Главная
АИ #51 (181)
Статьи журнала АИ #51 (181)
Взаимовлияние эмоционального интеллекта, творчества и искусства

Взаимовлияние эмоционального интеллекта, творчества и искусства

Автор(-ы):

Олешкевич Кирилл Игоревич

Соколова Мария Алексеевна

18 декабря 2023

Секция

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

эмоциональный интеллект
искусство
творчество
культура

Аннотация статьи

В статье рассматривается вопрос о взаимосвязи эмоционального интеллекта и искусства. Авторы анализируют роль эмоций в творческом процессе и анализируют искусство с точки зрения средства развития эмоционального интеллекта. В статье сформулированы рекомендации по развитию эмоционального интеллекта для творческой деятельности.

Текст статьи

Умение анализировать, понимать и принимать свои и чужие эмоции – это то, к чему стремится большая часть общества сегодня. У этого есть своё основание: человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта может с легкостью достигать своих целей, адаптироваться к условиям непредсказуемой и быстроменяющейся внешней среды. Такому человеку не составит труда влиться в любой коллектив. Постижение природы собственных эмоций помогает поддерживать психологическое, физическое и физиологическое здоровье на должном уровне, а также благополучно влиять на все составляющие жизни личности, в том числе – на творчество и искусство.

Эмоции играют важную роль в творческом процессе, поскольку они могут стимулировать воображение и способствовать возникновению новых идей. Творческие люди, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, способны лучше понимать свои эмоции и управлять ими, что позволяет им более эффективно использовать их в искусстве.

Эмоциональный интеллект помогает авторам находить свое уникальное творческое «я», что важно в условиях современного художественного рынка, в котором конкуренция высока и необходимость выделяться среди других является важнейшей в процессе борьбы за внимание потребителя. Эмоциональный интеллект также помогает лучше понимать свою аудиторию и ее запросы – это может способствовать созданию продуктов, которые будут особенно востребованы и успешны.

Высокий уровень эмоционального интеллекта непосредственно влияет на искусство или творчество. Среди важных аспектов такого влияния можно выделить следующие:

  1. Повышение продуктивности творческого процесса: эмоциональный интеллект помогает автору лучше осознавать свои чувства и руководить ими, что может сделать творческий процесс более производительным.
  2. Повышение уровня креативности: эмоциональный интеллект стимулирует воображение и помогает создавать новые идеи и концепции.
  3. Улучшение связи с аудиторией: эмоциональный интеллект позволяет художникам лучше понимать потребности и предпочтения своей аудитории, что способствует созданию более качественных произведений, отвечающих общественным запросам.
  4. Повышение уверенности в себе: эмоциональный интеллект способствует преодолению страхов и сомнений, которые могут мешать творческому росту и развитию.

Таким образом, уровень эмоционального интеллекта может значительно повлиять на результаты творческой деятельности человека.

Эмоциональный интеллект развивается у человека на протяжении всей жизни. Его развитие можно стимулировать еще с детства с помощью различных средств, в их числе – творчество и искусство.

Отправной точкой могут служить занятия творчеством в интересной и увлекательной форме, причем они не должны быть ограничены только дидактически, ребенку нужна относительного уровня свобода. Когда юный автор посвящает свое время любому виду творчества, он получает не только новые впечатления, но и обрабатывает их эмоционально, размышляет, накапливает и обобщает. Рассматривая картины выдающихся художников, ребенок словно вступает в творческий диалог с создателем, обсуждая содержание полотна. Это помогает ему сформировать свое мнение о происходящем на картине и погрузиться в мир «чувственно-смысловых связей». В результате изобразительное искусство становится важным инструментом для развития и совершенствования эмоционального интеллекта.

Дети через свои рисунки делятся мыслями, чувствами и впечатлениями об окружающем мире. Многие дети любят говорить о своих эмоциях и переживаниях, и это очень важно для них. Поэтому родители должны поддерживать своих детей в этом и проявлять интерес к их рисункам.

Знакомство детей с портретной живописью может помочь развитию их эмоционального интеллекта. Портреты позволяют увидеть внутренний мир человека и его чувства. Однако объяснить это детям может быть непросто. Педагогам изобразительного искусства необходимо работать вместе с родителями, чтобы помочь им понять, как правильно общаться со своими детьми и поддерживать их развитие. Взаимодействие с семьей также важно для развития эмоционального интеллекта.

Развить эмоциональный интеллект у детей может даже такая творческая активность, как создание различных красочных масок. Дети с удовольствием фантазируют и используют цвет и линии, чтобы передать различные эмоции в масках: радость, грусть, злость и прочие. Как правило, педагоги сначала знакомят детей с мимикой лица, сопоставляют её с известными детям эмоциями и уже после проводят занятие, посвященное созданию масок.

Формирование интереса к личности другого человека – ещё один фактор, который может значительно повлиять на уровень эмоционального интеллекта. Дети изучают биографии самых разных выдающихся людей – деятелей искусства, обретают кумиров, в какой-то степени мысленно проживают их опыт посредством свойственной человеку эмпатии.

Конечно же, не стоит забывать о наиболее очевидном способе научить детей понимать и принимать свои и чужие эмоции. Речь идёт о создании вокруг каждого из детей условий социального взаимодействия, общения. Если мы говорим о творческой деятельности, то хорошо подойдет коллективное творчество, в процессе которого дети взаимодействуют друг с другом, договариваются, развивают в себе взаимопонимание.

Интересным упражнением для достижения поставленной цели является активность, направленная на выражение своих эмоций через абстрактные формы, например, через цвет или геометрические фигуры. Можно усилить эффективность этого метода, попросив детей обменяться результатами своего творчества и попробовать опознать, какую конкретную эмоцию изобразил автор творения.

Многие из перечисленных методик на самом деле подходят для развития эмоционального интеллекта и у детей, и у взрослых. Однако значительно повлиять на уровень эмоционального интеллекта у сформировавшейся личности гораздо сложнее, чем сделать то же самое с гибким детским самосознанием. Как же развить в себе эмоциональный интеллект посредством творчества или искусства? Существует несколько способов:

  1. Чтение книг – это один из самых простых способов развить свой эмоциональный интеллект, так как книги учат нас понимать эмоции других людей и развивать свою эмпатию.
  2. Просмотр фильмов и сериалов. Фильмы и сериалы помогают зрителям понять, как другие люди могут реагировать на различные ситуации.
  3. Посещение театров и музеев. Просмотр постановок и анализ различных экспонатов вызывают у индивидуума палитру разнообразных эмоций. Кроме того, сами предметы искусства включают в себя эмоции своего создателя, что развивает у зрителей эмпатию.
  4. Участие в творческих кружках и студиях – полезно не только для детей, но и для взрослых. В таких кружках мы можем общаться с другими людьми, обретать толерантность к самым разным эмоциям и их проявлениям.
  5. Ведение дневника – отличный способ и проявить себя творчески в написании текстов и оформлении написанного, и выразить свои эмоции, разобрать их.

Таким образом, резюмируя все вышесказанное можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект – одна из важнейших составляющих личности современного человека – тесно связан с искусством и творчеством. Эмоциональный интеллект, искусство и творчество развивают друг друга, а также способствуют развитию различных социальных навыков индивидуума.

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1986.
  2. Гоулман Э. Эмоциональный интеллект. Почему он может знать больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2017.
  3. Загвоздкин В. К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания / В. К. Загвоздкин // Культурно-историческая психология. – 2008. – № 2-97, 103 с.
  4. Ларина А. Т. Эмоциональный интеллект / А. Т. Ларина // АНИ: педагогика и психология. – 2016. – № 3 (16) – С. 275-278.
  5. Олешкевич К. И. Эстетическое воспитание детей младшего возраста в учреждениях культуры: Технологический подход: Монография / К.И. Олешкевич. – М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2019.
  6. Рыжов Д. М. Исследование и анализ развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста / Д. М. Рыжов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2. – С. 166-171.

Поделиться

496

Олешкевич К. И., Соколова М. А. Взаимовлияние эмоционального интеллекта, творчества и искусства // Актуальные исследования. 2023. №51 (181). Ч.II.С. 87-89. URL: https://apni.ru/article/7873-vzaimovliyanie-emotsionalnogo-intellekta

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля