Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – это патриотизм…
Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России.
В. В. Путин
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста сейчас одна из главных целей в системе образования. Сила страны заключается в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с детства. Попробуем ответить на вопрос, что же такое патриотизм. Патриотизм – это любовь к своему Отечеству, это общественный и нравственный принцип отношения человека к своей стране. Благодаря системной целенаправленной работе в детском саду, а затем в школе и ВУЗе возможно формирование правильного уважительного гражданского отношения к России. Есть замечательные слова, написанные Астафьевым В.: «Если у человека нет матери, и нет отца, но есть Родина – он еще не сирота... Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, но никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине... Родина – это всё. И прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, ее праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям. А главное труд – творческий созидательный труд, труд во имя своей страны».
Сегодня перед нашей страной стоит следующая цель по решению ряда политических и экономических проблем. Педагоги могут и должны воспитать поколение людей, которые изменят судьбу России, вырастут настоящими патриотами и защитниками Родины. Воспитать патриотизм в ребенке невозможно без приобщения его к культуре. Взращивание культурной личности ребенка начинается с простого интереса к чему-либо, и только потом этот интерес перерастает во что-то большее, становится пониманием и желанием участвовать самому. Принципы и задачи образовательных учреждений по патриотическому воспитанию вытекают из приоритетов общечеловеческих ценностей и реализуются в совместной внеучебной деятельности. Они определены в законе РФ «Об образовании», государственных концепциях и программах в сфере образования и воспитания, в положениях об образовательном учреждении, уставах высших, средних, дошкольных учебных заведений. Работа в ДОУ по патриотичному воспитанию предполагает следующие формы, позволяющие развивать у детей нравственные патриотические чувства: рассказ воспитателя о родном крае, прогулка по окрестностям, экскурсия в местный краеведческий музей, посещение памятных мест, встречи с ветеранами войны и труда, чтение рассказов о защитниках родины, разучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине, прослушивание народной музыки, изготовление поделок, связанных с местными ремеслами.
Система патриотического воспитания носит всеобъемлющий и всепроникающий характер. Он пронизывает все сферы жизни деятельности человека, осуществляется в семье, в детском саду, школе, ВУЗе. Поэтому, задача педагога – создать определенные представления ребенка об окружающем мире, чтобы избежать возможной путаницы в его сознании. Знакомство дошкольников с родным городом и страной – процесс длительный и сложный, который не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа должна проводиться вне учебных занятий. Цель воспитания патриотизма – это формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, формирование чувства сопричастности и развитие таких качеств, как сочувствие, сопереживание, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания: –
- Воспитать не только чувство любви к ценностям семьи, детского сада, родного города, но и интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре и традициям. –
- Сформировать желание участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройства своего двора, территории, группы, улиц родного города.
- Развить заботливое и трепетное отношение к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению, к традициям и природе.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это в своей работе мы передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
Формы работы по патриотическому воспитанию:
- создание развивающей среды по гражданско-патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
- беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом.
Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.
Нашим детям есть чем гордиться. В своей работе надо хорошо понимать, что для целенаправленного результативного выполнения данных задач необходим основательный багаж знаний и опыта: изучение новинок методической литературы, повышение квалификации педагога, разработка перспективного плана по патриотическому воспитанию. Все аспекты в целом дают положительный результат в работе с детьми.