Главная
АИ #51 (181)
Статьи журнала АИ #51 (181)
Влияние денежно-кредитной политики на неравенство доходов в регионах России

Влияние денежно-кредитной политики на неравенство доходов в регионах России

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

политика
государство
доходы
население
регион
развитие
инфляция
прожиточный минимум

Аннотация статьи

Экономическое равновесие остается главной целью государств, и Российская Федерация не является исключением. Она постоянно сталкивается с монументальной задачей содействия справедливому распределению экономической среды по всему своему обширному региональному ландшафту. Однако очевидно, что в распределении финансовых ресурсов по всей федерации присутствует неравенство. Это дифференциальное распределение – не просто наблюдение, оно вызывает активную озабоченность у руководящих органов денежно-кредитной политики.

Текст статьи

Углубляясь в российскую экономическую картину, мы замечаем явные диспропорции. Регионы показывают неравномерность не только в денежных резервах, но и в их соответствующих способностях привлекать инвестиции и процветать в реальной и финансовой сферах. Это несоответствие не является изолированным явлением, оно распространяется чередом на более широкую сферу, с волновыми эффектами, наблюдаемыми в материальном процветании во всех регионах. В этой системе нельзя игнорировать важный аспект – влиянии инфляции на макроэкономические параметры [3].

Давайте проанализируем ключевой аспект – динамику доходов. Структура доходов формируется не только за счет заработка, но и за счет других элементов, таких как сбережения и долги. Когда инфляция ускоряется, это искажает покупательную способность валюты. Таким образом, те, кто должен, оказываются в неожиданно выгодном положении по сравнению с теми, кому они должны. Более того, если денежно-кредитная политика будет склонна к смягчению, она может непреднамеренно уменьшить региональные различия в доходах.

В этой запутанной системе есть еще один слой. Значительная часть населения со средним уровнем дохода полагается на заработную плату в качестве основного источника дохода. Следовательно, если денежно-кредитные стратегии могут стимулировать создание рабочих мест и занятость населения, они потенциально могут уменьшить дисбаланс доходов между регионами. Тем не менее крайне важно проанализировать природу этого всплеска занятости [5].

Прожиточный минимум представляет собой минимальное количество средств, необходимое гражданину для обеспечения своих основных потребностей. Данные из таблицы демонстрируют изменения прожиточного минимума в России с 2021 по 2024 годы.

Динамика прожиточного минимума по годам по годам представлена ниже.

Таблица 1

Динамика прожиточного минимума по годам

 

Общий в рублях

Прирост

Инфляция в год

2021

11653

3,11

8,39

2022

11950

2,55

11,94

2023

14375

20,29

5,01

2024

15453

7,50

-

Прожиточный минимум составляет 11653 рубля на 2021 год. Прирост к предыдущему году составил 3,11%, при этом инфляция в год была 8,39%. Это может свидетельствовать о том, что рост прожиточного минимума не смог компенсировать рост цен.

Прожиточный минимум увеличился до 11950 рублей в 2022 году, что составляет прирост в 2,55%. Однако инфляция в этот год составила 11,94%. Значит, реальная покупательная способность населения снизилась, поскольку прирост прожиточного минимума был ниже уровня инфляции.

Заметный скачок прожиточного минимума до 14375 рублей с приростом в 20,29% можно отметить в 2023 году. Инфляция в этом году составила 5,01%. В этом году рост прожиточного минимума превысил уровень инфляции, что может указывать на усиление социальной поддержки населения или изменения в методологии расчета.

Прожиточный минимум продолжает расти в 2024 году, достигая 15453 рублей, с приростом в 7,50%. Данных об инфляции за этот год нет.

Инфляция играет ключевую роль в денежно-кредитной политике. Центральный банк стремится контролировать инфляцию, регулируя ставки и объем денежной массы.

Повышенная инфляция в 2021 и 2022 годах может быть связана с различными факторами, такими как внешние экономические шоки, флуктуации на мировых рынках сырья или денежно-кредитные решения.

Снижение инфляции в 2023 году может говорить о том, что денежно-кредитные меры, принятые Центральным банком, начали давать положительный эффект.

В таблице 2 представлен топ-10 регионов с самым низким прожиточным минимумом на 2023 год [2].

Таблица 2

Топ-10 регионов с самым низким прожиточным минимумом (на 2023 год)

Регион

Прожиточный минимум

Липецкая 

11931

Тамбовская

11931

Белгородская

12075

Пензенская

12075

Саратовская

12075

Мордовия

12219

Татарстан

12219

Адыгея

12363

Волгоградская

12363

Чувашия

12506

Липецкая и Тамбовская области занимают первое место с прожиточным минимумом в 11931 рубль. Это может указывать на то, что стоимость жизни в этих регионах ниже, чем в других, или что структура расходов населения этих регионов отличается от среднероссийской.

Многие регионы имеют схожий уровень прожиточного минимума. Это может быть связано с общими экономическими условиями в этих регионах или схожестью экономической структуры.

В списке присутствуют как области, так и республики (например, Мордовия, Татарстан, Адыгея и Чувашия). Это говорит о том, что экономические условия и уровень жизни могут варьироваться внутри разных типов субъектов федерации.

Прожиточный минимум в регионе отражает минимальное количество средств, необходимое гражданину для обеспечения своих базовых потребностей, и зависит от множества факторов: уровня цен, структуры потребления, уровня доходов населения и др. [4]

Стоит отметить, что низкий прожиточный минимум необязательно свидетельствует о низком уровне жизни. Это может говорить лишь о том, что основные потребности (пища, одежда, жилье) в этих регионах обходятся дешевле. Однако для более детального понимания экономического состояния региона следует рассматривать и другие показатели, такие как уровень безработицы, средний доход на душу населения и т. д.

На сегодняшний финансовый климат также влияют государственные ассигнования. Тенденция роста доходов не всегда соответствует более широкому экономическому ритму. Правительство держит бразды правления в своих руках, диктуя порядок выплат и пособий. Это становится особенно очевидным, когда мы исследуем сферу предпринимательства. Даже в сценариях, где экономическая жизнеспособность кажется гарантированной, присутствует атмосфера скептицизма. Склонность государства корректировать выплаты, включая пенсии и другие пособия, еще больше запутывает ситуацию.

Есть еще одно препятствие, тормозящее экономический прогресс: противоречивые приоритеты среди ключевых заинтересованных сторон, таких как Центральный банк и различные министерства. Упорядочение этих противоречивых взглядов могло бы стать катализатором скромного ежегодного роста. Соедините это с радикальными административными метаморфозами и поворотом к либеральным рыночным рамкам, и мы, возможно, увидим более амбициозный прогноз роста [1].

Денежно-кредитная директива России, направленная на разрешение загадки региональных различий в доходах, должна основываться на нескольких столпах: точных правилах банковского кредитования, бдительном мониторинге миграции капитала, жестком регулировании процентных ставок и стимулировании многообещающих кредитных проектов.

Если перевести взгляд на банковскую сферу, становится ясно, что конкуренция или ее отсутствие представляет собой серьезную проблему. В некоторых динамично развивающихся экономических центрах банковские структуры борются за доминирующее положение. Тем не менее в более тихих уголках этот соревновательный пыл явно отсутствует [3].

Подводя итог, нельзя отрицать, что регионы сталкиваются со сложностями взаимодействия с кредитными организациями благодаря устрашающим процентным ставкам. По мере того как инфляция постоянно растет, неравенство углубляется. Кроме того, потенциал природных ресурсов еще больше искажает региональный экономический баланс.

Список литературы

  1. Зыкова, Т. А. Влияние денежно-кредитной политики на неравенство доходов в регионах РФ / Т. А. Зыкова, К. Р. Бараева, М. К. Долгова // Вектор экономики. – 2023. – № 4(82). – С. 143-147.
  2. Ляндау, Ю. В. Влияние инструментов денежно-кредитной политики Банка России на показатели экономического развития / Ю. В. Ляндау, Д. М. Тер-Ованесов // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 1. – С. 112-114.
  3. Нелюбина, А. Влияние денежно-кредитной политики на неравенство доходов в регионах России / А. Нелюбина // Деньги и кредит. – 2022. – Т. 81, № 2. – С. 3-19.
  4. Пипия, Ю. С. Исследование влияния поведенческих факторов на денежно-кредитную политику / Ю. С. Пипия // Экономические науки. – 2023. – № 220. – С. 212-219.
  5. Платонова, Ю. Ю. Оценка влияния различных внешних шоков на экономику России и реакция на них инструментов денежно-кредитной политики / Ю. Ю. Платонова, Н. И. Николенко // Проблемы национальной безопасности России: уроки истории и вызовы современности: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: к 85-летию Краснодарского края, Сочи, 04–08 ноября 2022 года / Отв. редактор А.А. Зайцев. – Краснодар: Общество с ограниченной ответственностью «Образовательный издательско-полиграфический центр «Перспективы образования», 2023. – С. 363-369.

Поделиться

672

Мустяца Э. Д. Влияние денежно-кредитной политики на неравенство доходов в регионах России // Актуальные исследования. 2023. №51 (181). Ч.III.С. 93-95. URL: https://apni.ru/article/7863-vliyanie-denezhno-kreditnoj-politiki

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря