Использование ИКТ в техническом конструировании у детей дошкольного возраста

Использование ИКТ в техническом конструировании у детей дошкольного возраста

В данной статье мы рассказываем о том, как новые информационные технологии помогают развивать интерес детей к техническому конструированию. Раскрываем суть технического конструирования, отмечаем преимущества применения информационных технологий у детей дошкольного возраста.

Аннотация статьи
информационные технологии
техническое конструирование
конструктивная игра
мультимедиа
компьютеризация
Ключевые слова

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин.

Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, в первую очередь, компьютеров. Необходимо отметить, что используют эти технологии в детском саду с целью обновления форм и методов работы с детьми, а также с целью преобразования предметно-развивающей среды ребенка, создания новых научно-обоснованных средств для его развития.

В детских садах создаются новые условия для реализации инновационных, авторских программ дополнительного образования дошкольников, направленных на формирование познавательных интересов и познавательных действий детей через включение их в различные виды деятельности.

Деятельность детей в детском саду многообразна. Это позволяет поддерживать у детей интерес к творческой деятельности, осуществлять их всестороннее развитие. Одним из видов деятельности является конструирование.

Конструирование (от латинского слова construere) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций, моделей и построек из строительного материала и деталей конструктора, бросового и природного материала, бумаги и картона и др. В процессе конструирования, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивой постройке, которую он создал сам, огорчается, если что-то не получается.

Но самое главное то, что создавая постройку, ребенок приобретает различные знания: уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и название деталей, овладевать конструктивными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструктора, крупногабаритных модулей, а также конструирование на базе компьютерных программ. В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п.

Конструирование, по сравнению с остальными видами деятельности развивает технические способности ребенка, а это имеет большое значение для общего развития личности. В процессе конструктивно – технической деятельности у ребенка формируются такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникативность. Это прежде всего развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества.

Обратившись к последним исследованиям педагогов Г.Г. Григорьевой, Т.С. Комаровой, Ц.П. Короленко (Л.Ю. Субботиной, А.М. Страунинг, Т.В. Фроловой), стало ясно, что среди методов приобщения дошкольников к конструктивному творчеству актуальными в формировании творческого мышления следуют приемы, разработанные на основе теории решения конструктивных задач (конструктивные игры). Именно конструирование в сочетании с игрой и другими средствами эмоционального воздействия на ребенка (музыка, художественное слово, пантомимика, живопись и др.) оказывают благотворное влияние на развитие творческого мышления дошкольников, что, в свою очередь, ведет к возникновению необычных, оригинальных образов и композиций.

Конструктивная игра – это продуктивная деятельность, направленная на создание конструкций из разнообразных элементов с использованием различных способов их соединения и взаимного расположения частей.

Но возникает вопрос: с помощью, каких средств развития это можно сделать эффективнее?

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Занятия по конструированию в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие по конструированию привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. На занятиях по конструированию ИКТ используется как часть занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

В последнее время многие воспитатели, узкие специалисты, методисты ДОУ активно используют в своей работе различные мультимедийные средства. Одними из таких средств являются слайд, презентация, видеопрезентация. Мультимедиа технологии позволяют объединить в себе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Это позволяет расширить возможности традиционного воспитания и обучения.

Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения.

Презентации для детского сада можно создать как на основе собственных рисунков, фотографий, видео, так и на основе ресурсов Internet.

Компетентность педагога в информационных компьютерных технологиях позволяет создавать свои учебные пособия в виде компьютерных презентаций. Нам нравится осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики, познавать и открывать для себя что-то новое, поэтому мы активно используем разработки в этой области. Применяя компьютерные презентации в конструктивной деятельности, мы увидели, как компьютер позволяют заинтересовать ребенка, применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание учебной информации. Роль информационных инноваций в работе с дошкольниками велика. ИКТ помогают заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане, что очень важно для наших детей.

Компьютерные технологии не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Взаимодействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером.

Текст статьи
  1. Куцакова Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду. Сфера,2012.
  2. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Подьяков Н.Н и др. – М.: Линка-Пресс, 1998
  3. Компьютер для дошколят. М.: Издательство ЭКСМО, 2006.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 13 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря