Законность – один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства. В уголовном судопроизводстве законность гарантирует соблюдение прав и свобод граждан, защиту общественных интересов и интересов государства, справедливость и эффективность уголовного судопроизводства. В целях обеспечения законности и обоснованности уголовного судопроизводства при поступлении постановления о возбуждении уголовного дела прокурор должен тщательно проверить законность и обоснованность обвинения, наличие оснований и достаточных данных, достаточных для признания лица подозреваемым и обвиняемым в совершении преступления, соответствие обвинительного заключения фактическим обстоятельствам дела, а также полноту и правильность применения уголовного закона. Прокурор в уголовном процессе – это уполномоченное лицо, которое в процессе уголовного судопроизводства осуществляет функции, основанные на нормах процессуального права. Полномочия и статус прокурора закреплены в статье 37 УПК РФ.
Значительная часть научных позиций по определению понятия «прокурор» в уголовном процессе основывается исключительно на определении, данном в УПК РФ. Некоторые ученые определяют «прокурора» через надзорную функцию в уголовном процессе, отчасти перенося его функциональные полномочия в само определение.
Проблеме участия прокурора в уголовном процессе посвящены труды таких ученых и практиков, как В. В. Ашуров, М. С. Лубягин, А. Е. Реджабова, Т. Н. Маслова и многих других.
Процессуальный статус прокурора как должностного лица, осуществляющего функции надзора, уголовного преследования, координации, возглавляющего «обвинительную власть», предполагает его возможность распоряжаться уголовным преследованием, принимать самое активное участие при его «запуске» на стадии возбуждения уголовного дела, изменять векторы уголовного преследования и отказываться от него, прекращая уголовное преследование либо целиком уголовное дело [1].
В процессе уголовного судопроизводства выполняет следующие функции:
- гарантирует защиту прав и законных интересов участников уголовного процесса, путем представления от их имени заявления об отводе или заявления о возобновлении производства по уголовному делу (ст. 121 УПК РФ);
- уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, определенными федеральным законом;
- отказывает в принятии заявлений об отводах или о возобновлении производства по уголовным делам (ст. 122 УПК РФ);
- поддерживает обвинения в суде (ст. 123 УПК РФ).
Прокурор принимает непосредственное участие в судебном разбирательстве и одновременно проверяет законность ходатайства о проведении предварительного расследования для избрания мер принуждения в отношении обвиняемого. Надо сказать, что к числу прав прокурора следует отнести право участвовать в рассмотрении любых вопросов, касающихся уголовных дел [2]. Он вправе принять участие в судебном приговоре и в кассационном рассмотрении уголовного дела и самостоятельно решить иные вопросы, которые, по его мнению, имеют отношение к рассматриваемому делу. Постановление прокурора должно быть мотивированным, содержать указание на квалификацию деяния и мотивы принятого решения, основания и процессуальные нормы, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством. В постановлении должна быть указана мера пресечения в виде заключения под стражу. Постановления прокурора об отказе в возбуждении дел должны иметь исчерпывающую доказательственную базу, подтверждающую юридическую силу этих постановлений, и завершаться указанием на их нормативную природу.
Координационная деятельность прокурора выражается в рамках конкретного уголовного дела. Характеризуя координационной деятельность прокурора в целом, Т. Н. Маслова отмечает, что «с момента принятия УПК РФ были внесены значительные изменения в перечень полномочий прокурора по осуществлению уголовного преследования. При осуществлении надзора за регистрацией и рассмотрением сообщений о преступлениях, в координационной деятельности правоохранительных органов прокурор до сих пор играет руководящую роль при принятии соответствующих решений (п. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ)» [4].
В свою очередь, Н. С. Манова считает, что «прокурор в соответствии со ст. 226, 226.8 УПК РФ принимает решение о направлении уголовного дела в суд для последующего поддержания государственного обвинения. Координационная деятельность прокурора в данном случае проявляется также в случае возвращения уголовного дела дознавателю или следователю с письменными указаниями о производстве дополнительного расследования (п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ)» [5].
Вместе с этим, стоит отметить, что конструкция уголовно-процессуальной деятельности прокурора представляет собой обусловленную необходимостью реализации и защиты публичного интереса в сфере уголовного судопроизводства систему уголовно-процессуальных действий (и решений), совершаемых в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке должностными лицами прокуратуры, сущность и содержание которой определяется целью уголовного судопроизводства и задачами, стоящими перед прокурором в различных стадиях и производствах уголовного судопроизводства, осуществляемую с помощью предусмотренных УПК РФ правовых средств [7]. Это мнение представляется вполне убедительным.
Стоит заключить, что полномочия и функции прокурора не должны сводиться только к уголовному преследованию, он также обязан контролировать деятельность органов предварительного расследования [8]. В условиях гуманизации российской правовой системы прокуратура, с одной стороны, является надзорным органом, обеспечивающим полное соблюдение и реализацию прав и законных интересов, с другой стороны, прокуратура является обвинителем и оказывает содействие обвинению в суде [9].