Главная
АИ #51 (181)
Статьи журнала АИ #51 (181)
Инновационные методы стимулирования речевой активности у детей раннего и младшег...

Инновационные методы стимулирования речевой активности у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

нарушения речи
задержка речевого развития
инновация
коррекция
развитие

Аннотация статьи

В статье рассматриваются инновационные и современные методы стимулирования речевой активности у неговорящих детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Текст статьи

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей с различными нарушениями речи, среди них большой процент составляют неговорящие дети.

Изучив эту тему за последние несколько лет, мы пришли к выводу, что для работы с этой категорией детей недостаточно использовать традиционные методы коррекционной работы. В связи с этим воспитатели нашего детского сада начали искать и пытаться использовать новые (инновационные) подходы, технологии и приемы для стимулирования речевой активности у неговорящих детей [3, с. 42].

Понятие «инновация», с одной стороны, тесно связано с понятием «новый», что означает – недавно появившийся, малоизвестный, с другой – происходит от латинского слова «inovatis», и в переводе означает «обновление, новизна, изменение». Инновация предполагает внедрение чего-то нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает внесение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, организацию совместной деятельности педагога и ребенка (Сластенин В.А., 2002). Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения.

Таким образом, инновационной технологией можно считать продуманную во всех деталях технологию, основанную на внедрении современных, новых методов и методик коррекционной работы, направленных на повышение ее качества [1, с. 17].

Основными задачами работы по стимулированию речевой активности у неговорящих детей на начальных этапах являются:

  • развитие речевой инициативы;
  • создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего словарного запаса;
  • формирование способность ребенка создавать внутренний план, программу высказывания (поначалу – примитивную).

Давайте обозначим основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми:

  1. Стимуляция речевой и умственной деятельности.
  2. Развитие эмоционального общения со взрослыми
  3. Совершенствование способности подражать действиям взрослого, сверстников.
  4. Развитие и коррекция психофизиологических основ речевой деятельности: различных типов восприятия, физиологического и речевого дыхания, навыков артикуляции и т.д.
  5. Формирование мотивации и побудительного уровня речевой деятельности.
  6. Формирование внутреннего и внешнего словарного запаса, обеспечивающего минимальное общение.
  7. Формирование начальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.
  8. Профилактика вторичных речевых нарушений [1, с. 15].

В связи с этим специалисты ищут и внедряют новые методики для наиболее продуктивной коррекционной работы. Инновационные технологии, используемые в логопедической практике, не рассматриваются как самостоятельные, а служат эффективным дополнением к общепринятым, наиболее популярным технологиям и проверенным временем методикам.

Реализация задач и достижение целей происходит в процессе использования следующих средств:

  • игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции ребенка;
  • самостоятельной игровой деятельности;
  • игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех ее уровнях (от мотивационного до исполнительного);
  • специально организованная коррекционно-развивающая среда. Одной из наиболее широко используемых инновационных технологий является использование ИКТ.

Этот вид работы с неговорящими детьми, естественно, ориентирован на ведущую деятельность ребенка – игру, все задания носят игровой, развлекательный характер и не превышают соответствующего возрасту уровня сложности и формализации. Кроме того, задания отвечают возрастным и интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями и развивают их способности. При работе на компьютере необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила [2, с. 142].

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, предвидеть цепочку событий, у него развивается способность прогнозировать результаты действий – все это важно для развития логического мышления. У неговорящих детей наблюдается бедность логических операций, снижение способности символизировать, обобщать и абстрагироваться. Использование компьютера для работы с детьми является дополнительным стимулом для преодоления этих нарушений [2, с. 150].

Другой относительно молодой технологией, нашедшей применение в работе с неговорящими детьми, является метод пиктограмм, изображений–символов.

Одним из методов работы с неговорящими детьми является метод «пиктограмм» или графических символов, использование которых способствует накоплению тематического словаря и формированию фразовой речи (Кошелева Н.В., Кочеткова Н.А.). Слова группируются по темам, в которых наиболее часто употребляются, отрабатываются слова, затем из них составляются фразы, необходимые для повседневного общения. Особенностью метода пиктограмм является активация обоих полушарий головного мозга, что расширяет компенсаторные возможности и повышает эффективность коррекционной работы. Использование системы языка жестов способствует растормаживанию устной речи, благодаря включению трех каналов восприятия – зрительного, слухового и тактильного [3, с. 106].

Сначала проводится работа по ознакомлению детей со знаками и жестами, тренировке их запоминания. Вы можете использовать трассировку, чтобы запомнить их.

Задания:

  • Покажи мне, где изображено слово «дом», «рука», «яблоко» ...; жесты «иди, спи, пей».
  • Найди предмет, который нарисован здесь, в комнате, в классе.
  • Покажите жестом слово «дай», «Я хочу» ... Параллельно ведется работа по составлению простых фраз на основе образца.

После этого ведется работа по развитию навыка самостоятельного построения фразы, которая включает в себя следующие возможные задания:

  • ознакомление с карточками с изображением готовых фраз;
  • поиск карточки с нужной фразой в соответствии с устными инструкциями;
  • самостоятельная подготовка предложения.

В дальнейшем наибольшее внимание уделяется стимулированию собственных конструктивных речевых способностей детей, особенно в разговорной речи. Таким образом, создаются предпосылки для более успешного коммуникативного общения с окружающими, и, таким образом, снимается состояние дефицита общения.

Задания: выбор предложения, отражающего потребности ребенка, например, – ты хочешь умыться, одеться. Найдите карточку, где это отражено; самостоятельное построение предложений с помощью картинок, отражающих желание ребенка.

Перечисленные методики основаны на принципе от простого к сложному, с учетом дифференцированного подхода.

Специалисты все чаще стали внедрять нейроигры в коррекционную работу по развитию речи у детей, в том числе у детей с задержкой развития речи.

Нейроигры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов.

Игры задействуют мозг малыша, развивают концентрацию, память, речь, работоспособность, мышление, мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве, активизируют речь. С помощью нейроигр можно успокоить ребенка, помочь ему справиться со своими эмоциями.

Основная цель использования таких игр – усилить развитие речи у детей. Комплекс упражнений подбирается логопедами для:

  • стимулирования речевой активности;
  • развитие слухового и речевого внимания;
  • улучшение мозговых процессов, отвечающих за речь;
  • развитие когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления).

Особая роль в работе с неговорящими детьми для стимулирования их речевой активности отводится таким нетрадиционным методам, как песочная терапия, су-джок терапия, хромотерапия, музыкотерапия.

Давайте подробнее рассмотрим одну из таких методик, как хромотерапия (цветотерапия, светотерапия светом).

Цели:

  • Нормализует мышечный тонус.
  • Нейтрализовать негативное состояние.

Ученые давно заметили, что некоторые цвета ласкают глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят, в то время как другие раздражают и угнетают. Воздействие цвета на людей не однозначное, а сугубо индивидуальное, носит избирательный характер, и учителям необходимо учитывать это в своей работе [5, с. 19].

Занятия по хромотерапии проводятся в сенсорной комнате логопедом совместно с педагогом-психологом.

Воздействие света на организм ребенка:

  • Синий, светло-голубой – успокаивающий эффект, расслабляющий эффект, уменьшающий спазмы, тормозящий эффект.
  • Красный, розовый – повышенная работоспособность, ощущение тепла, стимуляция мыслительных процессов.
  • Зеленый оказывает успокаивающее действие, создавая хорошее настроение.
  • Желтый – цвет радости и умиротворения, нейтрализующий негативное состояние.

Замечено, что хромотерапия на индивидуальных занятиях благотворно влияет на нервную систему. Итак, в зависимости от состояния ребенка, вы можете создать цветной фон для освещения.

Следующим направлением работы по стимулированию речи у неговорящих детей являются технологии арт-терапии.

Все чаще на индивидуальных и подгрупповых занятиях используются доступные детям техники арт-терапии, которые одновременно способствуют развитию речи: техника «промокашки»; пальчиковое рисование; рисование мягкой бумагой; рисование тычком твердой полусухой кистью; рисование на стекле; печать нитками и др. Эти методы, помимо развития мелкой моторики, позволяют корректировать нарушения психосоматических и психоэмоциональных процессов, стимулируя творческие проявления ребенка. Многие исследователи указывали на важность творчества для развития ребенка и его личности. (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов и др.) [6, с. 45].

Коррекционная работа с неговорящими детьми требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении образовательных технологий.

Современные технологии позволяют добиваться повышения качества коррекционной работы с безречевыми детьми, поэтому их использование просто необходимо.

Список литературы

  1. Глухоедова О. С. Активизация речевой деятельности детей с отсутствием вербальных средств общения. – М.: Библио-Глобус, 2016.
  2. Кириллова Е. В. К вопросу о дифференциальной диагностике безречевых детей / Е. В. Кириллова // Детская и подростковая реабилитация. – 2007. – № 1 (8).
  3. Кошелева Н.В., Кочеткова Н.А. Активизация речевой коммуникации у детей и взрослых с патологией речи. М: изд. Владос, 2021 г.
  4. Логопедия. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской – М.: ВЛАДОС. – 2000.
  5. Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского С. Н. Шаховской – М.: Просвещение. – 1975.
  6. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. – М.: Просвещение, 1989.

Поделиться

1272

Гладких М. К., Евдокимова И. В., Мишурова Г. В., Погореленко А. П. Инновационные методы стимулирования речевой активности у детей раннего и младшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2023. №51 (181). Ч.IV.С. 30-33. URL: https://apni.ru/article/7865-innovatsionnie-metodi-stimulirovaniya-rech

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря