Главная
АИ #51 (181)
Статьи журнала АИ #51 (181)
Прокурор как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения

Прокурор как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

прокурор
прокурорский надзор
уголовное судопроизводство
предмет надзора
пределы надзора

Аннотация статьи

Статья посвящена комплексному исследованию проблем участия прокурора в уголовном процессе со стороны обвинения. Раскрывается важность обеспечения законности при осуществлении доказывания органами предварительного расследования. На основе анализа практики работы органов прокуратуры, литературы, содержащей научное осмысление ряда аспектов прокурорской деятельности, предложены теоретические подходы к определению процессуальных полномочий прокурора в уголовном процессе. Опираясь на сложившееся в науке о прокурорской деятельности понимание пределов прокурорского надзора, автор выявляет их содержание применительно к уголовному судопроизводству со стороны обвинения.

Текст статьи

В настоящее время вопрос, касающийся эффективности осуществления уголовно-процессуальной деятельности в Российской Федерации и ее соответствия требованиям законности, во многом зависим от успешной реализации своих функций в уголовном процессе прокурора, который продолжает оставаться одним из ключевых участников уголовного судопроизводства, притягивая внимание исследователей. Прокурор, будучи ответственным за обоснованность обвинения, заинтересован в соблюдении закона органами предварительного расследования. Обеспечение законности при осуществлении доказывания органами предварительного расследования как важнейшая составляющая надзорной функции прокурора, реализуемой в досудебном производстве по уголовным делам, находится в зоне постоянного внимания ученых и практических работников.

Проблеме участия прокурора в уголовном процессе со стороны обвинения посвящены труды таких ученых и практиков, как Д. А. Безвершенко [1], В.А. Лазаревой [12], Д.А. Левичева [13], М. А. Михеенковой [15], А.Р. Сафиной [17] и многих других.

Д. А. Безвершенко обращает внимание на то, что «правильное определение и адекватное понимание процессуальных полномочий прокурора в уголовном процессе имеет ключевое значение, закладывая основу рассмотрение направлений его деятельности и полномочий» [1, c. 256].

В. А. Лазарева отмечает, что «процессуальная фигура прокурора в уголовном судопроизводстве, как представляется, способна обеспечить реализацию от имени государства уголовного преследования лиц, совершивших преступление, надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и руководство этой деятельностью, а также соблюдение и защиту прав и свобод граждан, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных правоотношений» [12, c. 65].

Это мнение представляется вполне убедительным.

Основываясь на законодательном определении предмета прокурорского надзора за исполнением законов, ученые-юристы, исследующие проблематику прокурорской деятельности, предлагают собственные подходы к определению данного понятия в контексте анализа его конкретных направлений и участков.

При этом нельзя не согласиться с О. А. Тетериной, что в предмете прокурорского надзора «наиболее полно и последовательно находят отражение сущность прокурорского надзора, его функциональная направленность, а также специфика надзорной деятельности» [19, c. 175].

Некоторые авторы считают, что «под прокурорским надзором за исполнением законов органами предварительного расследования понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования, что и является его целью».

В частности, В.О. Белоносов [3, с. 16] и К. И. Сэндуляк в своих работах обоснованно указывают на превалирование надзорной составляющей в деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве на современном этапе развития законодательства.

Функции прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства сформулированы в ч. 1 ст. 37 УПК РФ. Буквальное толкование статьи позволяет сделать вывод о том, что «прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия» [6, c. 6].

А. С. Шавалдина полагает, что «одним из основных видов деятельности прокуратуры является осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации» [21, c. 152].

Сходную позицию занимает В. А. Лазарева, которая считает, что «в досудебном производстве функцию уголовного преследования прокурор осуществляет путем надзора за уголовным преследованием, осуществляемым дознавателем и следователем» [12, c. 65].

М. Р. Магомедов пишет, что «прокурор обладает полномочиями надзора за возбуждением уголовного дела, производством следственных действий, применения мер процессуального принуждения, рассмотрения отводов, ходатайств и жалоб, международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, принятием процессуальных решений о приостановлении и прекращении уголовных дел» [14, c. 27].

Так, Е. Л. Федосеева высказывает мнение о том, что «прокурор проводит проверки по обращениям граждан, поступившим в порядке ст. 123 УПК РФ, отменяет необоснованные и незаконные процессуальные решения, вынесенные следователем и дознавателем, уполномочен требовать от органов следствия и дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при производстве предварительного расследования» [20, c. 49].

Большинство современных ученых процессуалистов разделяют вывод о том, что «полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства, очевидно, оканчиваются после принятия решения по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением, что выражается в утверждении им обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления, либо возвращения уголовного дела для дополнительного расследования» [5, c. 12].

Д.А. Левичев обосновываtт тезис о том, что «прокурор производит перечисленные действия с целью осуществления надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, который состоит в организации непрерывной надзорной деятельности за законностью производства расследования, осуществляемой на основе предоставленных прокурору законом полномочий, чтобы действия и решения органов следствия и дознания соответствовали требованиям уголовно-процессуального законодательства, что, в свою очередь, обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства» [13, c. 7].

Примечательно, что «при проверке исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях прокурор обращает внимание на такие обстоятельства, как: полнота, правильность учета и регистрации поступивших сообщений о преступлениях; соблюдение установленных законом сроков их проверки; законность и обоснованность принятого одного из предусмотренных законом решения: о возбуждении дела, об отказе в возбуждении дела, о передаче сообщения по подследственности или в суд по делам частного обвинения» [17, c. 120].

К сожалению, «в части возбуждения уголовных дел, прокурор не наделен правом, но он, при наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, соответственно уполномочен выносить мотивированное постановление в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании» [15, c. 148].

Изложенное дает основание еще раз заявить, что «полномочия прокурора в стадии предварительного расследования можно рассмотреть применительно к отдельным этапам этой стадии: производству следственных и процессуальных действий; привлечению к уголовной ответственности; применению мер процессуального принуждения и мер пресечения; окончанию предварительного расследования» [20, c. 43].

Очевидно, что, «осуществляя надзор, прокурор проверяет соблюдение требований ч. 3 ст. 7 УПК РФ о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка» [6, c. 6]. В соответствии с положениями ст. 75 УПК доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства, являются недопустимыми. Они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться при доказывании любого из обстоятельства, входящих в предмет доказывания по уголовному делу. Придя к выводу, что доказательство получено с нарушениями требований УПК, прокурор в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК выносит постановление о признании данного доказательства недопустимым.

Суммируя изложенное, следует отметить, что полномочия прокурора, как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения реализуются целенаправленно и планомерно, имея своей целью реализацию функции уголовного преследования, направленную на изобличение виновных в строгом соответствии с действующим законом, чему способствует функция надзора за соблюдением законности. Таким образом, можно констатировать, что прокурор, как участник уголовного процесса, наделенный властными полномочиями, играет ключевую роль в реализации верховенства закона на началах состязательности и равноправия сторон.

Список литературы

  1. Безвершенко Д. А. Роль прокурора в уголовном судопроизводстве РФ // Молодой ученый. – 2013. – №1. – С. 256-258.
  2. Белая Н. П. Участие прокурора при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора // Уголовно-процессуальные и криминалистические средства обеспечения эффективности судопроизводства: материалы международной научно-практической конференции, г. Иркутск, 25–26 сентября 2014 г. / под ред. А. А. Протасевич. – Иркутск, 2014. – С. 40.
  3. Белоносов В. О. Функции прокурора в стадии исполнения приговора // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики материалы Международной научно-практической межведомственной конференции. – 2016. – С. 72.
  4. Буланова Н. В. Генезис статуса прокурора в уголовном судопроизводстве // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2013. – № 2 (34). – С. 48-55.
  5. Дорошков В. В. Общие и специальные полномочия прокурора в уголовном процессе // Мировой судья. – 2015. – № 11. – С. 12-15.
  6. Дядькин О. Н. Особенности участия прокурора в судебном разбирательстве по уголовным делам // Территория права: сборник научных статей. – 2015. – С. 6-12.
  7. Ефанова В. А. Прокурорское преследование: современное состояние и перспективы развития // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2017. – № 4 (31). – С. 262-272.
  8. Кириллов В. А. Правоприменительные вопросы признания прокурором доказательств недопустимыми в порядке ст. ст. 17, 75 и 88 УПК РФ // Криминалистъ. – 2019. – № 3 (28). – С. 12-18.
  9. Кожевников О. А. Участие прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. – М.: Волтерс Клувер, 2011. – 208 с.
  10. Козлов В. На свободу можно будет выйти свободнее. Верховный суд намерен упростить процедуру УДО // Коммерсантъ, 2015 – № 99. – С. 7-12.
  11. Коршунова О.Н. Предмет деятельности прокурора – новая категория или необходимость // Вестник Томского государственного университета. – 2017. – № 423. – С. 207-218.
  12. Лазарева В. А. Актуальные проблемы уголовно-процессуального права: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2022. – 434 с.
  13. Левичев Д. А. Правовой статус и полномочия прокурора в российском законодательстве: развитие вектора правовой политики // Вопросы экономики и права. – 2014. – № 6. – С. 7.
  14. Магомадов М. Р. Уголовно-процессуальные функции и правовой статус прокурора в досудебном производстве // Евразийский союз ученых. – 2016. – № 3 (24). – С. 27-28.
  15. Михеенкова М. А. Актуальные проблемы пересмотра судебных постановлений по уголовным делам по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в свете расширения круга его оснований // Закон. – 2015. – № 11. – С. 148-156.
  16. Романова А. А. Изъятия из запрета на поворот к худшему в стадии апелляционного производства по уголовному делу // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2015. – № 2 (30). – С. 184-190.
  17. Сафина А. Р. Функции прокурора в уголовном процессе // Вопросы науки и образования. – 2017. – № 10 (11). – С. 120-123.
  18. Таболина К. А. Надзор прокурора за возбуждением и расследованием уголовных дел: история и современность // Актуальные проблемы российского права. – 2014. – № 11. – С. 2574-2580.
  19. Тетерина О. А. К вопросу о полномочиях прокурора // Вестник Костромского государственного университета. – 2016. – № 1. – С. 175-178.
  20. Федосеева Е. Л. Предоставление обвиняемому права обжалования в судебном порядке решений прокурора о прекращении сотрудничества по уголовному делу // Адвокат. – 2016. – № 1. – С. 43-49.
  21. Шавалдина А. С. Участие прокурора в уголовном судопроизводстве // Наука и общество в условиях глобализации. – 2016. – № 1 (3). – С. 152-154.

Поделиться

920

Иванова К. В., Лукошкина С. В. Прокурор как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения // Актуальные исследования. 2023. №51 (181). Ч.III.С. 23-26. URL: https://apni.ru/article/7867-prokuror-kak-uchastnik-ugolovnogo-sud

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря