Понятие «бизнес» представляет собой деятельность, главной целью которой является систематическое получение прибыли. Тождественным данному термину понятием является «предпринимательская деятельность». Такая деятельность может осуществляться за счет собственных и/или заемных средств, при этом риски и ответственность за возможные неудачи в процессе ведения бизнеса несет предприниматель.
Предпринимательская деятельность может классифицироваться по различным формам и видам. Малое и среднее предпринимательство (МСП) является одной из форм бизнеса, характеризующей его масштабность. Критерии, определяющие, к какому виду относится предприятие, представлены в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, статья 4, а также зафиксированы на сайте Федеральной налоговой службы РФ.
Предприятия делятся на микро-, малые и средние по двум основным критериям: сумме годового дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, а также по среднесписочной численности сотрудников. Бизнес относят к той или иной категории, если оба показателя не превышают установленных значений. Согласно критериям отнесения предприятий, к категории МСП, установленным на 2023 год, хозяйствующие субъекты должны соответствовать следующим требованиям:
- микропредприятие: численность работников до 15 человек включительно, годовой доход до 120 млн. руб.;
- малое предприятие: от 16 до100 работников, доход до 800 млн. руб.;
- среднее предприятие: от 101 до 250 работников, доход до 2 млрд. рублей [3, с. 29].
Наиболее существенные проблемами малого бизнеса в Российской Федерации являются:
- сложности оформления, регистрации, открытия малого предприятия, то есть организационные проблемы;
- отсутствие необходимых производственных помещений, необходимого оборудования; нехватка квалифицированного персонала (или не достаточная квалификация персонала), то есть проблемы материально-технического характера;
- высокие процентные ставки по кредитам для малого бизнеса, достаточно низкий уровень платежеспособности населения; высокая арендная плата и другие, то есть финансовые проблемы;
- кредитная необеспеченность малого бизнеса, высокая налоговая нагрузка, то есть недостатки в налоговой системе Российской Федерации.
Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 г. № 1083-р, на основании Федерального закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предполагает к 2030 г. рост валового внутреннего продукта до 40%, в настоящее время эта доля составляет всего 25% от общего числа занятых в экономике. Основными преимуществами малого бизнеса являются гибкость организационных структур управления и возможность быстрого реагирования на изменения внутреннего рынка, кроме того, малый бизнес создает новые рабочие места и тем самым снижет уровень безработицы [2, с. 75].
На сегодняшний день малый и средний бизнес в Российской Федерации часто является не успешным. Поэтому в России на сегодняшний день осуществляется поддержка бизнеса, но она скорее оперативного характера. Данная поддержка рассматривается в отношении мер, которые связаны как с налоговой, так и с административной деятельностью, а также с субсидированием.
Существуют некоторые специфические меры, которые представлены в разных направлениях – это как финансовые меры, базирующиеся на льготном кредитовании, так и продление или отсрочка выплаты существующих кредитов. Могут использоваться административные меры, которые касаются приобретения сырья, отечественного оборудования или принятия технологических решений. Для приобретения сырья и оборудования формируется реестр, где указываются поставщики, которые относятся к различным категориям.
Оказание государством финансовой помощи, субсидирование реализуются только в приоритетных проектных направлениях и организациям, задействованных в импортозамещении, в том числе импортерам оборудования. Кроме того, такая помощь реализуется для тех организаций, которым причинен ущерб, и они вынуждены из-за этого приостановить деятельность.
При осуществлении предпринимательской деятельности достаточно большое значение имеет профессиональный коллектив. Поэтому организации малого и среднего бизнеса ищут талантливых работников, которые нередко конкурируют между собой. Естественно, у крупного бизнеса больше активов и он может более широко доносить свои предложения до соискателя. У представителей малого и среднего бизнеса такой возможности, к сожалению, нет и они во многом проигрывают в поиске грамотных специалистов. Необходимо выстраивать новую стратегию, и данная стратегия продвижения на рынке талантов является элементом основной стратегии развития организации [4, с. 47].
Таким образом, значительных капитальных вложений требуют такие отрасли экономики как: сельское хозяйство, общественное питание, ремонт техники и машин, торговля, строительство гражданских объектов и др. Это те сферы, которые занимают малые предпринимательские структуры, которые особо остро нуждаются в государственной поддержке [1, с. 24].