У представителей малого и среднего бизнеса такой возможности, к сожалению, нет и они во многом проигрывают в поиске грамотных специалистов. Необходимо выстраивать новую стратегию, и данная стратегия продвижения на рынке талантов является элементом основной стратегии развития организации [4, с. 47].

Таким образом, значительных капитальных вложений требуют такие отрасли экономики как: сельское хозяйство, общественное питание, ремонт техники и машин, торговля, строительство гражданских объектов и др. Это те сферы, которые занимают малые предпринимательские структуры, которые особо остро нуждаются в государственной поддержке [1, с. 24].

Список литературы

  1. Безуглый Э.А., Ткаченко В.В., Михайликов В.Л. Меры государственной поддержки российского предпринимательства в условиях санкций // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2022. – №3. – [Электронный ресурс]. – https://cyberleninka.ru/article/n/mery-gosudarstvennoy-podderzhki-rossiyskogo-predprinimatelstva-v-usloviyah-sanktsiy (дата обращения: 15.12.2023).
  2. Мусаева Х.М. Основные тенденции развития малого предпринимательства // Деловой вестник предпринимателя. – 2021. – №3 (5). – [Электронный ресурс]. – https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-razvitiya-malogo-predprinimatelstva (дата обращения: 15.12.2023).
  3. Ноева Е.Е. Кредитование малого и среднего бизнеса в РФ: проблемы и перспективы развития // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – №10-2. – [Электронный ресурс]. – https://cyberleninka.ru/article/n/kreditovanie-malogo-i-srednego-biznesa-v-rf-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 15.12.2023).
  4. Стерихова А.А. Малый и средний бизнес в России проблемы и перспективы // Экономика и социум. – 2023. – №6-2 (109). – [Электронный ресурс]. – https://cyberleninka.ru/article/n/malyy-i-sredniy-biznes-v-rossii-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 15.12.2023).

Поделиться

815

Кочетова А. А. Малый и средний бизнес в России: проблемы и перспективы // Актуальные исследования. 2023. №51 (181). Ч.III.С. 90-92. URL: https://apni.ru/article/7861-malij-i-srednij-biznes-v-rossii-problemi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря