Главная
Конференции
Развитие социально-гуманитарного знания: новые направления и перспективы
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольном образовательно...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

патриотизм
патриотическое воспитание
гражданская позиция
детский сад
родной город
патриотическое воспитание дошкольников
воинская слава

Аннотация статьи

В статье рассматриваются основные моменты формирования и становления личности в процессе патриотической деятельности.

Текст статьи

Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – это патриотизм…
Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России.

В. В. Путин

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста сейчас одна из главных целей в системе образования. Сила страны заключается в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с детства. Попробуем ответить на вопрос, что же такое патриотизм. Патриотизм – это любовь к своему Отечеству, это общественный и нравственный принцип отношения человека к своей стране. Благодаря системной целенаправленной работе в детском саду, а затем в школе и ВУЗе возможно формирование правильного уважительного гражданского отношения к России. Есть замечательные слова, написанные Астафьевым В.: «Если у человека нет матери, и нет отца, но есть Родина – он еще не сирота... Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, но никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине... Родина – это всё. И прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, ее праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям. А главное труд – творческий созидательный труд, труд во имя своей страны».

Сегодня перед нашей страной стоит следующая цель по решению ряда политических и экономических проблем. Педагоги могут и должны воспитать поколение людей, которые изменят судьбу России, вырастут настоящими патриотами и защитниками Родины. Воспитать патриотизм в ребенке невозможно без приобщения его к культуре. Взращивание культурной личности ребенка начинается с простого интереса к чему-либо, и только потом этот интерес перерастает во что-то большее, становится пониманием и желанием участвовать самому. Принципы и задачи образовательных учреждений по патриотическому воспитанию вытекают из приоритетов общечеловеческих ценностей и реализуются в совместной внеучебной деятельности. Они определены в законе РФ «Об образовании», государственных концепциях и программах в сфере образования и воспитания, в положениях об образовательном учреждении, уставах высших, средних, дошкольных учебных заведений. Работа в ДОУ по патриотичному воспитанию предполагает следующие формы, позволяющие развивать у детей нравственные патриотические чувства: рассказ воспитателя о родном крае, прогулка по окрестностям, экскурсия в местный краеведческий музей, посещение памятных мест, встречи с ветеранами войны и труда, чтение рассказов о защитниках родины, разучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине, прослушивание народной музыки, изготовление поделок, связанных с местными ремеслами.

Система патриотического воспитания носит всеобъемлющий и всепроникающий характер. Он пронизывает все сферы жизни деятельности человека, осуществляется в семье, в детском саду, школе, ВУЗе. Поэтому, задача педагога – создать определенные представления ребенка об окружающем мире, чтобы избежать возможной путаницы в его сознании. Знакомство дошкольников с родным городом и страной – процесс длительный и сложный, который не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа должна проводиться вне учебных занятий. Цель воспитания патриотизма – это формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, формирование чувства сопричастности и развитие таких качеств, как сочувствие, сопереживание, находчивость, любознательность.

Задачи патриотического воспитания: –

  1. Воспитать не только чувство любви к ценностям семьи, детского сада, родного города, но и интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре и традициям. –
  2. Сформировать желание участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройства своего двора, территории, группы, улиц родного города.
  3. Развить заботливое и трепетное отношение к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению, к традициям и природе.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это в своей работе мы передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Формы работы по патриотическому воспитанию:

  • создание развивающей среды по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • тематические занятия;
  • беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;
  • взаимодействие с родителями;
  • взаимодействие с социумом.

Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Нашим детям есть чем гордиться. В своей работе надо хорошо понимать, что для целенаправленного результативного выполнения данных задач необходим основательный багаж знаний и опыта: изучение новинок методической литературы, повышение квалификации педагога, разработка перспективного плана по патриотическому воспитанию. Все аспекты в целом дают положительный результат в работе с детьми.

Список литературы

  1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. Д., Постникова М. П., Попова Г. П. Система патриотического воспитания в ДОУ 2007, «Учитель».
  2. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. 2010, Москва.
  3. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий; Перспектива – М., 2015. – 310 c.
  4. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Сфера – М., 2017. – 160 c. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет; Мозаика-Синтез – М., 2016. – 112 c.
  5. Зацепина Мария. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников; Мозаика-Синтез – М., 2015. – 186 c.

Поделиться

1196

Мясоедова В. А., Луценко А. В. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении // Развитие социально-гуманитарного знания: новые направления и перспективы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 декабря 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. https://apni.ru/article/7950-melkaya-motorika-kak-neotemlemaya-chast.С. 113-115. URL: https://apni.ru/article/7868-patrioticheskoe-vospitanie-detej-doshkolnogo

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября